Что значит феникс. Феникс – птица, которая символизирует вечное обновление и бессмертие. Когда приходит Одинокий Феникс

Со времен Геродота (V век до н. э.) феникс остается одним из самых популярных мифологических персонажей. По известности с ним не может соперничать ни одна птица. Ни одна птица не захватывала человеческое воображение так, как священный феникс из Гелиополиса, мистическая птица древнеегипетского "города солнца". Феникс служил символом солнца, заходящего вечером и снова появляющегося утром, и вечной жизни души, покидающей тело после смерти.


Первое упоминание о фениксе мы находим у греческого поэта Гесиода, который говорит о нем как о широко известной долгоживущей птице. Однако ее самое подробное описание оставил Геродот. Оно и послужило отправной точкой для развития многочисленных мифов о фениксе. Согласно Геродоту, египтяне почитали феникса как священную птицу. Сам он не видел птицу и описывает ее по фреске из гелиопольского храма: феникс похож на орла с красными и золотыми перьями. Вот история, изложенная Геродотом: молодой феникс прилетает в Египет из Аравии один раз в 500 лет, в когтях он приносит забальзамированное в мирре тело своего предка, которое хоронит в Храме солнца в Гелиополисе.

Библейский пророк Иезекииль называет феникса царем птиц и восхищается его чудесной песней. Диоген Лаэртий (III век н. э.) упоминает о фениксе, как о единственной птице, которая не нуждается в партнере для рождения потомства.

Первое описание возрождения феникса мы находим у Плиния Старшего: феникс живет в Аравии 540 лет, а затем умирает в гнезде, источающем аромат; из костей и костного мозга мертвой птицы появляется маленький червь, из которого вырастает новый феникс. Со времен Плиния (I век н. э.) мифологические черты феникса остаются практически неизменными: птица живет очень долго, она является людям только незадолго до смерти, после смерти рождается заново и, наконец, феникс — птица солнца.

Сильное влияние на распространение легенд о фениксе оказали "Метаморфозы" Овидия, который создал римскую версию мифа на основе греческого знания о птице солнца. Образ феникса как нельзя лучше иллюстрирует название книги: "метаморфозис" по-гречески означает "перевоплощение". По Овидию, феникс бессмертная птица, но его жизнь состоит из пятисотлетних циклов. В конце каждого цикла птица строит на высокой пальме гнездо из мирра, корицы и других благовоний. Солнце воспламеняет гнездо, и феникс сгорает в огне. Молодой феникс, рождающийся из пепла, живет следующие 500 лет. Когда птенец становится достаточно сильным, он переносит прах своего предка в храм города солнца.

С течением веков количество упоминаний о фениксе в источниках растет в геометрической прогрессии. Если за все время до Рождества Христова известны только девять указаний на феникса, то в одном только I веке н. э. мы находим уже 21 упоминание у десяти авторов. В раннехристианские времена их насчитывается уже более 100, а количество литературных источников относящихся к средневековью, просто не поддается исчислению.

Символическое значение феникса с течением времени менялось. Если, как уже не раз говорилось, в Древнем Египте феникс отождествлялся с солнцем, то в Риме он стал символом императорской власти. Его изображения нередко встречаются на римских монетах.

В христианском учении феникс становится символом не только бессмертия духа, божественной любви и благословения, но и Бога-Сына, воскресшего на третий день после распятия. Изображения феникса украшают соборы в Туре, Магдебурге, Базеле, многих других европейских городах. Наиболее впечатляет настенная мозаика XII века в соборе в св. Петра в Риме: на ней изображен феникс, напоминающий скорее орла, чем цаплю, с бело-голубым оперением, но с золото-красными крыльями, его голова окружена белыми и золотыми нимбами.

Хотя феникс довольно редко появляется на полотнах художников времен европейского Возрождения, его изображения широко используются в геральдике. Феникс украшает щит Жанны д"Арк, печать шотландской королевы Марии Стюарт, медальон Елизаветы I, английской королевы. На броши леди Джейн Сеймур нарисован феникс, объятый пламенем.

Феникс фигурирует в "Божественной комедии" Данте и в сонетах Петрарки. Последний сравнивает с фениксом свою бессмертную любовь к Беатриче. Несмотря на то что, согласно древним источникам, на Земле живет только один феникс, герои романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле встречают во время своих путешествий одновременно 14 фениксов на одном дереве.

Феникс — один из любимых образов Шекспира. Мифологическая птица — герой его пьесы "Феникс и горлица". Феникс — символ бессмертия и истины, а горлица — любви и красоты. Оба сгорают в огне по причине "брачного целомудрия". В качестве символа возрождения и неповторимости феникс упоминается в пьесах "Буря", "Как вам это понравится", "Все хорошо, что хорошо кончается", "Генрих IV", "Жизнь короля Генриха V" и "Тимон Афинский".

В 1646 году выходит книга Томаса Брауна "Изучение всеобщих заблуждений", одна из глав которой посвящена фениксу. Браун анализирует описания феникса в греческих и римских источниках, в Библии и у христианских авторов. Он приходит к выводу о том, что феникс не существует, поскольку никто и никогда его не видел. Браун также подвергает сомнению основные мифологические черты феникса — его единственность в природе, его способ размножения, его невероятное долголетие.

В китайских мифах часто описывается рожденная солнцем чудесной красоты птица с перьями пяти цветов, поющая прекрасную песню из пяти нот. Это птица Фен-хуан — один из священных китайских символов наряду с драконом, черепахой и единорогом. Китайский словарь I века "Толкование знаков"("Шовэнь") так описывал птицу феникс: " Спереди напоминает лебедя, со спины — единорога (цилиня), шея змея, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, петушиный клюв."
Повествует о царь-птице фениксе и китайский "Каталог морей и гор": " В пятистах ли к востоку от горы Небесного Тигра находится гора Киноварной пещеры. на ее вершине много золота и нефрита. Там водиться птица, пятицветная, с разводами. Называется феникс. Узор на ее голове напоминает собою иероглиф "дэ", что значит "добродетель", а на крыльях-иероглиф "и" ("справедливость"), на спине- иероглиф "ли"("благовоспитанность"), на груди- "жэнь"("Совершенство"), на животе- "синь"("честность"). Она ест и пьет как обычная птица. Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступают спокойствие и мир."

Многие народы древности непостижимо одинаковым способом создали в своей мифологии, а затем в литературе, искусстве и даже в научных трактатах образ «сказочного» летающего существа — птицы по имени Феникс (Феник, Фойникс, Финикс, Финист, Фэнхуан, Бенну и др.).

Откуда-то с Востока, чаще всего из Аравии или Индии, в центр тогдашнего цивилизованного мира Египет, в храм Солнца, прилетает диковинное, похожее на птицу существо, подобного которому люди в природе не встречали. Внешним видом оно напоминает то ли орла, то ли павлина, то ли цаплю, хотя поступки совершает далеко не птичьи.

К примеру, «птица», прилетев, сжигает саму себя, а затем из пепла возрождается: новый, «молодой» Феникс, возмужав, улетает снова в Аравию, чтобы через много лет опять прилететь в храм Солнца и повторить те же чудеса...

Многочисленные варианты этого сказания встречались в Египте, Шумере, Индии, Тибете, Ассирии, Вавилоне, Китае, античных Греции и Риме и в других странах. Предания о Фениксе различны как по времени возникновения, так и по месту происхождения, отличаясь друг от друга незначительными деталями.

Фантастическая птица из древности «перелетела» в европейское средневековье, на Русь (Финиста — ясный сокол), в литературу нового времени (Вольтер, «Царевна Вавилонская»).

Известный египтолог Б. Тураев указывал, что в Гели-ополе был храм (Ха-бенну, что означает храм Феникса),где росло священное дерево, на котором сидел Феникс, на листьях же дерева боги записывали царские юбилеи.

На этом месте Феникс рождался утром среди пламени... Отметим, что в египетских мифах Феникс не прилетает с Востока, он местный.

Рождается ежедневно с восходом солнца и умирает ежедневно, тоже в пламени (вечерняя заря). И только значительно позже в мифологии стала фигурировать цифра в 500 лет — интервал между появлениями Феникса в Египте.

Перейдем теперь к античным авторам. Начнем с «отца истории» Геродота (V век до н.э.). Вначале он признается, что слышал это сказание «со слов гелиополитян», сам же он Феникса видел только на изображениях. Вот отрывки из его предания:

«Есть еще одна священная птица под названием «Феникс». Я Феникса не видел живым, а только изображения, так как он редко прилетает в Египет: в Гелиополе говорят, что только раз в 500 лет. Прилетает Феникс, только когда умирает его отец. Если его изображение верно, то внешний вид этой птицы и величина вот такие.

Его оперение частично золотистое, а отчасти красное. Видом и величиной он более всего похож на орла. О нем рассказывают вот что (мне-то этот рассказ кажется неправдоподобным).

Феникс прилетает будто бы из Аравии и несет с собой умащенное смирной тело отца в храм Гелиоса, где его и погребает. Несет же его вот так. Сначала приготовляет из смирны большое яйцо, какое только может унести, а потом пробует его поднять.

После такой пробы Феникс пробивает яйцо и кладет туда тело отца. Затем опять заклеивает смирной пробитое место в яйце, куда положил тело отца. Яйцо с телом отца становится теперь таким же тяжелым, как и прежде.

Тогда Феникс несет яйцо (с собой) в Египет, в храм Гелиоса. Вот что, по рассказам, делает эта птица».

Подобные варианты сказаний приводятся и других авторов (Овидий, Плиний, Гесиод, Гекатей). Некоторые из них утверждают, что Феникс раз в 500 лет сам прилетает в Гелиополь.

Там он сгорает в благовониях; из пепла он возрождается вновь, сначала в виде гусеницы, которая на третий день начинает превращаться в птицу и на сороковой день делается ею окончательно, и улетает домой в Аравию или Индию.

В другом конце Евразии, в Китае, как ни странно, тоже бытуют сказания о сказочных птицах фэнхуанах (фениксах). «В Китае известно предание, — пишет Н. Федоренко в книге «Земля и легенды Китая», — что в стране Тяньфанго (то есть в Аравии) в древности жили священные птицы фениксы.

Когда им исполнялось 500 лет, они собирались на ароматных деревьях, сжигали себя и затем снова возрождались из мертвого пепла прекрасными и никогда не умирающими.

Эти птицы родственны китайским птицам фэн-хуан. В древней книге «Купянцзу» говорится: «Фениксы — суть огня, живут они на горе Даньсюэ».Чем ближе к началу нашей эры, тем больше мы встречаем письменных свидетельств о Фениксе, тем полней эти свидетельства.

Прежде всего остановимся на двух произведениях: «Анналах» Тацита, римского историка I века н.э., засвидетельствовавшего последний прилет Феникса, и на поэтической поэме «Птица Феникс», приписываемой Лактанцию (III—IV века н.э.), поскольку поэма удачно обобщает большинство других античных свидетельство многочисленных Фениксах.

Вид ее диво для глаз

Тацит повествует о прилете Феникса, происшедшем всего лишь за два десятилетия до рождения самого автора (около 35 года н.э.).

«В консульство Павла Фабия и Луция Вителлия после длительного круговорота веков птица Феникс возвратилась в Египет и доставила ученым мужам из уроженцев этой страны и грекам обильную пищу для рассуждений о столь поразительном чуде...Что это существо посвящено солнцу и отличается от других птиц головою и яркостью оперения, на этом сходятся все, кто описывал его внешний вид; о возрасте же его говорят различно.

Большинство определяют его в 500 лет, но есть и такие, которые утверждают, что этот Феникс живет уже 1461 год, так как ранее фениксы прилетали в Гелиополь, в первый раз — при владычестве Сесосиса, во второй — Амасиса, и в последний — Птолемея, который царствовал третьим из македонян, причем их всегда сопровождало множество прочих птиц невиданного облика.

Древность темна, но Тиберия от Птолемея отделяет менее 250 лет. Поэтому некоторые считают, что последний Феникс не настоящий, что он не из Арабской земли и на него не распространяется то, что говорит о Фениксе предание древности.

По истечении положенных ему лет, почувствовав приближение смерти, он у себя на родине строит гнездо и изливает в него детородную силу, от которой возникает птенец; и первая забота птенца, когда он достигнет зрелости, — это погребение останков отца. Все это недостоверно и приукрашено вымыслом, но не подлежит сомнению, что время от времени эту птицу видят в Египте».

Известная эпическая поэма IV века н.э. «Птица Феникс», принадлежащая, по мнению исследователей, перу Лактанция, суммирует и обобщает мифы и сказания о Фениксе, распространенные в разных странах Средиземноморья.

Сначала в поэме рисуется тот «райский» край на Востоке, где Феникс обитал постоянно. Читателю предоставляется догадываться, где этот край находится: то ли в Аравии, то ли в Индии, то ли в Двуречье, то ли на Цейлоне, то ли на Мадагаскаре или на каких-то загадочных южных островах (фениксы древнего мира, как помнит читатель, прилетали откуда-то с юга, из Аравии).

Зачем автор переходит непосредственно к Фениксу, говорит о его времяпрепровождении, дает ему характеристику и утверждает, что в родной стране птица живет в одиночестве. После этого автор повествует о приближении конца жизни Феникса, когда ему исполняется 1000 лет и птица начинает готовиться к смерти.

Примечательно, что в поэме Феникс летит не сразу в Египет, а вначале в Сирию или в Финикию (в древности). Кстати, сирийское побережье, куда прилетела волшебная птица бессмертия, еще в древности получила название «Берег Феникса», Феникия или Финикия. Кроме того, имевшая хождение в начале эры книга «Физиолог», говоря о Фениксе, упоминает также «кедры ливанские».

Как известно, помимо Гелиополя египетского, существовал Гелиополь сирийский, от которого сохранились знаменитые развалины храма Солнца близ Баальбека.

В следующей части поэмы дана подробная картина смерти Феникса и возрождения «новой птицы». Затем следует отлет нового Феникса в египетский Гелиополь, чтобы схоронить «останки умершего отца».

После этого вновь рисуется внешний вид Феникса, но уже подробный и всесторонний.

Вид ее диво для глаз и внушает почтительный трепет. Столько у птицы осанки, столько величия в ней. Хвост распускает она, сверкающий желтым металлом, В пятнах пылает на нем пламенем яркий багрец.

Скажешь — глаза у нее — это два гиацинта огромных, А в глубине их, горя, ясное пламя дрожит. На голове золотистый изогнут венец лучезарный, Этим почтенным венцом Феб се сам увенчал.

Бедра в чешуйках у ней; золотым отливают металлом, Но на когтях у нее розы прелестнейший цвет. Величиной ни одно из животных земли аравийской С ней не сравнится — таких нет там ни птиц, ни зверей.

Затем дается картина отлета Феникса, реакция на него всего населения Египта, и в заключение — славословие Феникса: Но не медлителен Феникс, как птицы с телом огромным: Вес их гнетет, поэтому шаг их ленив и тяжел.

Птица Феникс быстра и легка и по-царски прекрасна. И пред людьми предстает, дивной блестя красотой.

Чтоб это чудо увидеть, сбегается целый Египет, Редкую птицу толпа рукоплесканьями чтит. В мраморе облик ее изваяют тотчас же священном И отмечают на нем надписью памятный день.

В появившемся вскоре после поэмы Лактанция произведении римского поэта Клавдиана «Птица Феникс» есть любопытные новые детали. Сокращая длинноты Лактанция, Клавдиан в своей идиллии о Фениксе повествует о том, как, усевшись на костре, Феникс приветствует солнце ликующей песней, прося у него живительного огня.

Солнечный Феб стряхивает со своей огненной головы один волос — и пламя охватывает костер. После чего начинается полет обновленного Феникса из пылающего костра.

Когда же останки старого Феникса сжигаются на алтаре, благовонный дым наполняет весь Египет до Пелузийских болот, даруя людям здоровье. Кстати, Плиний Старший писал, что пепел Феникса считался в древности исключительно редким и эффективным врачебным средством.

Наконец, у Клавдиана Феникс не только имеет на голове сияющий венец, но и на «лету Феникс рассеивает тьму ярким светом» (у Филистрата: «Феникс — единственная птица, испускающая лучи»).

Несомненно, что под влиянием сказаний о Фениксе, в частности варианта Клавдиана, слоились чудесные славянские сказки о сияющей жар-птице. Уже самый термин «жар-птица» довольно точно передает значение греческого слова «феникс» (багряный). В русском «Финисте — ясном соколе» нетрудно узнать искаженное «Феникс».

В поисках рационального зерна

Каковы же были реальные предпосылки для создания мифов, преданий, легенд о чудесной птице? Прежде всего обратим внимание на фактическую сторону дела.

Разумеется, вес наши попытки перевести на современный научный язык детали сгорания Феникса, зарождение нового, все этапы роста молодого Феникса (личинка, яйцо, птенец, взрослый Феникс) будут малоубедительными догадками, и мы предлагать их здесь не станем. Сказочные аксессуары в облике Феникса объясняются попыткой наших «невежественных» предков как-то описать, передать эти факты.

А сделать это было возможно, только прибегая к описанию неизвестного через известное, что-то отдаленно напоминающее. Отсюда и противоречивость в описании Феникса у разных авторов.

Так, птица рухх арабских сказаний (она же симург у персов) заслоняла солнце, когда поднималась в воздух. В своих когтях рухх могла унести слона и даже единорога с тремя нанизанными на рог слонами.

Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло, посетивший Китай в эпоху правления Монгольского великого хана Хубилая, даже подробно рассказал об исполинской рухх, живущей где-то на Востоке.

Более того, он приводит рассказ о том, как Хубилай снаряжал экспедицию на поиски крылатого монстра. По Марко Поло, люди Хубилая отыскали родину рухх, ею оказался остров Мадагаскар, лежащий на юге от Аравии и Африки.

Путешественники сами птицы не видели, но доставили своему любознательному повелителю перо гигантской птицы — длиной в 90 пядей. Правда, комментаторы этого отрывка полагают, что участники экспедиции побывали на Мадагаскаре, но надули своего владыку и привезли ему не перо жар-птицы, а лист мадагаскарской «Sagus ruffia» — 15-метровой пальмы, на вершине которой красуется метелка из 7—8 гигантских листьев, похожих на птичьи перьр.

Однако зоологи, побывавшие на Мадагаскаре в 1832 году, нашли скорлупу гигантского яйца — в шесть раз более крупного, чем яйцо страуса. А в 1851 году были найдены кости гигантской вымершей птицы, по которым было составлено ее научное описание.

Исследовавший ее Жофруа Сент-Илер назвал птицу эпиорнисом — «высочайшей из всех самых высоких птиц», ее рост достигал в высоту 3—5 метров, а весил гигант пернатого мира около 500 килограммов.

Однако эта «рухх», будучи всего-навсего гигантским страусом, не могла летать. Диковинная птица вымерла или была уничтожена охотниками всего лет за сто до появления на острове натуралистов (так утверждает И.Акимушкин, автор интересной книги «Тропою легенд», повествующей об исчезнувших животных).

Таким образом, предание о гигантской рухх получило реальное обоснование. Не может ли нечто подобное произойти и с Фениксом, ныне неизвестной, исчезнувшей (в I веке н.э.?) птицей, пленявшей воображение древних своею красотой и необыкновенными качествами?

Или же сюжеты о Фениксе, как и о других «железных» птицах, гнездящихся на недосягаемых высотах, уносящих людей в беспредельную воздушную высь, говорят о живом воображении наших предков, стремящихся к полету в небо, к животворящему солнцу?

Может быть, это пророческие идеи, своего рода взгляд в будущее, восхищение перед героями, которые смело будут штурмовать космос, искать «траву жизни» и «траву бессмертия», добиваясь власти над косной материей? Об этом мы можем только догадываться, рассуждая о волнующем «феномене Феникса».

"В райском саду под деревом познания цвёл розовый куст; в первой же распустившейся на нём розе родилась птица; перья её отливали чудными красками, полёт её был - сиянием, пение - дивной гармонией.

Но вот Ева вкусила от дерева познания, и её вместе с Адамом изгнали из рая, а от пламенного меча ангела возмездия упала в гнездо одна искра. Гнездо вспыхнуло, и птица сгорела, но из раскалённого яйца вылетела новая, единственная, всегда единственная в мире птица феникс. Мифы говорят, что она вьёт себе гнездо в Аравии и каждые сто лет сама сжигает себя в гнезде, но из раскалённого яйца вылетает новый феникс, опять единственный в мире.

Быстрая, как луч света, блистая чудною окраской перьев, чаруя своим дивным пением, летает вокруг нас дивная птица." (Ганс Христиан Андерсен)

Феникс - древний символ бессмертия, возрождения, солнца. Эта мифологическая птица окрашена в золотой и красный цвета, символизируя восходящее солнце.

В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и захороненных мумиях египтяне стремились обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране должен был возникнуть миф о циклически возрождающейся, бессмертной птице, хотя последующая разработка мифа совершена греками и римлянами.

Адольв Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс (bnu) - это покровитель юбилеев, или больших временных циклов.

Геродот в знаменитом пассаже излагает первоначальную версию легенды:

"Есть... священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое, частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла."

Так же в гадательных надписях Древнего Китая, созданных за 15 столетий до нашей эры, упоминается чудесная птица феникс - "фэнхуан". Китайский словарь I века "Толкование знаков" ("Шовэнь") так описывал птицу феникс: "Спереди напоминает лебедя, со спины - единорога (цилиня), шея змея, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, петушиный клюв."

Повествует о царь-птице фениксе и китайский "Каталог морей и гор": "В пятистах ли к востоку от горы Небесного Тигра находится гора Киноварной пещеры. На ее вершине много золота и нефрита. Там водиться птица, пятицветная, с разводами. Называется феникс. Узор на ее голове напоминает собою иероглиф "дэ", что значит "добродетель", а на крыльях-иероглиф "и" - "справедливость", на спине- иероглиф "ли" - "благовоспитанность", на груди- "жэнь" - "Совершенство", на животе - "синь" - "честность". Она ест и пьет как обычная птица. Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступают спокойствие и мир."

Для средневековых китайцев птица феникс олицетворяла супружескую верность и жизнь в благоденствии. Поэтому она нередко изображалась на свадебных нарядах, была символом невесты и императрицы.

Идущая от древнего мудреца Конфуция поговорка "фениксы все не появляются" означает, что счастье все приходит и не приходит.

Не надо, однако, путать китайского феникса с Фениксом европейским, известным по книгам древнегреческих авторов и средневековым трактатам, - это совсем другая птица.

В конце XVII века немецкий ученый Ф.Вольф собрал вместе все сведения, которые были к тому времени известны, о небесной птице Феникс. Итог поисков был опубликован в труде с замысловатым названием "Удивительный сад дикой природы, или О неразумности животных".

"Птицу Феникс считают самой удивительной из всех птиц небесных. Одни пишут, что живет она в Аравии, другие говорят об иных местах. Птица эта не размножается, как другие птицы, но возрождается после смерти из собственного пепла.

Живет она 160 лет, а некоторые ученые утверждают что и дольше. Еще говорят о ней что она единственная во всех земле, поэтому видят ее очень редко. Отсюда и пошла поговорка: "Более редкостный, чем птица Феникс". Величиной Феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок.

Феникс рождается не так, как все другие птицы. Когда птица доживает до преклонного возраста и чувствует приближение смерти, она устраивает гнездо из трав и редких дорогих растений, таких как кофе, мирро, алоэ, которые легко воспламеняются. Потом садиться в гнездо и ждет, когда оно загорится. И вместе с гнездом сама сгорает дотла. После того как Феникс сгорит, появляется сначала червячок, а из этого червячка вырастает потом похожий на прежнего Феникс. Об этом писал Овидий.

Далее эта новая птица устраивает сгоревшей удивительные похороны: переносит пепел сгоревшего гнезда в известный город Гелиополь в Египте и возлагает его там на алтарь. Делает она это следующим образом:
1) сплетает из пальмовых ветвей яйцевидный сосуд;
2) пробует, сможет ли его поднять;
3) тщательно выравнивает сосуд и наполняет его пеплом сгоревшего гнезда;
4) аккуратно закрывает отверстие;
5) возлагает свою ношу на алтарь в храме Солнца в Гелиополе".

Еще одна версия описания Феникса оставлена нам в VI веке до Рождества Христова в апокрифе "Откровения Варуха" На вопрос Варуха, "что это за птицы", ангел ответил: "Это хранительница мира... Если бы не прикрывала огненный зрак солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной". Таким образом Феникс спасает людей от испепеляющего взгляда светила.

Есть описание Феникса а в старинном "Физиологе": "Голова его украшена венцом, а на ногах сапоги, как у царя. Обитает же Феникс около Солнечного города. Воздежит он 500 лет на кедрах ливанских без еды. Питается же от Святого Духа. Бьет в урочный час колокол, и Феникс в церкви на алтаре обращается в пепел. А на утро находят птицу на прежнем месте в виде птенца, а еще через день - взрослою"...

Знали феникса и на Руси. В "Голубиной книге" говориться: Феникс-птица -"всем птицам мати". У нее "перья крепче стали и булату, режут ими кости и камни, а когда из-за моря гости приезжают - перья покупают и кроют или бархаты и атласы."

Шекспир в заключении "Генриха VIII" (V,5) написал следующие прекрасные строки о Фениксе:

Как девственица - Феникс, чудо птица,
Себя сжигая, восстает из пепла
Наследником, прекрасным, как сама.

Перевод Б.Томашевского

Неудивительно, что ранние христиане изображали феникса в катакомбах как знак Воскрешения. Cвятой Клемент Римский (I в.) связывает образ феникса с христианским учением: повторяя рассказ Овидия о пятисотлетнем фениксе, обитающем в Аравии, Клемент завершает свой рассказ словами о том, что Создатель, сотворивший феникса, таким образом продемонстрировал, что дарует бессмертие тому, кто посвящает жизнь верному служению Ему. Эта мысль Клемента была подхвачена более поздними христианскими авторами - Тертуллианом, Лактанцием, Руфином, святым Григорием Турским и другими. В бестиариях, средневековых книгах, в которых описания животных сопровождались религиозными комментариями, легенда о фениксе символизирует воскрешение Христа.

В христианском учении феникс становится символом не только бессмертия духа, божественной любви и благословения, но и Бога-Сына, воскресшего на третий день после распятия. Изображения феникса украшают соборы в Туре, Магдебурге, Базеле, многих других европейских городах. Наиболее впечатляет настенная мозаика XII века в соборе в св. Петра в Риме: на ней изображен феникс с бело-голубым оперением, с золото-красными крыльями, его голова окружена белыми и золотыми нимбами.


Использованы материалы Мифологической энциклопедии Действительно, почему такая птица есть в древних легендах американских индейцев, у жителей Поднебесной, у обитателей дельты Нила и на Урале? Под какими именами замаскирована она у разных народов, и есть ли у неё реальный прототип? А может быть, «птица-феникс» - это нечто иносказательное, вовсе не связанное с орнитологией? – Систематизируем свои познания, знакомимся с живыми фениксами и невольно иронизируем над тем, как можно использовать старую сказку для политического и религиозного фанатизма.

Пройдёмся по общеизвестным фактам, чтобы освежить в памяти самое главное. Итак, феникс – легендарная птица из мифов разных культур, подчас изолированных друг от друга пустынями и океанами. Считалось, что она похожа на орла в ярко-красном или золотистом оперении – поэтому название «феникс» переводится с древне-греческого как «пурпурный». У всех народов Феникс непременно связан с культом солнца и символизирует вечное обновление и бессмертие. Кроме того, согласно мифологии древних, Феникс либо восстаёт из пепла, либо сгорает в тот момент, когда появляется его птенец – поэтому в мире существует лишь одна-единственная такая птица. Феникс не питается ничем живым, только росой, и никогда не ломает то, на что приземляется – благодаря этим предписаниям огненный летун символизирует кротость, и является посланником богов. А ещё Феникс был свидетелем кулинарного опыта, совершённого любопытной Евой в Райском Саду.

Ну а теперь посмотрим, из чего родился миф о неземной птице, как «испорченный телефон» превратил никогда и никем не пойманного Феникса в аксиому, а так же что у него общего с астрономией, курами и концом света.

Феникс в Египте


Если вы когда-нибудь пытались вникнуть в логику мифологии Страны Чёрного Золота, на втором часу чтения вы наверняка в исступлении отбрасывали книгу: египтяне противоречили сами себе, путали символы, богов, их родственные отношения, животных, даты и всё, что ни попадя. Зато вы наверняка заметили, что человекоподобные культы появились не сразу – сначала египтяне поклонялись солнцу, луне и звёздам, а так же силам природы, растениям и животным. Но однажды кто-то изобрёл идею о том, что светилами, урожаями и песчаными бурями управляют антропоморфные существа или частистично люди-боги, урашенные коровьими рогами, птичьими клювами, кошачьей головой и т.д. Отсюда вытекает гипотеза о том, что первоначально Феникс был символом скорее астрономическим, и символизировал спиральное восхождение звезды Сириус, которое в древности было признаком разлива Нила – а значит, и грядущего рождения нового урожая. Бенху, египетский феникс, позже мог быть связан с другим мифом о серой цапле, которая самой первой пояселилась на сотворённой из ила суше, будучи посланницей бога Солнца. Этой птице поклонялись в Гелиополисе, и считалось, что она живёт 500 лет.

Феникс в Древней Греции и Риме


Эллинам история показалась недостаточно красочной, и всё остальное, что мы сегодня знаем о Фениксе, они за египтян додумали. Первым об огненной птице написал Геродот, откровенно недоверяя этому мифу. Более поздние философы уже рассказывали о самосожжении Феникса и его восстании из пепла, но гораздо интереснее было бы вспомнить труды Манилия. Согласно им, Феникс живет не 500 лет, а великий Платонов год, то есть время, за которое Солнце, Луна и пять планет возвращаются в изначальное положение. Тацит определяет это время как 12 994 года, равные астрономическому циклу мировой истории. После этого события начнут повторяться, поскольку планеты снова будут проходить тот же путь и так же влять на земную жизнь. А чтобы придать больше сходства с идеей о Фениксе, содано было учение о том, что «мир погибает в огне и возрождается в огне, и этому процессу не будет конца и не было начала».

Всё это напоминает календари майя, и связанные с ними страшилки о грядущем конце света. Впрочем, и у майя, и у ацтеков, и у тольтеков Феникс связывали исключетельно с солнцем, счастьем и благом. Но вернёмся к средиземноморскому сапогу: в Римской империи Феникса поставили служить на благо императорам, и, возможно, именно у него одолжили фирменный цвет, а так же логотип для монет и мозаик. Огненное пернатое символизировало божественность власти и бессмертие империи, которая однажды всё же рухнула – так и не поймав птицу удачи за хвост.

Феникс в иудейской каббале и христианстве


А теперь ещё немного о Райском Саде, или Ган Эден. Ева, она же Хава, остро нуждалась в витаминах, информации и хорошей трёпке. Но она была не жадной, и, отведав яблока, поделилась с супругом и всеми животными, которые сбежались на сочный хруст божественного плода. Один только Феникс (или Холь, Оршина) был на диете, и не поддался искушению – вот почему он сохранил своё относительно бессмертие, и не может спокойно отпраздновать ни один миллениум, потому что… сгорает. Вообще интересная награда за послушание, но суть не в этом.

В христианстве Феникс стал априори доказательством существования вечной жизни, а значит, истинности воскресения бога, смысла веры и постоянства. И не важно, что всё началось с серой цапли – Феникс символизировал и Христа, и последнюю стадию Великого Делания в алхимии, признанной наукой еретиков; красовался на гербах Елизаветы I и шотландской королевы Марии, но и высекался на погребальных плитах. Одним словом, универскально и понятно.

Феникс на Руси


Как ни странно, здесь Феникс начал эволюционировать в другом направлении – не качественно, а количественно. Если быть точнее, фениксов у словян было целых два: Финист Ясный Сокол, и Жар-птица. Несмотря на то, что первый был зорким и смелым красным молодцем, периодически превращающимся в птицу, а вторая внешне напоминает павлина, они имеют много сходных черт: Жар-птица осенью умирает и весной возрождается, а Финист засыпает беспробудным сном и после зимней спячки просыпается. Кроме того, Жар-птица была в буквальном смысле огенной, и прекрасно пела – как и Феникс.

Феникс в Китае и Японии


Ну и, наконец, пришло время встретиться с реальным Фениксом родом из Китая. Всё началось с мифов о птице фэн-хуан («Ян-Инь»), которая соединяла в себе мужскую и женскую стихии. Эта была раскошная птица с длинным хвостом. Точно таким же, как у местной породы кур – их «рулевые» перья достигали длины в полтора метра. Но в первом тысячелетии нашей эры несколько таких пернатых созданий попали из Китая в Японию – тут и пошла «гонка вооружений» национальной святыни. Петухов-фениксов, или «онадагори», стали разводить не просто фанатично – их начали селекционировать. Так, куриные хвосты удлиннились почти в 10 раз (до 13 метров). Как говорится, в стремлении к красоте главное не переборщить, чего японцы явно не уловили шестым чувством. Курятник таких «фениксов» – это высокий шест, и слезать с него птицы не должны, иначе их хвост превратился бы в облезлый веник. Фен-шуй, конечно, фен-шуем, но один из его главных талисманов удачи, онадагори – это курица в камере-одиночке, страдающая гиподинамией и нарушением обмена веществ. Ну ничего. И люди тоже когда-нибудь это перерастут. А вот символ феникса – останется.


Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Восстать, как Феникс, из пепла" в других словарях:

    Легендарная священная птица древних египтян. Позже этот миф стал известен и в Древней Греции, где его рассказывали в двух версиях: Феникс это покрытая ярко красным, почти огненным оперением птица, которая каждые пятьсот лет прилетает в Египет, в… … Словарь крылатых слов и выражений

    ФЕНИКС - (в др. греч. мифологии птица, сжигающая себя при приближении смерти и вновь возрождающаяся из пепла; см. тж ПТИЦА ФЕНИКС) Самозабвение нирвана Что, фениксы, попались в сеть?! На дальних валиках дивана Не усидеть! Цв914 (III,12.2); В воздухе,… …

    пепел - , пла, м. ** Восстать из пепла. Эллипсис выражения восстать как Феникс из пепла /. высок. Возродиться после разрушения, сожжения. // ирон. Восстает из пепла выпимший народ (Из песни Солдат на привале. Рок группа Чиж и К) … Толковый словарь языка Совдепии

    - «НЕТ ПРОЩЕНИЯ»/«НЕПРОЩЕННЫЙ» (Unforgiven) США, 1992, 127 мин. Вестерн, приключенческий фильм. Успех в начале 90 х годов фильмов «Танцы с волками», «Последний из могикан», «Нет прощения» означал, что якобы выродившийся жанр вестерна смог восстать … Энциклопедия кино

    МУЗА - (М. и м.; в др. греч. мифологии каждая из девяти богинь, покровительниц наук и искусств) Тебе, поэт, в вечерней тишине Мои мечты, волненья и досуги. Близь Музы, ветреной подруги, Попировать недолго, видно, мне. АБ900 (I,463.1); Ты просияла мне из … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    - (1797 1856 гг.) поэт, критик, публицист В бутылках я вижу ужасы, которые будут порождены их содержимым; мне представляется, что передо мною склянки с уродцами, змеями и эмбрионами в естественнонаучном музее. В сущности, все равно, за что… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Имам Чечни и Дагестана; сын аварского узденя, родился в 1798 году в ауле Гимры (в Андии), в том же самом, в котором родился также известный Кази Мулла. С детства Шамиль отличался живым характером, суровостью и непреклонной волей. Он был отдан в… … Большая биографическая энциклопедия