Презентация по географии "роль и значение транспорта". Презентация на тему "автомобильный транспорт" Презентация по географии на тему география транспорта

Слайд 2

Автомобильный транспорт сейчас - самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта - маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.

Слайд 3

Абсолютное большинство ныне существующих автомобилей - автомобили индивидуального пользования (легковые). Их используют, как правило, для поездок на расстояния до двухсот километров. По данным комитета по экологии Государственной Думы РФ, автомобильный парк России к началу 2000 года составил 27,06 млн транспортных средств.

Слайд 4

Преимущества и недостатки Преимущества: Быстрое передвижение из одной точки окрестности в другую. Недостатки: Автомобильный транспорт имеет много недостатков. Легковые автомобили - самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира. Основная доля (63 %) экологического ущерба планете связана с автотранспортом. Значительный экологический ущерб наносится окружающей среде и обществу на всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры. В частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина, вызывают кислотные дожди. Величина ежегодного экологического ущерба от функционирования транспортного комплекса РФ составляет 3,4 млрд долларов США, или примерно 1,5 % валового национального продукта. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств составили 12 190,7 тыс. тонн. Автомобильный транспорт требует хороших дорог. Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей - многополосных дорог без перекрёстков, допускающих скорости движения свыше ста километров в час.

Слайд 5

В структуре объема коммерческих перевозок грузов преобладает доля автомобильного транспорта – это порядка 53%.

Слайд 6

Транспортные магистрали - основные транспортные пути в составе транспортной сети какой-либо территории. имеют большое значение в системе производственно-территориальных связей. Транспортные магистрали подразделяются на: международные магистрали: Панамериканская автомагистраль. общегосударственные магистрали: Трансамазонское шоссе. межрайонные магистрали: Москва – Санкт-Петербург.

Класс: 10

Цели и задачи:

Обучающие:

  • развивать представления об отраслях Мирового хозяйства;
  • развивать умения характеризовать по основным параметрам Мировую транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития;
  • сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;
  • сформировать знания о географии основных видов транспорта.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение выделять главное, существенное при работе с текстом в изучаемом материале; анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;
  • развивать умение работать во времени и в группах;
  • развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес;
  • развивать умение выполнять задания аналитического характера;
  • развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.

Воспитательные:

Продолжить формирование системы нравственных отношений:

а) формировать у учащихся уважительное отношение к мнению других учеников;

б) формировать у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое о своей Родине, воспитание чувства ответственности за ее настоящее и будущее, чувства патриотизма.

В ходе урока у учащихся развиваются следующие умения:

Учебно-управленческие:

  • определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи;
  • самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами;
  • оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.

Учебно-информационные умения:

  • умение работать с письменными и устными текстами;
  • умение работать с картографическими источниками информации.

Учебно-логические умения:

  • определять компоненты изучаемого объекта;
  • осуществлять качественное и количественное описания компонентов объекта;
  • осуществлять классификацию на основе установления признаков объекта.

Оборудование:

Карта “Транспорт мира”, атлас для 10 кл., картосхемы, выставка “Современные виды транспорта и транспорт будущего”, видеофрагмент “Влияние транспорта на окружающую среду”, графопроектор, комплект заданий для каждого ученика (можно использовать презентацию основных видов транспорта).

Основная форма работы – групповая с использованием опережающего домашнего задания и разноуровневых заданий.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Приветствие учителя.

Проверка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.

Сегодня мы продолжим знакомство с отраслями мирового хозяйства и поговорим о транспорте мира.

Нам важно это знать, т.к. тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков планеты. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности.

2. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.

Исходя из огромной значимости транспорта, сегодня на уроке мы должны:

  1. познакомиться с мировой транспортной системой.
  2. узнать о значении транспорта, показать его место и роль в мировой экономике.
  3. дать характеристику видов транспорта.
  4. знать об особенностях транспорта в странах разного типа.
  5. поговорить о проблемах и перспективах развития транспортной системы.

Цели закреплены на доске в виде плаката.

Тема для вас не новая, мы говорили о транспорте России в 9 классе, но довольно обширная. Для того чтобы достичь все намеченные цели, мы будем работать по группам.

Я уверена, что мы справимся со всеми поставленными задачами самым лучшим образом. Если что-то не получится – ничего страшного, учтем наши недочеты в будущей работе. Итак – приступаем!

Начать лучше с повторения основных положений, знакомых нам из 9-го класса. И тут нам поможет 1 группа. У ребят было задание (Показать на доске схему №1; см. приложение) : “Опираясь на учебник 9 класса, выбрать на ваш взгляд, самое главное и существенное из темы транспорт России”.

Результатом их работы явилась своеобразная “подсказка” под номером 1.

Задание классу: Возьмите из приготовленных для вас материалов лист 1. Прослушайте выступление ребят, вспомнив пройденный ранее материал.

Выступление учащихся 1 группы.

Первая группа свое выступление закончила. Спасибо! Я полагаю, что ребята с заданием справились, а мы вспомнили материал, необходимый нам в дальнейшей работе.

3. Усвоение новых знаний.

Теперь переходим к изучению новой темы “Транспорт мира”.

Второй группе было предложено раскрыть содержание главы “Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства”.

Ребята приготовили шаблон №2, который вам надлежит заполнить в ходе их выступления (см. приложение №2,). (приложение №2.1)

Выступление учащихся 2 группы.

А теперь давайте вместе проверим правильность заполнения шаблона (через кодоскоп или компьютер). Если есть ошибки или недочеты, исправьте их.

В ходе выступления 2 группы мы узнали:

  1. о значении транспорта;
  2. об основных различиях между транспортом экономически развитых и развивающихся стран.

Отметить эти цели на плакате. Дать качественную характеристику деятельности группы.

Третьей группе предложено познакомить вас с основными видами сухопутного транспорта.

Приготовьте листы под номером 3 “Основные виды транспорта”. В ходе выступления ребят третьей и четвертой групп вам предстоит выполнить различные виды работ: показать по атласу называемые объекты, вписать страны-лидеры по основным видам транспорта, заполнить диаграммы. Будьте внимательны!

Выступление учащихся 3 группы.

  1. Автомобильный транспорт.
  2. Железнодорожный транспорт.
  3. Трубопроводный транспорт.

В ходе выступлений учащиеся используют картосхемы, выполненные самостоятельно.

  1. Обеспеченность легковыми автомобилями.
  2. Различные конфигурации ж\д.
  3. Главные выводы к теме “Транспорт России”.

Все называемые объекты показываются у доски по карте “Транспорт мира”.

Закончила свое выступление 3 группа. Спасибо!

Четвертая группа познакомит вас с остальными видами транспорта.

  1. Воздушный (с использованием картосхемы “Авиационный транспорт мира” и магнитов одного цвета для обозначения крупнейших аэропортов мира).
  2. Морской (с использованием магнитов разного цвета для обозначения крупнейших универсальных, контейнерных, нефтеналивных портов).
  3. Речной (сопровождается показом крупных судоходных рек, системы каналов и главного района озерного судоходства).

Закончила свое выступление 4 группа. Спасибо!

Дать качественную характеристику деятельности группы.

В ходе интересных и объемных сообщений учеников 3 и 4 групп мы узнали об основных видах транспорта, его географии и особенностях, т.о. достигли еще одной намеченной цели.

Отметить цель на плакате.

Завершит разговор о транспорте 5 группа.

Ваша задача: внимательно слушать и записать в тетрадь:

  1. определение Мировой транспортной системы;
  2. основные экологические проблемы, связанные с транспортом.

(Можно воспользоваться учебником, стр. 151)

  1. Мировая транспортная система.
  2. Проблемы транспорта (с использованием фрагментов в\ф, либо презентации).
  3. Перспективы развития транспорта (рассказ сопровождается показом выставки “Современные виды транспорта и транспорт будущего”).

Отметить цели на плакате.

Дать качественную характеристику деятельности группы.

Как видите, мы справились поставленными целями.

4. Закрепление знаний.

Теперь давайте посмотрим, как мы сможем реализовать выполненные цели.

Возьмите приготовленные для каждого листы с тестовыми заданиями (5 вариантов) и в течении 1-2 минут постарайтесь правильно ответить на 5 вопросов.

Поменяйтесь листами, проверьте работу друг-друга, выставив отметки по критериям и сдайте мне.

Взаимопроверка работ и проверка посредством кодоскопа.

5. Итог.

В ходе урока мы познакомились с транспортом мира, выполнив все намеченные цели.

Дать качественную характеристику деятельности класса, выставить отметки.

Осталось заполнить Технологическую карту урока (см. приложение№3). (приложение №3.1)

6. Домашнее задание.

1. Повторить тему 5 раздел 3 “Транспорт мира”.

(Не забудьте о дополнительном материале в конце раздела, о таблицах в приложении и о картах атласа).

2. Нанести на контурную карту:

  • страны-лидеры по основным видам транспорта;
  • крупнейшие порты и аэропорты мира;
  • основные каналы и проливы;
  • крупные судоходные реки.

3. Уметь показать Транссибирскую ж\д магистраль и Панамериканское шоссе.

При выполнении домашнего задания воспользуйтесь листом №3 и картами атласа.

Наш урок закончен. Благодарю вас за работу.

Cлайд 1

География транспорта Мира 1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда. 2. Сухопутный транспорт Урок географии в 10-ом классе

Cлайд 2

1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства Основа географического разделения труда Объём и структура транспортных перевозок отражают: Способствует специализации и кооперированию предприятий и отраслей Способствует сокращению территориального разрыва между производством и потребителем товаров и услуг Уровень и структуру экономики Размещение производительных сил

Cлайд 3

Мировая транспортная система – все: пути сообщения транспортные предприятия транспортные средства

Cлайд 4

Мировая транспортная система число занятых – более 100 млн чел общая длина транспортной сети - > 36 млн км перевозится грузов – более 100 млрд т перевозится пассажиров - более 1 трлн чел

Cлайд 5

ДИНАМИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В 1950-2000гг.*

Cлайд 6

Длина и густота железных дорог по странам мира. Конец 90-х гг

Cлайд 7

Влияние НТР на мировую транспортную систему увеличение пропускной способности появление новых транспортных средств увеличение вместимости и объёма перевозимых грузов (контейнеризация)

Cлайд 8

Изменения в структуре грузооборота мирового транспорта В 1950 г. железные дороги обеспечивали 31% мирового грузооборота, автомобильные - 7,5% внутренние водные пути - 5,5% морские - 52% трубопроводы 4%.

Cлайд 9

a-div-prezent" itemprop="thumbnail" src="https://bigslide.ru/images/28/27929/389/img9.jpg" alt="Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономич..." title="Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономич...">Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономически развитых стран Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80% общей длины транспортной сети, более 70% мирового грузооборота по массе и примерно 80% по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 миро вого грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40%, на железнодорожный - 25, а на остальные виды транспорта - 35%.

Cлайд 11

2. Транспортная система в развивающихся странах Она располагает немногим более 20% общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20% мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10% мирового парка легковых и 20% грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на желез ных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.

Cлайд 12

Региональные транспортные системы Севро-Американская Европейская СНГ Латиноамериканская Африканская Южная Азия

Cлайд 13

Мировой железнодорожный транспорт Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль - Манчестер в Англии, открытая в 1830 г. В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. - в Германии и Бельгии. А в России первая железная дорога Петербург - Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цели урока: развивать представления об отраслях Мирового хозяйства; развивать умения характеризовать по основным параметрам Мировую транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития; сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа; сформировать знания о географии основных видов транспорта.

3 слайд

Описание слайда:

Д\З п.3 «География Транспорта» 2. Работа на к\к. Показать: на "3" 1. Трансконтинентальные ж\д. 2. Крупнейшие аэропорты (указать название) (4) 3. Крупнейшие порты мира (3) на "4" + Крупнейшие международные речные артерии. (5) (atlasMap.ru) на "5" + Магистральные нефте и газопроводы. (3) (http://xreferat.ru/96/page88.html) (mir/map.ru)

4 слайд

Описание слайда:

План урока: 1. Количественные показатели работы транспорта. 2. Транспортная сеть мира. Структура мирового транспорта. Региональные транспортные системы. 3. Влияние НТР на развитие транспорта 4. Сухопутный транспорт мира. 5. Водный транспорт мира. 6. Воздушный транспорт мира. 7. Выводы 8. Закрепление материала.

5 слайд

Описание слайда:

Структура транспорта Железнодорожный, автомобильный трубопроводный Морской, Речной

6 слайд

Описание слайда:

Грузооборот - произведение количества перевезённого груза (в т.) и расстояния перевозки (в км) Каботаж - судоходство между портами одной страны. Большой каботаж - судоходство между портами разных морей, например между Балтийским и Чёрным. Малый каботаж - судоходство между портами одного или двух смежных морей, например между Чёрным и Азовским. 3) Грузоподъёмность транспортного средства - максимальная масса груза, которое оно способно поднять, переместить или перевезти.

7 слайд

Описание слайда:

Мировая транспортная система СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ, ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОБРАЗУЮТ - МИРОВУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ (МТС). ОДНАКО МИРОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ КРАЙНЕ НЕРАВНОМЕРНО! Задание. Проанализируйте карту. Отметьте регионы мира с густой транспортной сетью.

8 слайд

Описание слайда:

Региональные транспортные системы ОДНАКО МИРОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ КРАЙНЕ НЕРАВНОМЕРНО! РТС Северной Америки 30% общей длины МТС; 1 место по грузообороту; высокий уровень автомо- билизации. РТС Зарубежной Европы 1 место по густоте и частоте движения; высокий уровень развития воздушного и автомобильного транспорта. РТС Содружества Независимых Государств 10%от МТС; высокая доля ж/д транспорта в грузообороте; высокие показатели по дальности пе- ревозок.

9 слайд

Описание слайда:

По уровню развития мировую транспортную систему можно разделить на две части: транспорт экономически развитых стран и транспорт развивающихся стран Транспорт в экономически развитых странах Транспорт в развивающихся странах Отстающая отрасль экономики Высокий технический уровень Взаимодействие различных подотраслей. Обеспеченность транспортной сетью, её густота, подвижность населения самые высокие. Несформированность транспортных систем. Преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного - Индия Пакистан, Бразилия, Аргентина; речного - страны Тропической Африки Для перемещения грузов ещё широко используется гужевой, вьючный транспорт, носильщики. Транспортная подвижность населения в несколько раз ниже среднемировой. На эти страны приходится до 80% общей длины мировой транспортной сети. Для перемещения грузов ещё широко используется гужевой, вьючный транспорт, носильщики. .

10 слайд

Описание слайда:

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ МИРА: ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ 140 МЛН. ЧЕЛ. ГРУЗО - И ПАССАЖИРООБОРОТ ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (в тыс. км) 24000 Распределите виды транспорта по протяжённости путей сообщения? ?

11 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА МИРОВОГО ГРУЗО - И ПАССАЖИРООБОРОТА ДОЛЯ В ГРУЗООБОРОТЕ ДОЛЯ В ПАССАЖИРООБОРОТЕ Задание. Проанализируйте данные диаграммы. Ответьте на следующие вопросы: 1. Какой вид транспорта преобладает в грузоперевозках, а какой в пассажирообороте мира? Как вы думаете, чем объяснить такие различия в участии транспорта в обороте? 2. Какой вид транспорта преобладает в грузоперевозках в России, Японии? Почему? 3. Какой вид транспорта почти не участвует в грузоперевозках, а какой в пассажиро- перевозках? Как вы думаете почему?

12 слайд

Описание слайда:

ТРАНСПОРТ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Вывод: Найдите ответ в учебнике на странице 136 (2 столбик), а также см. дополнительный текст № 18, 19 на странице 151. УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ УВЕЛИЧЕНИЕ ВМЕСТИМОСТИ И ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЕ СКОРОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

13 слайд

Описание слайда:

ТРУБОПРОВОДНЫЙ Самые мощные в мире магистральные нефте- и газопроводы находятся в СНГ: «Дружба» «Сияние Севера» «Союз» Получил развитие благодаря росту добычи нефти и газа и территориальному разрыву между районами добычи и потребления. Первый нефтепровод был построен в США в 1865 г. длиною 6 км. По своему назначению трубопроводы можно разделить на следующие группы: промысловые - соединяющие скважины с различными объектами магистральные (МН) - предназначенные для транспортировки товарной нефти и нефтепродуктов из районов их добычи (от промыслов) производства или хранения до мест потребления.