Самые востребованные профессии связанные с химией. Интересные профессии, связанные с химией и биологией. Особенности разных направлений деятельности

В школе многие думали, что химия - бесполезный предмет, и в будущем от нее не будет никакого прока. Ну вот, на дворе XXI век - время технического прогресса. И сейчас профессии, связанные с химией, возглавляют список наиболее востребованных на рынке труда. И хорошие ученые-химики могут без доли сомнения рассчитывать на перспективную и

Но все ли отрасли химии сейчас в почете? И где получить образование химика? Каковы требования к подобным специалистам? Все эти вопросы вполне логичны и требуют внятного ответа.

Роль химии в современном мире

Для начала разберемся в том, что представляет собой химия. Если не вдаваться в подробности, то это область естественных наук, изучающая строение различных веществ, а также их реакцию с окружающей средой. То есть профессии, связанные с химией, нужны для того, чтобы исследовать эти реакции и использовать их на благо предприятия, страны или всего человечества.

Сейчас практически все товары на рынке тем или иным образом связаны с технологиями, в которых применяют химические реакции. Например, очистка топлива, использование пищевых красителей, моющие средства, пестициды для удобрения и так далее. Даже в производстве деревянной мебели, славящейся своей природной чистотой, нынче используют химические концентраты, лаки и полироли.

Поэтому для специалистов этой области всегда найдется работа. Химик, а уж тем более инженер-технолог, всегда сможет найти себе подходящее место на производстве города, главное - изначально выбрать правильное направление.

Требования к специалистам

Прежде всего, люди этой профессии должны иметь хорошую память и аналитический Ведь химик - это ученый, который должен уметь предсказывать последствия химической реакции, а для этого нужно запомнить тонны теоретического и практического материала.

Также профессии, связанные с химией, требуют много времени на освоение. Поэтому будущий специалист должен быть готов к тому, что придется всего себя посвятить этой науке. Более правильно будет сказать, что химик - это скорее призвание, чем профессия.

Ну и последнее - это креативность. Новаторские идеи, творческий подход и нестандартный взгляд на привычные вещи позволяют химику делать новые открытия. А именно они сейчас так нужны компаниям и корпорациям, дабы обойти конкурентов.

Где получить образование?

Тот материал, что преподают в школе - лишь вершина айсберга. Дабы углубить свои знания в этой области, будущим специалистам необходимо выбрать подходящее учебное заведение.

Базовые понятия можно получить в колледже или техникуме. Но нужно понимать, что от выбора учебного заведения напрямую зависит то, какой впоследствии будет работа. Химик - это довольно обширное понятие, ведь одни занимаются производством краски, а вторые повышают качество пищевых добавок. И выбирая место для учебы, прежде всего нужно думать о собственном будущем и перспективности факультета.

Что касается высшего образования, то оно дает возможность получить доступ к самым в области реакций. Сюда входит биотехнолог, нанохимик, эксперт по альтернативным видам энергии и так далее.

От теории к практике

Если сильно не придираться к разделению химиков на классы и группы, то можно выделить два основных вида: химик-теоретик и химик-практик.

Первый - это исследователь. Он ученый от головы до пяток, дни и ночи проводящий в исследовательской лаборатории в поиске новых элементов, соединений и формул. Он передовик, жаждущий открытий. Для этой категории людей химия должна быть смыслом жизни, иначе успешных открытий им не ведать.

Что касается химиков-практиков, то они в своей работе пользуются знаниями, открытыми своими коллегами. Их главная задача - воплотить все идеи в жизнь, да еще и так, чтобы они служили на благо их организации или предприятия. Ярким примером может стать и так далее.

Но, как говорилось раннее, это всего лишь общее деление. В реальности все обстоит намного сложнее и запутанней.

Профессии, связанные с химией: список наиболее востребованных специальностей

Не будем говорить о специалистах, работающих в нефтеперерабатывающих и газодобывающих отраслях, ведь они всегда считались элитой и, естественно, имеют большие оклады. Более разумно будет описать те профессии, связанные с химией, что могут гарантировать работу практически в любом регионе.

Итак, наиболее востребованные категории химиков:

  1. Химик-технолог. В зависимости от профиля обучения, может работать на пищевых или на промышленных предприятиях. Главной задачей этого специалиста является а также внедрение инноваций в производство.
  2. Химик-косметолог. Весьма популярное направление, особенно в тех регионах, где есть большие косметические предприятия.
  3. Фармацевт. Высшее образование дает возможность работать в крупных компаниях, производящих лекарства. Заурядный специалист всегда сможет найти себе место в городской аптеке.
  4. Химик-эколог. Практически в каждом городе есть отдел, следящий за экологической ситуацией в округе. В такой организации всегда есть должность штатного химика.
  5. Криминалистика и судмедэкспертиза. В МВД также нужны химики, ведь, как показывает практика, их знания могут помочь в поимке преступников.

Взгляд в будущее

Если говорить о том, какие существуют связанные с химией, то нельзя не упомянуть и ту область, которая исследует альтернативные источники энергии. Ведь вскоре запас нефти иссякнет, то же случиться и с газом, поэтому с каждым годом спрос на подобных специалистов стремительно растет. И кто знает, может, через 10-20 лет химики этого направления возглавят список самых востребованных специалистов.

Как видите, в начале XIX века (а Либих окончил гимназию в 1819 году) не относилась к числу известных и престижных. А ведь именно благодаря химии человечество вышло из каменного века в век металлов и сотен тысяч других материалов, ставших незаменимыми. Задумайтесь: всюду нас окружают материалы, к которым приложили руку химики. С помощью химии изготавливают ткани, одежду, обувь, мебель, посуду, моющие и взрывчатые вещества, краски, стройматериалы, косметику, электротехнику, все виды транспорта и еще множество полезных и нужных вещей. «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» - эти слова М.В. Ломоносова прекрасно выражают масштабы химии.

А сам химик изменяет лицо мира. Он создает новые вещества и композитные материалы из обычного минерального сырья, превращает природные составляющие в сотни и тысячи продуктов, необходимых человеку. Кстати, человечеству на сегодня известно порядка 10 млн химических соединений, и у вас есть шансы увеличить это число, став первооткрывателем новых.

Выйдет ли из вас химик?

Возможно, именно сейчас вы решаете, стоит ли связывать с химией свою судьбу, есть ли у вас способности, которые позволили бы сделать в этой области блестящую карьеру. Академик Д. А. Эпштейн утверждал, что они складываются из двух основных составляющих: «химическая голова» + «химические руки».
Как это понимать? Можно сказать, что у человека «химическая голова», если ему свойственны хорошее логическое, ассоциативное и образное мышление, способности к абстрагированию и обобщению, терминологическая память. (Впрочем, эти же качества позволят их обладателю преуспеть на поприще любой естественной науки - биологии, физики или географии.)

Но самое главное в настоящем химике - это яркий интерес к веществам и процессам их превращений, стремление с ними работать. Особенность химического мышления заключается в образных и модельных представлениях о веществе и его превращениях на уровне микромира. А когда у человека с таким мышлением аккуратные, тонко чувствующие руки - это прирожденный химик-синтетик или аналитик.

При рассмотрении биографий признанных корифеев химии можно заметить, что именно процессы превращения веществ вызывали у них в детстве живой интерес. Так, детство Д. И. Менделеева прошло на стекольном заводе, Ю. Либих с увлечением наблюдал за приготовлением лекарств в аптеке своего отца, В. Оствальд занимался фотографией, причем особенно интересовало его приготовление растворов проявителей, закрепителей, а также процессы, благодаря которым на бумаге проявляется изображение. Можно привести еще множество примеров, но, думаю, основная мысль ясна - стать хорошим химиком можно, если вас волнует именно химия процессов.

А чтобы более детально проверить степень своих способностей и подробно познакомиться с химической наукой и химической промышленностью, почитайте книгу Г. В. Лисичкина и Л. А. Коробейникововой «Годитесь ли вы в химики?»

Риск

Следует помнить, что на своем рабочем месте химик постоянно имеет дело с токсичными, едкими, легковоспламеняющимися веществами, поэтому противопоказания к этой профессии игнорировать не стоит. Это несовершенство органов чувств (тактильной чувствительности, зрения, обоняния), расстройства нервной системы (головокружение, дрожание рук), болезни сердечно-сосудистой и дыхательной системы, рассеянность, неустойчивое внимание, высокая склонность к аллергическим реакциям. Всё это может сделать работу по специальности непереносимой.

В то же время не надо думать, что современный химик обречен на плохое самочувствие. Соблюдение правил техники безопасности, использование современных средств защиты позволяет устранить вред здоровью либо свести его к минимуму.

Три пути

Для человека, решившего стать химиком, открываются три возможных направления обучения, которые во многом определят будущее место работы.

Научная деятельность

Классическое химическое образование можно получить на химическом факультете классического университета. Наилучшим образом реализовать свои возможности такой специалист может в качестве химика-исследователя. Эта сфера деятельности подходит именно вам, если вас интересуют научные исследования, вам нравится заниматься химией дополнительно, вы делаете значительные успехи в химических олимпиадах, осознаете важнейшее значение химии в жизни человечества и грезите о нобелевской премии. Скажем сразу, такое приложение сил имеет большие перспективы. Так, из 14 главных прикладных задач, требующих разрешения в XXI веке (согласно отчету Национальной инженерной академии США за 2006 год), три предстоит решать именно химикам. Химику-исследователю особенно пригодятся вышеупомянутые «химическая голова» + «химические руки», непреодолимое желание найти истину и способности к исследовательской работе.

Согласно профориентационной терминологии психологов, сфера труда химика-исследователя - «человек-вещество» (в сочетании с типами «человек-природа», «человек-техника» и «человек-знаковые системы»). Основное содержание труда - изучение структуры вещества и механизмов химических реакций, анализ и синтез веществ, разработка научных теорий.

Современная химическая лаборатория оснащена множеством сложнейших приборов, однако для исследователя-химика по-прежнему важно умение хорошо работать руками.

Основной результат труда - накопление научной информации, публикации в научных журналах, патенты.

Если вы хотите заниматься наукой в области химии, то в качестве места работы вас ждут исследовательские лаборатории вузов и НИИ. Ведущие научно-исследовательские институты химического профиля в Москве - это:

Здесь всегда рады молодым специалистам - и можно продолжить свое образование, обучаясь в аспирантуре, но есть один существенный недостаток. НИИ - бюджетные организации, и зарплаты здесь небольшие (в пределах 10-20 тыс. руб.), особенно у начинающих специалистов. Так что выбирают научную карьеру либо энтузиасты, которых решение научных проблем способно поглотить целиком, либо те, кто хочет приобрести начальный опыт, необходимый для успешного старта в профессию. Ведь получить ведущего специалиста или начальника лаборатории со степенью кандидата, а тем более доктора наук будут рады многие предприятия.

Педагогика

Педагогическое химическое образование можно получить на химическом и биологическом факультетах классического университета, а также на химическом или биолого-химическом факультете педагогического института (только в Москве таких несколько). Человека с таким образованием ожидает рабочее место учителя химии в школе или преподавателя химии в училищах и техникумах. Кроме «химической головы» и «химических рук» здесь потребуются педагогические способности, поскольку на первом месте в этом случае выступает взаимодействие «человек-человек», а только затем - «человек-вещество» и «человек-природа».

В преподаватели химии стоит идти, если вам нравится работа преподавателя (попробуйте поставить себя на место вашей нынешней учительницы), вы любите детей и природу, имеете успехи в изучении химии в школе. Основное содержание труда преподавателя - это непосредственно процесс обучения химии, главный результат труда - повышение уровня химического образования учащихся, их экологической культуры. Отметим, что из всех сфер деятельности химика именно на преподавательской работе контакт с опасными веществами минимален, а значит, риск получить травму или приобрести со временем хроническое заболевание практически сводится к нулю. С рабочими местами здесь тоже дело обстоит неплохо: педагогические кадры всегда нужны - а вот зарплата в этой сфере деятельности оставляет желать лучшего. В Москве ситуация более благоприятная, чем в регионах: здесь средняя зарплата учителя в начале 2008 года составила около 20 тысяч рублей — на периферии эта цифра падает до 5-10 тысяч рублей. Впрочем, сейчас министерство предпринимает целый ряд мер по повышению престижности учительской профессии и омоложению педагогических коллективов, ведь на сегодня 40 процентов школьных педагогов пенсионного возраста и им нужна замена.

Технолог

Специалистов с технологическим химическим образованием выпускают химико-технологические факультеты технических вузов, среди них ведущими являются:

  • Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева (РХТУ),
  • Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова,
  • Московский государственный открытый университет.

Человека, получившего здесь образование, ждет работа инженера-технолога на химическом производстве. Основные сферы действия технолога - «человек-техника» и «человек-вещество», приветствуется наличие технического мышления, изобретательских способностей, место работы - цеха заводов и производственные лаборатории (работа в помещении или на открытом воздухе, в условиях «химического микроклимата»). Еще совсем недавно многие химические предприятия в России простаивали, а на заводы шли работать от силы 5-7% выпускников профильных вузов, но сейчас времена меняются - и оживающая химическая промышленность остро нуждается в молодых специалистах. К тому же сегодня многие химические предприятия России стали предлагать достойные зарплаты - так, на заводе специалист может получать от 25 000 до 50 000 рублей, а в некоторых случаях можно рассчитывать на предоставление ведомственного жилья. Большим спросом пользуются химики-технологи на предприятиях по производству и переработке пластмасс, на заводах, производящих лакокрасочные материалы, удобрения, в нефтехимической отрасли. Суть работы химика-технолога состоит в разработке новых составов с заданными свойствами; в проведении исследований по подбору оптимального сырья, внедрению технологий производства новых продуктов и контроле над этими процессами; в изучении свойств полученных веществ и корректировке рецептур с целью улучшения их качества.

Отметим, что сегодня особенно востребованы (и имеют наибольший уровень доходов) не просто химики-технологи, а специалисты, которые способны работать с поставщиками сырья, хорошо ориентируются на рынке химических веществ, могут разработать и возглавить проекты по внедрению нового вида продукции. А значит, вам не помешают инициативность, умение работать с людьми, дополнительные знания по экономике и менеджменту. Все эти качества помогут сделать карьеру и занять руководящие позиции на химическом предприятии.

Получить химическое образование

Хорошая новость - на химические специальности конкурс обычно небольшой, даже в ведущих профильных институтах он редко выше двух человек на место. Например, в РХТУ им. Д. И. Менделеева на популярную специальность «Химическая технология органических веществ» в прошлом году конкурс был 1,8 человека. Самый высокий конкурс был, пожалуй, на химическом факультете МГУ (3,4 человека). Заметим, однако, что в последние десять лет до 80% медалистов, подавших сюда заявления, становятся студентами химического факультета. Думаю, такая ситуация связана, скорее, с демографическим кризисом, чем с падением интереса абитуриентов к химии. Впрочем, это не повод, чтобы расслабляться: вступительные экзамены по-прежнему сложны. Кроме профильной химии, нужно сдать математику и русский язык. В большинстве «химических» вузов работают подготовительные курсы.

Впрочем, тем, кто поступил на химфак, нужно готовиться к долгой и напряженной работе. Учиться на химика действительно тяжело - и по силам только тем, кто искренне увлечен этой наукой. Химию в том или ином виде изучают в течение всего периода обучения. Вас ждет тесное знакомство с неорганической, органической, аналитической, физической, коллоидной и другими видами химии. Традиционно трудности вызывает большой объем высшей математики и физики, изучаемых на первых двух курсах. Если вуз технологический, то к этому следует добавить сложные технические дисциплины: «Автоматизация химико-технологических процессов», «Контроль, учет и технико-экономический анализ в отрасли» и др.

А нам остается лишь пожелать успехов всем будущим химикам при поступлении, учебе и трудоустройстве.

Как видите, в начале XIX века (а Либих окончил гимназию в 1819 году) не относилась к числу известных и престижных. А ведь именно благодаря химии человечество вышло из каменного века в век металлов и сотен тысяч других материалов, ставших незаменимыми. Задумайтесь: всюду нас окружают материалы, к которым приложили руку химики. С помощью химии изготавливают ткани, одежду, обувь, мебель, посуду, моющие и взрывчатые вещества, краски, стройматериалы, косметику, электротехнику, все виды транспорта и еще множество полезных и нужных вещей. «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» - эти слова М.В. Ломоносова прекрасно выражают масштабы химии.

А сам химик изменяет лицо мира. Он создает новые вещества и композитные материалы из обычного минерального сырья, превращает природные составляющие в сотни и тысячи продуктов, необходимых человеку. Кстати, человечеству на сегодня известно порядка 10 млн химических соединений, и у вас есть шансы увеличить это число, став первооткрывателем новых.

Выйдет ли из вас химик?

Возможно, именно сейчас вы решаете, стоит ли связывать с химией свою судьбу, есть ли у вас способности, которые позволили бы сделать в этой области блестящую карьеру. Академик Д. А. Эпштейн утверждал, что они складываются из двух основных составляющих: «химическая голова» + «химические руки».
Как это понимать? Можно сказать, что у человека «химическая голова», если ему свойственны хорошее логическое, ассоциативное и образное мышление, способности к абстрагированию и обобщению, терминологическая память. (Впрочем, эти же качества позволят их обладателю преуспеть на поприще любой естественной науки - биологии, физики или географии.)

Но самое главное в настоящем химике - это яркий интерес к веществам и процессам их превращений, стремление с ними работать. Особенность химического мышления заключается в образных и модельных представлениях о веществе и его превращениях на уровне микромира. А когда у человека с таким мышлением аккуратные, тонко чувствующие руки - это прирожденный химик-синтетик или аналитик.

При рассмотрении биографий признанных корифеев химии можно заметить, что именно процессы превращения веществ вызывали у них в детстве живой интерес. Так, детство Д. И. Менделеева прошло на стекольном заводе, Ю. Либих с увлечением наблюдал за приготовлением лекарств в аптеке своего отца, В. Оствальд занимался фотографией, причем особенно интересовало его приготовление растворов проявителей, закрепителей, а также процессы, благодаря которым на бумаге проявляется изображение. Можно привести еще множество примеров, но, думаю, основная мысль ясна - стать хорошим химиком можно, если вас волнует именно химия процессов.

А чтобы более детально проверить степень своих способностей и подробно познакомиться с химической наукой и химической промышленностью, почитайте книгу Г. В. Лисичкина и Л. А. Коробейникововой «Годитесь ли вы в химики?»

Риск

Следует помнить, что на своем рабочем месте химик постоянно имеет дело с токсичными, едкими, легковоспламеняющимися веществами, поэтому противопоказания к этой профессии игнорировать не стоит. Это несовершенство органов чувств (тактильной чувствительности, зрения, обоняния), расстройства нервной системы (головокружение, дрожание рук), болезни сердечно-сосудистой и дыхательной системы, рассеянность, неустойчивое внимание, высокая склонность к аллергическим реакциям. Всё это может сделать работу по специальности непереносимой.

В то же время не надо думать, что современный химик обречен на плохое самочувствие. Соблюдение правил техники безопасности, использование современных средств защиты позволяет устранить вред здоровью либо свести его к минимуму.

Три пути

Для человека, решившего стать химиком, открываются три возможных направления обучения, которые во многом определят будущее место работы.

Научная деятельность

Классическое химическое образование можно получить на химическом факультете классического университета. Наилучшим образом реализовать свои возможности такой специалист может в качестве химика-исследователя. Эта сфера деятельности подходит именно вам, если вас интересуют научные исследования, вам нравится заниматься химией дополнительно, вы делаете значительные успехи в химических олимпиадах, осознаете важнейшее значение химии в жизни человечества и грезите о нобелевской премии. Скажем сразу, такое приложение сил имеет большие перспективы. Так, из 14 главных прикладных задач, требующих разрешения в XXI веке (согласно отчету Национальной инженерной академии США за 2006 год), три предстоит решать именно химикам. Химику-исследователю особенно пригодятся вышеупомянутые «химическая голова» + «химические руки», непреодолимое желание найти истину и способности к исследовательской работе.

Согласно профориентационной терминологии психологов, сфера труда химика-исследователя - «человек-вещество» (в сочетании с типами «человек-природа», «человек-техника» и «человек-знаковые системы»). Основное содержание труда - изучение структуры вещества и механизмов химических реакций, анализ и синтез веществ, разработка научных теорий.

Современная химическая лаборатория оснащена множеством сложнейших приборов, однако для исследователя-химика по-прежнему важно умение хорошо работать руками.

Основной результат труда - накопление научной информации, публикации в научных журналах, патенты.

Если вы хотите заниматься наукой в области химии, то в качестве места работы вас ждут исследовательские лаборатории вузов и НИИ. Ведущие научно-исследовательские институты химического профиля в Москве - это:

Здесь всегда рады молодым специалистам - и можно продолжить свое образование, обучаясь в аспирантуре, но есть один существенный недостаток. НИИ - бюджетные организации, и зарплаты здесь небольшие (в пределах 10-20 тыс. руб.), особенно у начинающих специалистов. Так что выбирают научную карьеру либо энтузиасты, которых решение научных проблем способно поглотить целиком, либо те, кто хочет приобрести начальный опыт, необходимый для успешного старта в профессию. Ведь получить ведущего специалиста или начальника лаборатории со степенью кандидата, а тем более доктора наук будут рады многие предприятия.

Педагогика

Педагогическое химическое образование можно получить на химическом и биологическом факультетах классического университета, а также на химическом или биолого-химическом факультете педагогического института (только в Москве таких несколько). Человека с таким образованием ожидает рабочее место учителя химии в школе или преподавателя химии в училищах и техникумах. Кроме «химической головы» и «химических рук» здесь потребуются педагогические способности, поскольку на первом месте в этом случае выступает взаимодействие «человек-человек», а только затем - «человек-вещество» и «человек-природа».

В преподаватели химии стоит идти, если вам нравится работа преподавателя (попробуйте поставить себя на место вашей нынешней учительницы), вы любите детей и природу, имеете успехи в изучении химии в школе. Основное содержание труда преподавателя - это непосредственно процесс обучения химии, главный результат труда - повышение уровня химического образования учащихся, их экологической культуры. Отметим, что из всех сфер деятельности химика именно на преподавательской работе контакт с опасными веществами минимален, а значит, риск получить травму или приобрести со временем хроническое заболевание практически сводится к нулю. С рабочими местами здесь тоже дело обстоит неплохо: педагогические кадры всегда нужны - а вот зарплата в этой сфере деятельности оставляет желать лучшего. В Москве ситуация более благоприятная, чем в регионах: здесь средняя зарплата учителя в начале 2008 года составила около 20 тысяч рублей — на периферии эта цифра падает до 5-10 тысяч рублей. Впрочем, сейчас министерство предпринимает целый ряд мер по повышению престижности учительской профессии и омоложению педагогических коллективов, ведь на сегодня 40 процентов школьных педагогов пенсионного возраста и им нужна замена.

Технолог

Специалистов с технологическим химическим образованием выпускают химико-технологические факультеты технических вузов, среди них ведущими являются:

  • Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева (РХТУ),
  • Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова,
  • Московский государственный открытый университет.

Человека, получившего здесь образование, ждет работа инженера-технолога на химическом производстве. Основные сферы действия технолога - «человек-техника» и «человек-вещество», приветствуется наличие технического мышления, изобретательских способностей, место работы - цеха заводов и производственные лаборатории (работа в помещении или на открытом воздухе, в условиях «химического микроклимата»). Еще совсем недавно многие химические предприятия в России простаивали, а на заводы шли работать от силы 5-7% выпускников профильных вузов, но сейчас времена меняются - и оживающая химическая промышленность остро нуждается в молодых специалистах. К тому же сегодня многие химические предприятия России стали предлагать достойные зарплаты - так, на заводе специалист может получать от 25 000 до 50 000 рублей, а в некоторых случаях можно рассчитывать на предоставление ведомственного жилья. Большим спросом пользуются химики-технологи на предприятиях по производству и переработке пластмасс, на заводах, производящих лакокрасочные материалы, удобрения, в нефтехимической отрасли. Суть работы химика-технолога состоит в разработке новых составов с заданными свойствами; в проведении исследований по подбору оптимального сырья, внедрению технологий производства новых продуктов и контроле над этими процессами; в изучении свойств полученных веществ и корректировке рецептур с целью улучшения их качества.

Отметим, что сегодня особенно востребованы (и имеют наибольший уровень доходов) не просто химики-технологи, а специалисты, которые способны работать с поставщиками сырья, хорошо ориентируются на рынке химических веществ, могут разработать и возглавить проекты по внедрению нового вида продукции. А значит, вам не помешают инициативность, умение работать с людьми, дополнительные знания по экономике и менеджменту. Все эти качества помогут сделать карьеру и занять руководящие позиции на химическом предприятии.

Получить химическое образование

Хорошая новость - на химические специальности конкурс обычно небольшой, даже в ведущих профильных институтах он редко выше двух человек на место. Например, в РХТУ им. Д. И. Менделеева на популярную специальность «Химическая технология органических веществ» в прошлом году конкурс был 1,8 человека. Самый высокий конкурс был, пожалуй, на химическом факультете МГУ (3,4 человека). Заметим, однако, что в последние десять лет до 80% медалистов, подавших сюда заявления, становятся студентами химического факультета. Думаю, такая ситуация связана, скорее, с демографическим кризисом, чем с падением интереса абитуриентов к химии. Впрочем, это не повод, чтобы расслабляться: вступительные экзамены по-прежнему сложны. Кроме профильной химии, нужно сдать математику и русский язык. В большинстве «химических» вузов работают подготовительные курсы.

Впрочем, тем, кто поступил на химфак, нужно готовиться к долгой и напряженной работе. Учиться на химика действительно тяжело - и по силам только тем, кто искренне увлечен этой наукой. Химию в том или ином виде изучают в течение всего периода обучения. Вас ждет тесное знакомство с неорганической, органической, аналитической, физической, коллоидной и другими видами химии. Традиционно трудности вызывает большой объем высшей математики и физики, изучаемых на первых двух курсах. Если вуз технологический, то к этому следует добавить сложные технические дисциплины: «Автоматизация химико-технологических процессов», «Контроль, учет и технико-экономический анализ в отрасли» и др.

А нам остается лишь пожелать успехов всем будущим химикам при поступлении, учебе и трудоустройстве.

Лекарства от старения, диета, излечивающая диабет, способы создания ранее не существовавших живых систем, нейропротезирование, возможность стирать воспоминания и видеть невидимое, а также многое и многое другое. «Что это?» - спросите вы. Речь идет о самых последних научных открытиях в области биологии - дисциплине, которая сегодня является одной из самых динамично развивающихся. Появились новые профессии, связанные с биологическими науками и чрезвычайно востребованные на рынке труда. Поговорим о наиболее популярных из них и самых новых.

Биология - не отдельная наука, замкнутая сама на себе. Это целый комплекс знаний о живом мире, в который входят десятки самостоятельных направлений.

Например, ботаника изучает растения, анатомия - строение организма человека и животных, физиология - работу тела, а также особенности функционирования отдельных систем и органов, гистология - строение тканей, зоология - животных, микология - грибы, вирусология - вирусы, бактериология - бактерии. Более того, каждая из этих областей биологии имеет свои дополнительные ответвления.

В последние годы стали активно развиваться экология — наука об окружающей среде и взаимодействии живых организмов, генетика, изучающая закономерности наследственности, этология, предметом изучения которой является поведение животных, и другие направления науки.

Наконец, появились совершенно новые научные дисциплины, такие, например, как квантовая, синтетическая и вычислительная биология. А также смежные науки, которые существуют на стыке биологических знаний и математики, физики, медицины, химии и т.д.

История возникновения и развития биологии

Отдельной эта отрасль стала не так давно - в XIX веке. Но корни ее зарождения находятся еще в древности.

Гиппократ установил связь между здоровьем организма и, например, наследственностью, питанием, влиянием окружающей среды и другими факторами.

Соотечественник врача, философ и ученый Аристотель, живший в 4 веке до нашей эры, систематизировал живую и неживую природу. Он же поделил мир на растения, животных и человека, землю, а также воду и воздух.

Большое исследование мыслитель посвятил животным. Он описал их происхождение, строение, способы размножения и т.д. Считается, что основоположником зоологии, как подраздела биологии, является именно Аристотель.

Еще один древний грек, ученый Теофаст, подарил нам первые знания в области ботаники. Он открыл порядка полутысячи видов растений, а также ввел ряд ботанических терминов.

Древнеримский естествоиспытатель Плиний Старший написал труд из тридцати семи томов, где изложил наиболее полные на тот момент сведения о живых организмах. Называется работа «Естественная история».

Врач и философ Клавдий Гален занимался вскрытием животных и изучением их внутреннего строения и органов. Это помогло ученому сделать открытия в области анатомии, физиологии, неврологии и других дисциплинах. Его методологию по препарированию обезьян и свиней использовали вплоть до 16 века, а открытие Глена о том, что мозг контролирует движение тела до сегодняшнего дня никто не оспаривал.

Древние ученые заложили также основы научной анатомии, эмбриологии, микробиологии, генетики, теории клеток и системы естественного отбора в живой среде.

Изначально биология была предметом интереса ученых, но уже в ХХ веке ее стали изучать в школах и вузах, потому что знание науки дает возможность разбираться во многих других сферах жизни. И конечно, биология стала базовой основой для многих важных профессий.

Рейтинг ТОП-11 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Топ-5 профессий, связанных с биологией

Ученый-биолог

Сфера изучения специалиста, владеющего этой профессии, чрезвычайно широка. Он изучает законы происхождения и развития живых организмов, способы их взаимодействия между собой и со средой обитания. Эти вопросы касаются всех существ, которые населяют окружающую среду.

Открытия ученых-зоологов используются в медицине, сельском хозяйстве, фармакологии, ветеринарии. Работать зоологи могут в аграрном секторе, зоопарках, природных заповедниках, научно-исследовательских центрах.

Биолог-ботаник изучает растения, их виды, свойства и развитие. Специалист в этой области находит и классифицирует новые разновидности флоры, а также исследует влияние растений на животных и человека. Результаты научных открытий в области ботаники используются в различных технологиях, медицине, производстве лекарств, агрономии, цветоводстве и других фито направлениях науки.

Ученые, которые специализируются на анатомии людей и животных, занимаются изучением строения и физиологии человека. Казалось бы, тема давно изученная. Однако открытия в этой сфере продолжаются. Например, в 2013 году учёные обнаружили ранее неизвестную переднебоковую коленную связку, которая во время травм и вывихов часто повреждается.

В 2018 году Нобелевскую премию за открытие в области физиологии получили американец Джеймс Эллисонс и японец Тасуку Хондзё. Они предложили метод терапии раковых клеток с помощью мобилизации внутренних ресурсов организма, а именно иммунитета. Новая методика позволит отказаться от химических и других агрессивных способов лечения онкологии.

Врач

Это древняя и уважаемая профессия. Существует выражение: врач - первый после Бога. Это значит, что в его руках находится самое главное - жизнь человека. Не случайно к качеству подготовки людей в белых халатах предъявляются особые требования, а специалисты, которые имеют «золотые» руки» и высокую профессиональную квалификацию, чрезвычайно ценятся.

Доктор может быть врачом общей терапии, а также специализироваться в отдельном направлении - кардиологии, урологии, хирургии, эндокринологии, офтальмологии, иммунологии и т.д.

Обучение профессии занимает не менее шести лет с последующей практикой в ординатуре. Квалификация врача требует регулярного подтверждения, а ему самому необходимо регулярно повышать уровень самообразования и осваивать новые медицинские технологии, ведь медицина постоянно развивается

У профессии есть один безусловный «плюс» - ее востребованность. Насколько быстрой и успешной будет карьера - вопрос исключительного желания, старательности будущего врача, а главное его любви к этому сложному, но благородному делу.

Ветеринар

Врачеватели братьев наших меньших всегда оставались в тени «настоящих» врачей. Однако все больше людей заводят дома животных, причем не только традиционных кошек, собак и канареек, но и экзотических хорьков, мини-пигов, шиншилл и енотов.

Не стоит забывать, что практически каждый крупный населенный пункт имеет свой зоопарк и цирк, где также необходимы . В последние годы открывается много приютов и гостиниц для животных, в которых руки специалиста придутся как нельзя кстати. Не важно, дикий зверь или домашний, он тоже требует медицинского обслуживания, поддержки, а в случае необходимости и помощи.

Сегодня вузы, которые готовят ветеринаров, не испытывают нужды в абитуриентах. А тот, кто выходит на рынок труда с полученным дипломом, имеет все возможности найти себе занятие по специальности. Всегда востребованы ветеринарные клиники, потому что любовь к животным, к счастью, свойственна современным людям и едва ли в не каждой третьей семье живет какой-нибудь четвероногий.

Агроном

Еще век назад Россия была аграрной страной, и в последние годы наблюдается тенденция к возврату ей этого статуса. Правительство разрабатывает программы по развитию сельского хозяйства, а также возрождению сел и деревень. Поэтому, вне сомнения, профессия агронома будет возрождаться.

Чем занимается агроном? Под его контролем происходит отбор и оценка качества посевного материала. Он следит за проведением посадочных работ, контролирует процесс роста урожая, оценивает здоровье растений на разных этапах, а также объем и качество собранного урожая.

На агрономе также лежит ответственность за состояние почвы, заготовку удобрений, борьбу с вредителями, условия хранения собранных овощей, фруктов, зерновых культур и много другой важной работы, от которой зависит продовольственная и экономическая стабильность большой страны.

Готовят специалистов в области сельского хозяйства сельскохозяйственные институты и академии. Они существуют во многих регионах, а особенно в тех, которые специализируются на развитии этой перспективной отрасли народного хозяйства.

Технолог пищевой промышленности

Человечество давно перешло от сыроедения к продуктам, подвергающимся холодной и тепловой обработке. Чтобы понимать, как происходят эти процессы, необходимо знать особенности пищевых компонентов животного или растительного происхождения. Это первая обязанность человека, чья профессия «технолог пищевой промышленности». Без знания биологии тут не обойтись.

Чтобы готовый продукт получился вкусным, полезным и безопасным для здоровья, специалист должен проконтролировать качество исходного сырья, отследить последовательность процессов и соблюдение технологии, а также оценить конечный результат.

Кроме того, технолог отвечает за соблюдение санитарных норм, обеспечивает условия, подходящие для производства каждого конкретного продукта, следит за количеством отходов после завершения производственного цикла.

Работают технологи в пищевой промышленности, на предприятиях общепита, базах по заготовке и переработке продукции, в многопрофильных фермерских хозяйства, специализированных лабораториях и научно-исследовательских институтах.

И наконец, перечислим специальности, которые пользуются большим спросом и только-только выходят на рынок.

Активно развивающиеся профессии, связанные с биологией

  • агрохимик;
  • вирусолог;
  • диетолог;
  • генетик;
  • иммунолог;
  • фармацевт;
  • микробиолог;
  • дизайнер-флорист;
  • эпидемиолог;
  • специалист по обращению с отходами;
  • фермер;
  • фитотерапевт;
  • эколог.

Новые специальности, основа которых - биология

  • биогеограф;
  • валеолог;
  • врач космической медицины;
  • врач-радиолог;
  • зоопсихолог;

А также целый ряд профессий, связанных с экологией:

  • экоаналитик;
  • экоаудитор;
  • геоэколог;
  • гидроэколог;
  • медицинский эколог;
  • специалист по экологическому проектированию

Биология в профессиях

4.6 (91.76%) 17 vote[s]

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания.

М.В.Ломоносов

Химия – одна из важнейших наук, которая дает нам возможность понять мир. Если не знать о химических процессах, которые постоянно происходят вокруг нас, то мир будет совершенно непознаваем.

Изучение секретов современной химии позволит овладеть многими актуальными и востребованными профессиями. Знание химии дает возможность работать в области медицины, фармакологии, биохимии и биофизики, молекулярной биологии, геологии… Химия – это ключ к успешному будущему: полученные знания по химии, помогут освоить достойную профессию и найти свое место в жизни.

Химик

Специалист, который занимается изучением различных веществ, их соединением между собой, их свойствами и особенностями химических реакций, называется химиком.

Химик осуществляет химический анализ и исследование состава веществ, продукта, сырья. Занимается изучением свойств различных веществ; прогнозированием использования веществ в народном хозяйстве; получением, производством различных веществ в промышленных масштабах (минеральных удобрений, инсектицидов, ростовых добавок и пр.).

Проводит химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств, химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением).

Профессия требует высокого уровня концентрации и устойчивости внимания (способности в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности); умения анализировать и систематизировать большое количество информации; способности заниматься длительное время кропотливой работой. Важны такие личностные качества, как организованность, аккуратность, четкость, собранность, упорство.

Препятствовать эффективной работе будут рассеянность, невнимательность, неорганизованность, отсутствие склонности к исследовательской деятельности.

Области применения профессиональных знаний химика: отраслевые и академические научно-исследовательские институты; химические предприятия и комбинаты (по производству пластмасс, синтетических волокон и тканей, удобрений и т.д.); образовательные учреждения; предприятия целлюлозно-бумажной промышленности; горно-обогатительные комбинаты; медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность); предприятия пищевой промышленности; парфюмерная промышленность.

Химик – это общее название профессии, объединяющее различные специальности. К профессиям химического профиля относятся: химик-технолог, химик-инженер, химик-эколог, химик-аналитик, химик-исследователь, химик-фармацевт, биофармахимик, радиохимик и т.д.

Химик-технолог

Химик-технолог – специалист, который занимается разработкой оптимальных проектов изготовления продукции для ее производства в промышленных условиях.

Специалисты данной профессии осуществляют разработку новых технологических процессов в производстве продукции и совершенствуют уже действующие. Осуществляют контроль образцов сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции на производстве.

Результатом деятельности специалиста является экономичный и технически доступный проект получения в промышленных масштабах необходимого продукта, предмета или вида энергии. В проекте рассчитывается расход сырья, материалов и энергии, учитывается качество и количество отходов, а также способ их утилизации.

Большим спросом пользуются химики-технологи на предприятиях по производству и переработке пластмасс, на заводах, производящих лакокрасочные материалы, удобрения, в нефтехимической отрасли. Суть работы химика-технолога состоит в разработке новых составов с заданными свойствами; в проведении исследований по подбору оптимального сырья, внедрению технологий производства новых продуктов и контроле над этими процессами; в изучении свойств полученных веществ и корректировке рецептур с целью улучшения их качества.

Сегодня особенно востребованы не просто химики-технологи, а специалисты, которые способны работать с поставщиками сырья, хорошо ориентируются на рынке химических веществ, могут разработать и возглавить проекты по внедрению нового вида продукции. Для успешной деятельности необходимы инициативность, умение работать с людьми, дополнительные знания по экономике и менеджменту. Все эти качества помогут сделать карьеру и занять руководящие позиции на химическом предприятии.

Лаборант химического анализа

Лаборант химического анализа – специалист, который проводит химический и физико-химический анализ веществ в лаборатории.

Работа лаборанта химического анализа является основой качества производимой продукции в любой отрасли народного хозяйства. Химический анализ сырья необходим для контроля за соответствием продуктов технологического процесса и готовой продукции существующим нормативам. Лаборант химического анализа обеспечивает контроль промышленного процесса и получение изделий с заданными свойствами. Можно с уверенностью сказать, что от работы этих специалистов зависит благополучие многих людей, которые пользуются результатами их труда в быту и на производстве.

Лаборант химического анализа проводит химический и физико-химический анализ различных веществ: руд, нефти и нефтепродуктов, сталей различных марок, сплавов металлов, кислот, солей и др. Готовит к работе реактивы и оборудование. Проводит анализ веществ: устанавливает химический состав вещества, количественное соотношение содержащихся в нем элементов и соединений, определяет физико-химические свойства вещества (вязкость, растворимость и т.п.).

Для успешной деятельности в качестве лаборанта химического анализа необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: склонность к работе с информацией, развитые логические способности, способность к концентрации внимания, склонность к работе с объектами природы, развитые математические способности, эмоциональная устойчивость.

Биохимик

Биохимия (биологическая химия) – область науки, изучающая молекулярные основы жизни: химический состав, структуру, свойства и локализацию веществ, входящих в состав организмов, пути и закономерности их образования, последовательность и механизмы превращений, а также функциональную роль биомолекул. Последние несколько десятилетий ознаменовались целым рядом выдающихся открытий в биохимии, выдвинувших ее в разряд фундаментальных научных дисциплин и сделавших био­химию мощным инструментом решения многих важных проблем био­логии, медицины, фармакологии и биотехнологии.

Биохимики изучают химические процессы, происходящие в живых организмах. Специалисты-биохимики очень важны для исследований в области стволовых клеток и генетики, реакции организмов на различные лекарства и аллергены, агрохимии и повышении урожайности сельскохозяйственных культур.

Биотехнолог

Деятельность биотехнолога сложно описать двумя словами. Это работа охватывает и медицину, и фармацевтику, и генную инженерию.

Биотехнология – пограничная между биологией и техникой научная дисциплина и сфера практики, изучающая пути и методы изменения окружающей человека природной среды в соответствии с его потребностями. Это направление научно-технического прогресса, использующее биологические процессы и агенты для целенаправленного воздействия на природу, а также в интересах промышленного получения полезных для человека продуктов. Сфера применения биотехнологий постоянно расширяется: помимо производства фармацевтической и пищевой продукции, биотехнологические методы используются для разработки полезных ископаемых, решения проблемы энергоресурсов, борьбы с нарушениями экологического равновесия и т.д.

Профессиональная деятельность биотехнолога охватывает такие сферы, как производство биологически активных веществ и переработка сырья с использованием микроорганизмов, ферментов, клеточных культур растений и животных; научно-исследовательская деятельность по основным направлениям современной биотехнологии (генетическая и клеточная инженерия, сельскохозяйственная, промышленная и медицинская биотехнология); защита окружающей среды от загрязнений (биологическая очистка сточных вод и загрязненных территорий, утилизация промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов).

Биотехнологи могут работать в научно-исследовательских институтах и научно-практических центрах, на предприятиях микробиологической, фармацевтической, парфюмерно-косметической, биохимической, пищевой промышленности (хлебозаводы, молоко- и мясоперерабатывающие комбинаты, кондитерские фабрики и т.п.).

Химик-эколог

Химическая экология – раздел экологии, изучающий последствия прямого и побочного воздействия на окружающую среду химических веществ и возможные пути уменьшения их отрицательного влияния.

Химик-эколог занимается организацией и осуществлением локального мониторинга, производственного экологического контроля на предприятиях. Разрабатывает нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование, ведет расчет экологических платежей. Проводит инвентаризацию источников загрязнения атмосферы, сточных вод, отходов, испытание и составление паспортов пылегазоочистных установок и др. Осуществляет химическую экспертизу качества сырья, полупродуктов и продуктов питания, воды. Контролируют химические процессы в производстве.

Объектами профессиональной деятельности химика-эколога являются источники выделения загрязняющих веществ, энергии и других факторов воздействия на окружающую среду; потоки загрязняющих веществ, удаляемые со сточными водами, отходящими газами, жидкими и твердыми отходами; системы переработки, размещения (захоронения) отходов; оборудование и технологии для очистки выбросов в атмосферу и сточных вод и пр.

Химики-экологи работают в научно-исследовательских институтах, аналитических лабораториях, исследовательских центрах предприятий и фирм химического, металлургического, биохимического, фармацевтического, медицинского, ветеринарного, пищевого, радиоэлектронного, парфюмерно-косметического профиля; учреждениях и службах экологического контроля, экспертизы и мониторинга окружающей среды, в санитарно-эпидемиологических, сертификационных, экспертно-аналитических лабораториях.

Врач

М.В. Ломоносов говорил: «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может». Эти слова актуальны и по сей день. Химия – фундамент для изучения теоретических и клинических медицинских дисциплин. Для медицины и здравоохранения особенно значима роль химии в синтезе лекарственных препаратов, медицинских материалов, приборов, а также в диагностике и лечении.

Врач – специалист, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.

Врач – лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности и обязующееся посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства (исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного контакта с пациентом, его нуждами и страданиями).

Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

Для успешной деятельности в качестве врача необходимо наличие следующих качеств: наблюдательность, склонность к работе с людьми, эмпатия (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека), организованность, развитые логические способности, ответственность, высокая эмоциональная устойчивость.

Фармацевт

Фармация – это комплекс научно-практических дисциплин, занятых разработкой лекарственных средств, поиском природных источников лекарственных субстанций, исследованиями этих субстанций, вопросами хранения, изготовления, отпуска и маркетинга.

Уникальность фармацевтического образования состоит в том, что оно сочетает знания химических, медико-биологических и специальных фармацевтических дисциплин со знаниями по организации фармацевтического бизнеса, работы аптек, менеджмента и маркетинга, управления фармацевтической службой и фармацевтическим производством, психологии и педагогики, фармацевтической этики и деонтологии.

Фармацевт – специалист со средним специальным образованием, окончивший медицинский колледж.

Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств. Определяет правильность оформления рецептов, отпускает лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Может руководить аптекой при отсутствии специалиста с высшим образованием.

Работа фармацевта связана со здоровьем людей, поэтому первое и самое главное качество – это ответственность, грамотность и внимательность. Если фармацевт работает в торговом зале аптеки, ему приходится общаться с покупателями. Это требует терпения, доброжелательности, культуры общения.

Провизор

Провизор – это фармацевт высшей квалификации, имеющий право на самостоятельную фармацевтическую работу (изготовление лекарств) и на управление аптекой.

Провизор должен иметь высшее фармацевтическое образование. После окончания медицинского вуза провизору необходимо пройти полугодовую интернатуру и сдать экзамен для получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления фармацевтической деятельности.

Звание провизора по уровню квалификации соответствует врачу. Провизор имеет право занимать руководящие должности, например, быть заведующим аптекой.

Провизор осуществляет прием рецептов, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с действующими правилами, хранение лекарственных средств в соответствии с их физико-химическими свойствами и установленными правилами хранения. Изготавливает лекарственные средства, проводит контроль качества поступающих и изготовленных в аптеке лекарственных средств. Формирует заявки на получение и распределение лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В работе провизора требуются, прежде всего, идеальная память, высокий интеллектуальный уровень, высокая ответственность, склонность к исследовательской работе. Провизор должен знать физико-химические свойства медицинских препаратов, технологии приготовления, правила хранения. Он должен свободно ориентироваться в их видах и группах, составе, правилах применения, дозировке. Хорошо разбираться в исходном сырье. Обязательно знание латыни. При работе в лекарственной промышленности необходимо знание современного фармацевтического оборудования, принципов работы «чистых зон», мировых стандартов GMP и основ биотехнологического производства.

Организацией оптовой торговли лекарствами, контролем работы аптек занимается провизор, специализирующийся на управлении и экономике. Для организации аптечного дела, производства, оптовой торговли лекарствами провизору не обязательно во всех тонкостях знать технологический процесс, но необходимо знать конъюнктуру рынка медицинских средств, обладать знаниями по маркетингу, разбираться в юридических законах, регулирующих торговлю и производство препаратов. При работе с зарубежными партнерами требуется знание иностранного языка.

Провизоры работают в аптеках и научно-исследовательских институтах (разработка новых препаратов), на фармацевтических фабриках, в заготовительных подразделениях фабрик (сбор и обработка лекарственных растений), на аптечных складах и в аналитических лабораториях контролирующих органов. А также в организациях, занимающихся оптовой продажей медицинских препаратов.

Учитель химии

Учитель химии осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподавания учебного предмета «химия». Проводит уроки, дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Знакомит учащихся с современными химическими производствами, основными направлениями химизации ведущих отраслей народного хозяйства, трудом работников в химическом и смежном производствах.

Составляет тематический план работы по предмету, обеспечивает выполнение учебной программы. Участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы школьников, стимулирует их познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний по предмету, умения применять знания на практике.

Возможно, именно сейчас вы решаете, стоит ли связывать с химией свою судьбу, есть ли у вас способности, которые позволили бы сделать в этой области блестящую карьеру. Академик Д. А. Эпштейн утверждал, что эти способности складываются из двух основных составляющих: «химическая голова» и «химические руки».

Как это понимать? Можно сказать, что у человека «химическая голова», если ему свойственны хорошее логическое, ассоциативное и образное мышление, способности к абстрагированию и обобщению, терминологическая память.

Но самое главное в настоящем химике – это яркий интерес к веществам и процессам их превращений, стремление с ними работать. Особенность химического мышления заключается в образных и модельных представлениях о веществе и его превращениях на уровне микромира. А когда у человека с таким мышлением «химические руки» – аккуратные, тонко чувствующие – это прирожденный химик-синтетик или аналитик.

Екатерина ПАСТУШКОВА