Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса – Додсона. Мотивация достижения. Закон йеркса-додсона и управление мотивацией Закон оптимума мотивации гласит что

Последнее обновление: 07/12/2015

Согласно теории возбуждения, люди мотивируются на определенную деятельность потребностью поддерживать оптимальный уровень физиологического возбуждения.

По мнению специалистов, когда уровень возбуждения опускается ниже оптимального, человек начинает искать стимулы, которые могли бы его восстановить.

Например, встреча с друзьями, веселая вечеринка и т.д. Если же этот уровень поднимается слишком высоко, мы предпочитаем более спокойные и расслабляющие виды деятельность - например, прогулку.

Именно от особенностей человека зависит то, каким должен быть этот уровень.

Одному достаточно и относительно низкого, другому не хватит и высокого. Человеку с низким оптимальным уровнем возбуждения достаточно простых видов деятельности, чтобы чувствовать себя комфортно (вышивка или просмотр фильма). Тогда как человеку, у которого оптимальный уровень возбуждения должен быть высоким, для его поддержания требуется порой даже риск - такие люди выбирают мотоциклы, прыжки с парашютом и т.д.

Эта теория немного похожа на теорию снижения побуждения, однако вместо фокуса на снижении напряжения она концентрируется на его поддержании.

Возбуждение и деятельность

Согласно теории возбуждения, уровень возбуждения оказывает огромное влияние на нашу деятельность.

Также это явление называют законом Йеркса-Додсона. Данный закон гласит, что повышение уровня возбуждения положительным образом сказывается на нашей производительности, однако лишь до тех пор, пока оно не достигает оптимального уровня. Начиная с этой точки, с дальнейшим повышением уровня возбуждения наша производительность опять начинает все больше «хромать».

Большинство студентов испытывают этот эффект на себе во время сессии.

Повышенный уровень приводит к положительным результатам, поскольку позволяет человеку оставаться внимательным и сконцентрированным. Чрезмерное возбуждение заставляет нас нервничать и чувствовать усталость, поэтому мы не в состоянии выжать из себя все на что способны.

Немного истории

Это явление было впервые описано в 1908 году психологами Робертом Йерксом и Джоном Диллингемом Додсоном. Они обнаружили, что электрический ток подстегивал крыс, бежавших по лабиринту, однако при значительном усилении разряда крысы начинали метаться по лабиринту в различны направлениях, пытаясь избавиться от болезненных ощущений. Учены пришли к выводу, что данный эксперимент позволяет утверждать: повышенный уровень стресса и возбуждения могут оказывать положительное действие на мотивацию и внимание, но только до определенного момента.

Нервозность перед экзаменом - как раз пример действия закона Йеркса-Додсона. Легкое переживание поддерживает оптимальный уровень возбуждения и помогает нам сконцентрироваться на заданиях, а также извлечь из памяти необходимую информацию. Сильная нервозность ухудшает концентрацию внимания и усложняет извлечение информации из памяти.

Это же явление можно встретить и в спорте: легкое волнение помогает спортсмену сделать меткий выстрел, точный удар, верное движение. Редко когда героем матча становится человек, которого в самый ответственный момент вдруг начинает бить нервная дрожь.

1. Совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергетики и направленность поведения, понимается как:

а) мотивация;

в) направленность;

г) потребностное состояние.

2. Понятия «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:

а) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»;

б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»;

в) эти понятия – синонимы;

г) понятие «мотив» является разновидностью понятия «мотивация».

3. Одной из теорий мотивации является теория:

а) двух факторов Ч. Спирмена;

б) инструментальная;

в) доминанты А.А. Ухтомского;

г) ценностного обмена.

4. «Опредмеченной потребностью» мотив называл:

а) Г.А. Ковалев;

б) Л.И. Божович;

в) К.К. Платонов;

г) А.Н. Леонтьев.

5. В теории деятельности выявлен механизм образования мотивов, названный механизмом:

а) сдвига мотива на цель;

б) сдвига цели на условие;

в) сдвига цели на мотив;

г) сдвига условия на цель.

6. Механизм сдвига мотива действует:

а) в дошкольном возрасте;

б) в младшем школьном возрасте;

в) до юношеского возраста;

г) на всех этапах развития личности.

7. По А.Н. Леонтьеву, если, выполняя мотивированное действие, субъект затем начинает выполнять действие ради него самого, то это свидетельствует о сдвиге:

а) цели на условие;

б) мотива на цель;

в) условия на цель;

г) цели на мотив.

8. Некоторые противоречия между двумя или более когнициями называются:

а) когнитивным диссонансом;

б) когнитивным консонансом;

в) проблемной ситуацией;

г) фрустрацией.

9. Когнитивный диссонанс не снимается:

а) изменением одной из когниций;

б) снижением значимости входящих в диссонантные отношения когниций;

в) добавлением новой когниции;

г) вытеснением проблемной ситуации.

10. Согласно теории функциональной системы инициирует поведение человека:

а) доминирующая мотивация;

б) обстановочная афферентация;

в) пусковая афферентация;

г) память.

11. Теория мотивационного контроля Д. Хайленда не является своего рода обобщением идей и концепций, сформировавшихся в недрах:

а) кибернетики;

б) теории управления;

в) психологии;

а) К. Роджерс;

б) А. Маслоу;

в) Ф. Хайдер;

г) Г. Олпорт.

13. По мнению большинства классических бихевиористов, основным механизмом мотивации является принцип:

а) постоянства;

б) реальности;

в) гомеостаза;

г) удовольствия.

14. Положение теории поля К. Левина о том, что мотивация возникает в неравновесной «системе напряжений», основывается на принципе:

а) гомеостаза;

б) реальности;

в) постоянства;

г) кибернетики.

15. Мотивы, возникшие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно согласно принципу:

а) реальности;

б) самодетерминации;

в) функциональной автономии;

г) удовольствия.

16. Интерпретация человеком причин и мотивов поведения других людей межличностного восприятия – это:

а) перцепция;

б) аттракция;

в) каузальная атрибуция;

г) апперцепция.

17. Приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия, называется:

а) перцепцией;

б) атрибуцией;

в) аттитюдом;

г) апперцепцией.

18. Основы изучения каузальной атрибуции заложил:

а) Я. Морено;

б) Л. Фестингер;

в) Ф. Хайдер;

г) Дж. Келли.

19. В отечественной психологии разработка проблемы каузальной атрибуции ведется на основе методологического принципа:

а) целостности данного процесса;

б) деятельностного опосредствования данного процесса;

в) обратной связи данного процесса;

г) системности данного процесса.

20. В большей степени, чем теория других психоаналитиков, ориентирована на рассмотрение социальных аспектов человеческого поведения концепция:

а) К. Юнга;

б) А. Адлера;

в) К. Хорни;

г) Э. Фромма.

21. Зависимость эффективности деятельности личности от силы ее мотивации (активации нервной системы) на эту деятельность выражает закон:

а) экономии;

б) Йеркса – Додсона;

в) Эммерта;

22. Основателем исследований в области мотивации достижений считается:

а) Д.С. Мак-Клелланд;

б) Р. Аткинсон;

в) Х. Хекхаузен;

г) К. Роджерс.

23. Исследования мотивации достижения начались:

а) в 1930-х гг.;

б) в 1940-х гг.;

в) в 1950-х гг.;

г) в 1960-х гг.

24. Закон оптимума мотивации принято называть законом:

б) Йеркса – Додсона;

в) Ллойда – Моргана;

25. Чем сложнее для субъекта деятельность, тем более низкий уровень мотивации для нее оптимален согласно закону:

а) прегнантности;

б) Блонделя;

в) Йеркса – Додсона;

г) эмоциональной константности.

26. Уровень мотивации, при котором деятельность максимально успешна, называется:

а) экстремумом мотивации;

б) оптимумом мотивации;

в) минимумом мотивации;

г) вершиной мотивации.

27. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:

а) от 3 до 7 лет;

б) от 3 до 10 лет;

в) от 3 до 13 лет;

г) от 3 до 16 лет.

28. В большинстве экспериментальных и корреляционных исследований в области психологии мотивации получается зависимость:

а) логарифмическая;

б) нелинейная U-образного типа;

в) сложная квазипериодическая;

г) инвертированная U-образного типа.

29. Графически закон оптимума мотивации можно представить в виде:

а) прямой линии;

б) логарифмической кривой;

в) колоколообразной кривой;

г) сложной квазипериодической зависимости.

30. Неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения – это…

а) потребность;
б) установка;
в) мотив;
г) стремление.

31. Неудовлетворенная потребность – это …
а) интерес;
б) мотив;
в) направленность;
г) намерение.

32. Мотивационная сфера человека характеризуется следующими особенностями: …
а) субъективностью;
б) динамичностью;
в) социальной обусловленностью;
г) включает как осознаваемые, так и неосознаваемые мотивы.
д) Все ответы верны.
е) Все ответы неверны.

В психологии известен феномен , согласно которому самые лучшие результаты работы получаются при среднем уровне мотивации человека. По понятным причинам, при низком уровне мотивации будет наблюдаться низкие результаты работы. Парадоксально то, что результаты работы ухудшаются также и при чрезмерно высокой мотивации.

Ученые Роберт Йеркс и Джон Додсон выявили эмпирический закон, названный законом Йеркса – Додсона об оптимуме мотивации. Объясняется этот феномен тем, что при слишком большой мотивации увеличивается количество ошибок из-за нервного напряжения. Импульсивные действия и необдуманные поступки приводят к общему падению эффективности.

При этом для каждого вида задач есть свой оптимум мотивации. Так сложные задачи эффективнее реализуются при низкой мотивации, средние по сложности задачи наиболее эффективно достигаются при средней мотивации, а простые задачи при высокой мотивации.

Таким образом, более сложные задачи лучше делать на более низкой мотивации и более размеренно. Задачи средней сложности лучше выполнять на среднем уровне мотивации. В каждом конкретном случае есть свой оптимум.

Эффективность деятельности зависит от мотивации по графикам в виде перевернутой U-образной кривой. Поначалу при росте мотивации растет эффективность. Но позже дальнейший рост мотивации приводит к обратному результату из-за чрезмерного роста тревоги.

Закон Йеркса-Додсона объясняет, почему, изо всех сил стремясь к , мы можем существенно повысить риск провала? Как высокая заинтересованность в достижении желаемого результата может сыграть злую шутку и стать, согласно закону Йеркса-Додсона, причиной того, что дело будет брошено на полпути? Оказывается, избыточная упорность и заинтересованность в результате – не всегда идет во благо. Но почему так происходит?

В чем заключается смысл закона?

Закон Йеркса-Додсона гласит: для достижения результата достаточно среднего уровня. Зависимость между заинтересованностью человека и эффективностью осуществляемой им деятельности далеко не всегда прямо пропорциональна.

Открытие закона Йеркса-Додсона

В начале прошлого века британские психологи Додсон и Йеркс исследовали особенности передвижения крыс по лабиринту при воздействии на них разрядов электротока. Сначала при увеличении его силы животные начинали пробегать по нему быстрее. Но очередное повышение силы импульсов привело к неожиданному результату – время прохождения лабиринта не уменьшилось, а увеличилось.

Эти данные привлекли особое внимание ученых. После детального изучения ситуации выяснилось, что причиной происходящего стал избыточный . Он повлек за собой паническое поведение у крыс и их хаотичное передвижение по лабиринту. Поэтому время выхода из него существенно увеличилось.

Детальнее о положениях закона

Известный древнеримский философ Цицерон писал: «Страсть - есть чрезмерно сильное движение души». И эта цитата касается вовсе не любовных отношений. Она относится к избытку эмоций в любом деле и отлично отражает суть закона мотивации Йеркса-Додсона. Детальнее его описывают следующие два положения:

  • Зависимость эффективности действий от уровня мотивации имеет вид кривой в форме перевернутой буквы U. Согласно ей с ростом мотивации качество деятельности повышается лишь поначалу. После достижения оптимума мотивации оно начинает стремительно снижаться.
  • Согласно закону оптимума мотивации Йеркса-Додсона существует обратная зависимость между уровнем достаточной мотивации и степенью сложности задачи. Для успешного достижения сложной цели ее уровень должен быть ниже, чем для менее трудной цели.

Примеры действия закона Йеркса-Додсона

К ярким примерам его проявления можно отнести следующие ситуации:

  • Провалы ответственных учеников-отличников на важных вступительных экзаменах.
  • Неудачи в похудении среди людей, которые всерьез берутся за дело.
  • Отказы в приеме на работу людям, которые продолжительное время основательно готовились к собеседованию.

Приведенные примеры отражают парадоксальные в понимании многих из нас ситуации. Ведь в них нацеленные на результат люди терпят крах из-за чрезмерной мотивации. Закон Йеркса-Додсона открывает эффективность деятельности с новой стороны, акцентируя внимание на умеренном настрое. Как такое возможно?

Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона помогает определить достаточный уровень заинтересованности, который не помешает достижению необходимого результата. Но почему и в какой точке стремление может вдруг стать фатальной помехой?

Дело в том, что возрастающая мотивация способна вызвать нежелательные эмоциональные состояния. Сначала она стимулирует увеличение напряжения в подкорке головного мозга. Чрезмерно сильные импульсы начинают атаковать кору и провоцируют ее разлитое возбуждение. Вследствие этого возникают ощущения тревоги, страха или беспокойства, которые способны разрушить и превратить в пыль любой .

Согласно закону Йеркса-Додсона важную роль играет также оптимальный уровень тревоги, а не только мотивации. Он должен позволять человеку принимать обдуманные решения и не становиться причиной паники и .

По каким критериям определяют оптимум мотивации?

Признаки наступления оптимума мотивации Признаки утраты оптимума мотивации
Устойчивый настрой в заданном направлении. Нарастающее напряжение, переходящее в нервозность.
Адекватная реакция на происходящее, включая непредвиденные сложности. Повторяющиеся ошибки.
Подмена искреннего энтузиазма чисто волевым настроем.
Стойкий интерес к процессу работы.
Желание бросить начатое.
Нарастание тревоги и страха.
Поиск творческого решения задач. Паника и неспособность спокойно воспринимать непредвиденные обстоятельства.

Использование закона Йеркса-Додсона на практике

Закон оптимума Йеркса-Додсона позволяет спланировать грамотное достижение цели, определяя достаточный, но при этом и безопасный уровень мотивации.

В рабочих процессах

Понимание оптимума мотивации помогает руководителям повышать эффективность деятельности подопечных. Учитывая его, они не станут использовать для улучшения результатов манипуляции с оплатой труда. Ведь возникшая из-за этого конкуренция может вызывать психологический разлад в состоянии подчиненных и ухудшение результатов труда. Также люди на любых должностях могут разумно подойти к мотивации и деятельности, опираясь на закон Йеркса-Додсона.

В саморазвитии

Стремясь к личностному росту, мы не должны чрезмерно упорствовать и нагружать себя. Помните, любые изменения требуют и терпения. Чтобы не сдаться досрочно, стоит позаботиться об удержании мотивации на достаточном уровне.

В занятиях спортом

Используя данный феномен, можно разумно контролировать настрой в . Это поможет предотвратить преждевременные срывы и . Ведь спорт требует умения рассчитывать силы, а не тратить их в самом начале забега. Опытные тренеры знакомы с понятием оптимума мотивации. Они всегда помогают подопечным сохранять его на протяжении необходимого срока.

Заключение

Закон Йеркса-Додсона характеризует зависимость между стремлением к намеченному результату и реальными итогами с непривычной для многих точки зрения. Он заставляет задуматься над популярным мнением, что мотивацию важно повышать непрестанно.

План ответа

    Влияние мотивации на продуктивность.

    1. Строение деятельности и мотивация.

      Оптимум мотивации.

    Закон Йеркса-Додсона.

    Мотивация достижения.

    1. Мотивация на успех и на неудачу.

Ответ:

  1. Влияние мотивации на продуктивность.

    1. Строение деятельности и мотивация.

Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели – результаты, на достижение которых деятельность направлена: средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяется определенным образом мотивированная деятельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий – операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, и условия для достижения необходимого результата. Продуктивность деятельности будет наивысшей при наилучшем соотношении мотивов, целей и средств.

Мотивация – совокупность причин, которые определяют, поддерживают, задают поведение. На успешность деятельности оказывают влияние сила и структура мотивации. Чем выше сила мотивации, тем выше результат деятельности. Мотив может характеризоваться качественно. Бывают внешние и внутренние мотивы. Если для личности деятельность важна сама по себе (знание – есть цель) – внутренняя мотивация, если значимы другие потребности – внешняя мотивация. То, какие именно мотивы доминируют зависит от различных причин: характер, индивидуальные особенности личности, также на вид мотива влияет характер самой деятельности.

    1. Оптимум мотивации.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Например, уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Такой характер взаимодействия продуктивности деятельности и мотивации описан законами ученых Р.М. Йерксом и Дж.Д. Додсоном.