Подготовка огэ русский язык презентации. Презентация на тему "подготовка к огэ по русскому языку". Работа над сочинением

Русский язык-9

1.Изложение

15.1.Сочинение

Стафеевой В.Н.

МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»


УЧИМСЯ ПИСАТЬ

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ


Сжатое изложение

проверяет умения:

  • понимать информацию текста;
  • вычленять в тексте микротемы;
  • выделять в предъявленной информации главное;
  • устанавливать связь между микротемами текста;
  • сохранять основные приметы стиля прослушанного текста.

Приемы сжатия текста:

  • исключение (повторов, синонимов, уточнений и др.);
  • обобщение, замена (однородных членов и др.);
  • упрощение, слияние (придаточных предложений и др.).

При сжатии любого текста

Опускаются:

Сохраняются:

  • диалоги,
  • ключевые слова и обороты речи,
  • наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
  • пространные описания природы,
  • описания чувств, настроений.

  • Замены:
  • Замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • Замена предложения или его части указательным местоимением;
  • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • Замена сложноподчиненного предложения простым.

  • Исключения:
  • Исключение повторов;
  • Исключение фрагмента предложения;
  • Исключение одного или нескольких из синонимов.

3. Слияния:

  • Слияние нескольких предложений в одно.

Логическая схема текста

(Связь предложений)

Веерная связь

Цепная связь


  • Определение стиля исходного текста;
  • Уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;
  • Определение типа текста;
  • Анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);
  • Выполнение чернового варианта;
  • Проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

  • Исходный текст для сжатого изложения читается два раза. Прежде всего, прослушанный текст нужно понять.

Этапы работы

  • После первого прочтения определяется:

1. тема; 2. основная мысль;

3. структура текста. 4.Записываются тезисы, которые запомнили.


Этап определения ТЕМЫ текста

О чем текст?

- по началу текста;

- по ключевым словам;

- по ключевым эпизодам;

- по поступкам или

размышлениям героев;

- по заглавию текста


Этап определения ОСНОВНОЙ МЫСЛИ (ИДЕИ) текста

Общая тональность

звучания текста;

Настроение, которое

событиям, героям;

Наличие в тексте тезиса,

формулирующего прямо

или косвенно основную


Одно предложение,

в котором сжато

выражена

основная мысль

Основная мысль

микротемы

ТЕЗИС

глагольный

именной


Этап определения СТРУКТУРЫ ТЕКСТА

вступление

основная

часть

заключение


При повторном чтении исходного текста определите:

  • микротемы текста;
  • количество микротем;

3. смоделируйте текст сжатого изложения, используя средства связи предложений в тексте.

  • Помните : главное не исказить основное содержание текста.
  • Сжатое изложение – это не выборочное изложение.

МИКРОТЕМА

Тема каждой смысловой части

текста, которая отражает часть

общей темы, единой для всего

текста.


Этап АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ текста: определение МИКРОТЕМ текста как частей общей темы

Определите на слух количество абзацев

в тексте по количеству больших

интонационных пауз читающего

Сколько больших

интонационных

пауз в тексте –

столько в тексте

абзацев


Оценивание изложения Критерий И1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы = 2 балла

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,


Критерий И2

их для сжатия не менее 3 микротем текста,

экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав

его на протяжении всего текста. - 3

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов

сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал

их для сжатия 2 микротем текста,

его для сжатия 3 микротем текста. - 2

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов

сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал

их для сжатия 1 микротемы текста,

экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал

его для сжатия 2 микротем текста. - 1


Критерий И3

речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения

не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,

связностью и последовательностью изложения,

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

замысел,

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. - 0


Сочинение на лингвистическую тему

Задание 15.1.


Сочинение на лингвистическую тему

Некоторые особенности

лингвистической темы:

1. Тема требует формулирования тезиса, который нужно доказать, подсказывает его.

2. Тема требует владения лингвистическими понятиями, терминами из курса русского языка.

3. Тема требует приведения примеров на основе конкретного текста из задания ОГЭ


Написание сочинения

на лингвистическую тему

Проверяет:

1. знание функций языковых явлений;

2. умения:

  • ранее полученные знания переводить в практическую деятельность;
  • строить текст сочинения и в нем:
  • формулировать и предъявлять тезис;
  • приводить к нему доводы;
  • подбирать соответствующие примеры;
  • делать вывод.

  • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания автора.
  • Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяя цитирование.
  • Объем сочинения не менее 70 слов.

Схема сочинения на лингвистическую тему

Языковое явление необходимо.

1-я функция

2-я функция

Таким образом, языковое явление необходимо.


Пошаговая инструкция по написанию сочинения на лингвистическую тему

Шаг 1.

Знакомимся с высказыванием

  • Внимательно прочитайте высказывание о языке.
  • Осмыслите его.
  • Выделите ключевые слова.

Шаг 2 Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка , о каких явлениях идет речь в высказывании.

Примерные ответы:

  • О богатстве, выразительности, точности речи;
  • О средствах выражения мыслей;
  • О роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, фразеологизмов;
  • О взаимосвязи лексики и грамматики;
  • О роли синтаксиса в человеческом общении;
  • О функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3 Оформляем вступление

  • Формулируем позицию автора высказывания:
  • Выражаем свое отношение к ней:

Вступление должно состоять из 2-3 предложений

Можно применить цитирование

Можно обойтись

без цитирования

К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Великий русский писатель К.Г. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей.


Приемы вступления

В обобщении показать актуальность темы

Вопросительные предложения зафиксируют ключевые слова

  • В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после глаголов и имен существительных.
  • Глагол выражает действия, связанные с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного .
  • Почему мы в речи используем местоимения? Разве нельзя без них обойтись?
  • Почему «глагол – это самая живая часть речи»? Каково значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после имен существительных?

Шаг 4 Пишем основную часть

Можно начать так:

  • Присмотримся повнимательнее к словам в тексте (Ф.И.О. автора)…
  • Обратимся к тексту публициста (писателя, ученого…)
  • Докажем эту мысль на примерах из текста…
  • Раскроем значение текста на примерах, взятых из текста…

Виды сочинений- рассуждений

  • 1.Рассуждение-доказательство

Цель: Доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.

  • Вводные слова: итак, во-первых, например…
  • Союзы: так что, поскольку, так как, если…
  • Речевые обороты: предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; это позволяет предположить…

Виды сочинений-рассуждений

  • 2. Рассуждение-объяснение

Цель: объяснить содержание тезиса. Главное утверждение всегда истинно.

Помогут обеспечить логическую связь

между предложениями

  • Слова-организаторы : потому что, поэтому, вот почему…
  • Слова-резюме : это объясняется тем, что…; это зависит от…, это следствием того, что…
  • Вводные слова : например, таким образом…

Виды сочинений- рассуждений

  • 3. Рассуждение-размышление

Цель: объяснить и доказать с помощью вопросов и ответов правильность предложенного тезиса.

Языковые средства оформления:

  • Вводные слова : на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно…
  • Речевые обороты : я могу с уверенностью сказать, что…, я полагаю, что…; попытаемся разобраться…

Приводим примеры, подтверждающие слова автора высказывания и ваши рассуждения

  • Для этого изучите критерия оценивания примеров-аргументов:

С1К2 Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, верно указал их роль в тексте – 3 балла

Требования к аргументам:

  • Примеров должно быть - 2 ;
  • Примеры должны быть - из текста ;
  • Нужно не только назвать языковое явление , но и объяснить его значение и указать роль в тексте .

  • Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык богат синонимами.
  • Они имеют общее значение и различаются оттенками или стилистической окраской.
  • Автор использует синонимы «горечь и обида» (предлож. 44),которые помогают писателю полнее раскрыть душевное состояние героини.
  • Названо языковое явление.
  • Объяснение его значения.
  • Указана роль в тексте

Аргумент 2

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов разнообразны. Один из них – суффиксальный . Возьмем, например, слово «Танечка» из предложения 1. Уменьшительно-ласкательный суффикс –ечк- помогает автору выразить симпатию к героине произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых»...

Не забывайте, что они отделяются запятой.


Шаг 5 Пишем заключение

  • Вывод делается из всего текста.
  • В заключении говорится о том же, о чем во вступлении, но другими словами.
  • Начать можно так:

Таким образом,…

Следовательно,…

В итоге можно прийти к такому выводу:…

В заключение можно сказать, что…

Из этого следует, что…

Обобщая сказанное,…


  • Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
  • Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте. Они способствуют полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Образец сочинения К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

  • Не могу не согласиться с мнением К.Г. Паустовского. В чем же заключается богатство русского языка?
  • Прежде всего наш язык обогащается с помощью синонимов. Они имеют общее значение и различаются дополнительными оттенками или стилистической окраской. Так автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44),которые помогают ему полнее раскрыть душевное состояние героини.
  • Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Они разнообразны. Один из способов – суффиксальный. Например, слово «Танечка» из предложения 1. Уменьшительно-ласкательный суффикс –ечк- помогает автору выразить симпатию к героине произведения.
  • Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Пояснительная записка к презентации

ГИА 2013.Модуль ГЕОМЕТРИЯ (№17)

Презентация может представлять интерес, как для учителя, так и для ученика. Может использоваться на уроках математики при повторении, при подготовке к ГИА, для самостоятельной работы обучающихся, при дистанционном обучении.

Презентация представляет собой мультимедийный тренажер для подготовки к итоговым экзаменам в девятом классе. Разработка создана на основе методического пособия под редакцией А. Л. Семеновой и И. В. Ященко. Использовать демонстрацию слайдов можно на уроке в школе, оформление показа позволяет организовать фронтальную и индивидуальную работу с учениками. Школьникам будет удобно самостоятельно готовиться к ГИА с помощью презентации.

Вниманию учителя или учащихся предложены восемь типичных вариантов задания №17 экзаменационной работы. Использование гиперссылок обеспечивает возможность при необходимости перейти к теоретической части для повторения. Проверить ход решения геометрических задач можно на слайде с заданием. По щелчку появляется ход решения и правильный ответ.

В презентации используется шестнадцать рабочих слайдов. Воспринимается работа хорошо благодаря четким чертежам и крупному шрифту заданий. Знакомство с содержанием показа будет способствовать развитию умений решать задания из раздела геометрии, психологически подготовит к сдаче экзаменов и работе с тестами. На экран выводится геометрическая задача. При возникновении трудностей можно обратиться к подсказке и вспомнить необходимые для решения теоремы.

СЛАЙ 1. Титульный слайд к презентации (в слайде название презентации и данные автора презентации)

СЛАЙДЫ 18-19. Список использованных ресурсов:

    Автор данного шаблона Ермолаева Ирина Алексеевна - учитель информатики и ИКТ (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная школа») http :// narod . ru / disk /20305179001/ SHabloni _2. rar . html

    «ГИА-2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов» под редакцией А. Л. Семенова, И. В. Ященко. – М.: Изд. «Национальное образование», 2013.

Картинки, иллюстрирующие условия задач:

    http://lori.ru/2357281

    http://minsksvet.by/catalog/ul

    http://www.freebievectors.com/

    http://bebrain.ru/blog/protses

    http://bruderplay.ru/41204_12

    http://lori.ru/2006510

    http://www.artleo.com/download

    http :// www . dobrepole . com . ua / bo

    http://forexaw.com/TERMs/Indus

СЛАЙДЫ ЧЕТНЫЕ.

В слайдах даны условия задачи, рисунки к ним (иногда данные задачи вынесены на рисунок), краткое решение задачи (с анимацией по щелчку), ответ (с анимацией по щелчку).

СЛАЙДЫ НЕЧЕТНЫЕ.

В слайдах даются подсказки к решению задачи на предыдущем слайде. Подсказки сформулированы в виде теорем, определений, свойств, следствий и различных утверждений. Количество подсказок соответствует количеству действий в задаче или этапов решения задачи.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью) Костюкова Людмила Тихоновна учитель русского языка и литературы

Тема урока: Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью)

Цель урока:

повторение, обобщение и систематизация полученных знаний по трудным темам тестовой части: «СПП с несколькими придаточными», «Грамматическая основа», «Фразеологизмы как средство выразительности» - умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов;

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки.

Разминка. Задание ОГЭ 3. Игра-конкурс «Фразеологическая дуэль»
  • Продолжите как можно больше фразеологизмов. Если вы забыли продолжение, скажите: «Дальше».
  • Два сапога…….
  • буря в…….
  • топтаться на…..
  • кусать…..
  • зарубить себе ….
  • как две капли…..
  • крокодиловы…..
  • от корки…..
  • ждать у моря….
  • принять за чистую…..
  • овчинка…..
  • проще пареной….
  • .обвести вокруг……
  • .как бельмо……
  • не в бровь……..
  • сулить золотые…..
  • кисейная…..
  • свежо предание…..
  • рог……
  • на сон……
  • голод не……

Объясните фразеологизмы

Сесть в калошу

Совать нос.

Сматывать удочки

Как снег на голову.

В час по чайной ложке.

Как кошка с собакой.

Надуться как мышь на крупу

Кот наплакал.

Путаться под ногами

ОГЭ задание 3

2.«Кто быстрее и правильнее?» Задание (с комментарием) ОГЭ 12.

Карточки. Работа в группах. Задание ОГЭ 8,11 Карточка1. Укажите количество грамматических основ.

1. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

2. Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

3. Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.

4. Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки - слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.

5. Наконец я кинул ему целлофановую шкурку, он и её проглотил, потом полетел пакет, он попридержал его лапой, основательно вылизал, бросил ветру, а потом взглянул на меня и улыбнулся.

6. Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

7. Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

8. Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов.

9. Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком.

10. Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

ОТВЕТЫ:

  • ОТВЕТЫ:
Карточка 2. Выпишите грамматическую основу предложений

1. Наконец из мглы неожиданно выступила Городьба, высокая, подернутая серебристой паутиной .

2. В корчме не было ни одной женщины.

3. Они то и дело судорожно оборачивались и вскидывали головы, точно опасаясь внезапного нападения .

4. Солнце не успело подняться высоко, но уже слало вниз приветливые лучи .

5. .

6. .

7. Фродо тяжко клевал носом.

8. .

9. .

10. Вверху .

ОТВЕТ

. Наконец из мглы неожиданно выступила Городьба, высокая, подернутая серебристой паутиной.

2. В корчме не было ни одной женщины.

3. Они то и дело судорожно оборачивались и вскидывали головы, точно опасаясь внезапного нападения.

4. Солнце не успело подняться высоко, но уже слало вниз приветливые лучи.

5. Хоббитские легенды о них были еще пострашнее, чем россказни о Лесе.

6. Разлившийся ручей уверенно забурлил и потоком хлынул под откос.

7. Фродо тяжко клевал носом.

8. Его необъятный корявый ствол был иссечен черными трещинами, тихо скрипевшими под перешептывание вялой листвы.

9. Мерри с Пином еле-еле дотащились до могучего ствола.

10. Вверху плавно покачивалась сплошная завеса желто-серой листвы.

III. Повторение задания III. Повторение задания ОГЭ 13

ОГЭ 13.Типы СПП по структуре

  • Последовательное подчинение – каждая последующая часть зависит от предыдущей;
  • параллельное подчинение – придаточные относятся к разным словам одной главной части;
  • Однородное подчинение – придаточные относятся к одному и тому же слову в составе главной части или поясняют всю главную часть, отвечают на один и тот же вопрос;
  • Неоднородное подчинение – придаточные относятся к одному и тому же слову в составе главной части, но отвечают на разные вопросы;
  • Комбинированное подчинение может объединять разные типы подчинения.

Алгоритм определения типа подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными

Выделить грамматические основы

Указать предикативные части

Указать средства связи. Указать характер связи частей сложного предложения

Определить характер отношений между частями СПП (что поясняет придаточное, на какой вопрос отвечает)

Определить вид придаточной части. Сделать вывод о типе подчинения.

ОГЭ задание 13

Анализ предложений 1. Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы, чтобы ты смог увидеть красоту, которая тебя окружает. 2. Когда просыпается природа от зимнего сна, я вновь чувствую в себе силы, которые дают мне ощущение радости и счастья. (Когда…), , (которые…).

, (чтобы…), (которая…).

1) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Яковлев Ю.)
2)Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (Гайдар А.)

3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Селевин глянул в сторону - и вдруг дикая радость охватила его: невдалеке ехал проводник, ведя на поводу второго верблюда. (2) И тотчас радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и появился уже значительно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и беспомощно рылся в них. (6) Он вспомнил, что в кармане у него есть два патрона, которые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубашку в колодец. (7) С трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (Зверев М.)

1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.

  • 1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.
  • 2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.
  • 3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
  • 4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
  • 5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.

Запись в тетрадях:

последовательное –

параллельное –

однородное –

ОГЭ задание 13. Определить вид подчинения

  • Самостоятельная работа Текст для анализа.
  • 1) Кто не/боит...ся дождя и холода пусть идёт в лес ноябр...ским утром. (2) Много не/без...нтересных встреч... ож...дает его в пр...тихш..м но по/прежнему живом лесу.
  • В/начале зимы без особого труда вы от...щ...те зайчишку. (4) Белая шубка зайца пр...дательски выделяет...ся на бурой земле не/покрытой снегом. (5) Не/ во/время без сомнения пр...нарядился косой!
  • Задания:
  • 1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
  • 2.Запишите номер предложения, в котором есть обособленное распространённое согласованное определение.
  • 3.Запишите номер предложения, в котором нет прилагательного.
  • 4.Выпишите грамматическую основу 2-го предложения.
  • 5.Определите количество грамматических основ 1-го предложения
  • 6.Выпишите слово, правописание приставки которого определяется правилом: «неполнота действия»
  • 7.Запишите номер предложения, в котором есть вводное слово.
  • 8.Замените слово «косой» в 5 предложении нейтральным синонимом.
  • 9.Замените словосочетание «ноябрьским утром», созданное на основе согласования, словосочетанием со связью «управление»
Итоги урока
  • Итог урока. Домашнее задание: тесты ОГЭ
  • Что повторили?
  • С каким заданием возникли сложности?
  • На что обратить внимание на следующем занятии?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ГИА) ОГЭ – 2016 9 КЛАСС Р У С С К И Й Я З Ы К Спецификация Кодификаторы элементов содержания экзаменационной работы Критерии оценивания

ОГЭ ПРОВОДИТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В ЦЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НА ОСНОВЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННО РАЗРАБОТАННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО 14 УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКЗАМЕНА МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ ПРИЕМЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. Экзаменационная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

ЧАСТЬ 1. ЗАДАНИЕ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Это - небольшая письменная работа по прослушанному тексту. Выполняется на отдельном листе. Исходный текст прослушивается 2 раза. ЦЕЛЬ - передача главного содержания как каждой микротемы (их 3), так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Конспектирование основных моментов текста (черновые записи) допускается уже при 1-м прослушивании! Пользоваться орфографическими словарями также разрешается с самого начала проведения экзамена.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 1 № Критерии оценивания сжатого изложения Баллы ИК1 Содержание изложения 2 – 1 - 0 ИК2 Сжатие исходного текста 3 – 2 – 1 - 0 ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2 – 1 - 0 Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 – ИК3 7

ЧАСТЬ 2. ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в банке ответов № 1 без пробелов или других символов.

КОНКРЕТНЕЕ: ЗАДАНИЯ 2 – 14… № 2 - Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения (в каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос…) – цифра. № 3 - Выразительность русской речи (укажите предложение, в котором средством выразительности речи является…) – цифра. № 4 - Из предложений … выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

№ 5 – Из предложений … выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила… № 6 – Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. № 7 – Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. № 8 – Выпишите грамматическую основу предложения...

№ 9 - Среди предложений … найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения. № 10 - В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. № 11 - Укажите количество грамматических основ в предложении … Ответ запишите цифрой. № 12 - В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. № 13 - Среди предложений … найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. № 14 - Среди предложений … найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

ОЦЕНИВАНИЕ ЧАСТИ 2: Автоматическая обработка, а значит - предельно аккуратное заполнение бланка ответов! Максимальное количество баллов – 13. (по баллу за каждый правильный ответ). За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

ЧАСТЬ 3 СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который выпускники читали, работая над заданиями части 2 . Используя прочитанный текст из части 2, необходимо выполнить на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3 . Это письменный аргументированный ответ! Перед написанием сочинения необходимо записать номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение необходимо писать аккуратно, разборчивым почерком.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 15 (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ) № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) Баллы С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос 2 – 1 - 0 С1К2 Наличие примеров-аргументов 3 - 2 – 1 - 0 С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 2 – 1 - 0 С1К4 Композиционная стройность работы 2 - 1 - 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 9

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 15 (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ) № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2) Баллы С2К1 Понимание смысла фрагмента текста 2 – 1 - 0 С2К2 Наличие примеров-аргументов 3 - 2 – 1 - 0 С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 2 – 1 - 0 С2К4 Композиционная стройность работы 2 - 1 - 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1 – С2К4 9

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 15 (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ) № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) Баллы С3К1 Толкование значения слова 2 – 1 - 0 С3К2 Наличие примеров-аргументов 3 - 2 – 1 - 0 С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 2 – 1 - 0 С3К4 Композиционная стройность работы 2 - 1 - 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1 – С2К4 9

ОЦЕНИВАНИЕ ГРАМОТНОСТИ И ФАКТИЧЕСКОЙ ТОЧНОСТИ РЕЧИ ЭКЗАМЕНУЕМОГО № Критерии оценки грамотности и фактической точности речи Баллы ГК1 Соблюдение орфографических норм 2 – 1 - 0 ГК2 Соблюдение пунктуационных норм 2 – 1 - 0 ГК3 Соблюдение грамматических норм 2 – 1 - 0 ГК4 Соблюдение речевых норм 2 – 1 - 0 ФК1 Фактическая точность письменной речи 2 – 1 - 0 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 – ГК4 10

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31206): «48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за проверку задания 1 и 1 5 экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. ТРЕТИЙ ЭКСПЕРТ назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются ОКОНЧАТЕЛЬНЫМИ ».

И НАКОНЕЦ… Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов! Сравним: ГИА – 2010: 44 ГИА – 2014: 41

Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2016 году основного государственного экзамена (ОГЭ) РУССКИЙ ЯЗЫК Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале Отметка по 5-балльной шкале «2» «3» «4» «5» Общий балл 0-14 15-24 25 – 33 , из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». 34 – 39 , из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».