Осень глазами ученого сообщение. Подготовить презентацию осеннего сезона осень глазами фотографа. Презентация на тему «Осень глазами поэта и ученого. Довольно скучная пора


По окружающему миру в 3 классе после изучения темы про осень было задание подготовить презентацию «Осень глазами художника, поэта, композитора, биолога, метеоролога….» (на выбор). Дочка выбрала посмотреть на осень глазами художника. Пересмотрели множество картин по этой теме, она выбрала понравившиеся. В программе ФОТО Шоу сформировали слайд шоу, наложили музыку Шопена «Осенний вальс». Вот какая презентация получилась.

Презентация осень глазами художника

Осень — яркое и прекрасное время года. Ее красотой восхищались художники, о ее великолепии писали поэты, о ее пленительной магии говорили многие. Осень — это не только дождь, сырость и холод, это еще и буйство красок, яркие зонтики, походы в лес за грибами и уютные и теплые вечера в кругу семьи. Я предлагаю насладиться творчеством талантливых художников, которые покажут вам всю красоту и таинство золотой осени на своих полотнах.

Осень яркая

Афремов Леонид Дождливый вечер

Осень задумчивая


Усянов Владимир Павлович Осенняя аллея

Осень таинственная


Шишкин Иван Иванович Осенний лес

И даже дождь на картинах далек от унылости


Макнейл Ричард Триумфальная арка (Париж)

Осень такая разная, но всегда привлекательная — такой увидела я Осень глазами художника. На видео ниже можно посмотреть саму презентацию, в которую вошли 19 картин русских и зарубежных художников.

Как животные к холодам готовятся

Ветры-листодёры срывают с леса последние отрепья. Дождь.

Скучает на заборе мокрая ворона. Ей ведь тоже скоро в путь: летовавшие у нас серые вороны незаметно откочёвывают к югу, на их место также незаметно перемещаются вороны, родившиеся на севере. Выходит, и ворона птица перелётная. Там, на дальнем севере, ворона - первая прилётная, как у нас грач, и последняя отлётная.

Покончив с первым своим делом - раздеванием леса,- осень принимается за второе: студит и студит воду. Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались в ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки. Рыбы забиваются в ямы - ятови - зимовать там, где не замёрзает вода. Мягкий хвостатый тритон-харитон всё лето прожил в пруду, а теперь выполз из воды, пополз зимовать на суше, где-нибудь во мху под корнями. Льдом покрываются стоячие воды.

Стынет и на суше нежаркая кровь. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки. Забравшись в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Забиваются в тину лягушки, прячутся за отставшую кору пней ящерки - обмирают там... Звери - кто одевается в тёплые шубки, кто набивает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. Готовятся...

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, рвёт и льёт и снизу метёт.

В лесу каждый готовится к зиме по- своему.

Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях.

Кто остался - торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.

Особенно усердно таскают её короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.

К норе ведёт пять или шесть дорожек, каждая дорожка - в свой вход.

Под землёй - спальня и несколько кладовых.

Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна.

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собрала грибы - маслята и берёзовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

А многие звери так никаких особых кладовых не устраивают. Они сами себе кладовые. Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные- прежирные - и всё тут. Жир ведь тоже запас пищи.

Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие зверьки, что крепко спят всю зиму. Набьют брюхо потуже - и на боковую.

Да ещё и греет их жир: он холода не пропускает.

(В. Бианки)

Барсучий нос

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

У нас на стоянке горел костёр. Мы жгли его весь день и ночь напролёт, чтобы отгонять волков,- они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и весёлые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он всё замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мы делали вид, что верим ему.

Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над чёрными озёрами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке,- кто знает, что это мог быть за зверь?

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос.

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая Щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах - мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук.

Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

С тех пор я его больше не видел.

(К. Паустовский)

Где зимуют лягушки?

Самое трудное время для наших животных - это зима с её холодами. Как от них спастись? Многие птицы улетают на юг, где морозов не бывает. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну, а лягушки?

Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твёрдыми, как ледышки. Но пригреет весной солнце, растопит лёд, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты. Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.

К чему ещё приспособлены, лягушки, кроме климата? Да к воде. Наверное, ты не раз видел, как лежит лягушка под её поверхностью, раскинув лапки,- так, что снаружи только нос и глаза. Лежит, носом дышит, а глазами вокруг посматривает - нет ли какой опасности. Увидит тебя, гребнёт перепончатыми лапами и спрячется на дне.

А есть ли что-нибудь общее у лягушки, крокодила и бегемота? На первый взгляд - ничего. Лягушка - маленькая, прыткая, и никому, кроме мух, не страшна. Крокодил - большой и зубастый, он ловкий охотник. Бегемот - огромный, неповоротливый и ест траву. Но все они живут в воде, любят лежать у её поверхности. Дышать им в это время надо? Надо. Смотреть надо? Надо. Поэтому у них над водой выступают только глаза и ноздри. Взгляни на картинку. Бегемот - совсем как большая лягушка, а крокодил похож на тощего бегемота.

И это потому, что все они приспособлены к жизни у поверхности воды. Учёные давно заметили: если разные животные ведут одинаковый образ жизни, то они становятся похожими друг на друга.

Подарок

Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошёлку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так - погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света»...

Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей.

Это вам,- сказал он и покраснел.- Подарок. Посадите её в деревянную кадку и поставьте в тёплой комнате - она всю зиму будет зелёная.

Зачем ты её выкопал, чудак? - спросил Рувим.

Вы же говорили, что вам жалко лета,- ответил Ваня.- Дед меня и надоумил. «Сбегай, говорит, на прошлогоднюю гарь, там берёзы-двухлетки растут, как трава,- проходу от них нет никакого. Выкопай и отнеси Руму Исаевичу (так дед называл Рувима). Он о лете беспокоится, вот и будет ему на студёную зиму летняя память. Оно, конечно, весело поглядеть на зелёный лист, когда во дворе снег валит как из мешка».

Я не только о лете, я ещё больше об осени жалею,- сказал Рувим и потрогал тоненькие листья берёзы.

Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землёй и пересадили в него маленькую берёзу. Ящик поставили в самой светлой и тёплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветви берёзы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у неё уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью.

В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. Горели тёмным пурпуром клёны и порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на берёзах в саду появились жёлтые пряди, как первая седина у ещё нестарого человека. Но берёза в комнате, казалось, всё молодела. Мы не замечали у неё никаких признаков увядания.

Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в тёплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука - пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.

Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой - сон сразу прошёл. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась всё прозрачнее, сквозь неё уже видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков.

Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождём.

Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и я вдруг заметил - почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах.

Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, освещённых белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей. Последняя память о лете исчезла.

Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о нашей попытке спасти зелёную листву на берёзе.

Это закон,- сказал он.- Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибли от многих вещей - от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мёрзлая земля не давала бы её корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды.

А дед Митрий, узнав об этой маленькой истории с берёзой, истолковал её по- своему.

Ты, милок,- сказал он Рувиму,- поживи с моё, тогда и спорь. А то ты со мной ^ всё споришь, а видать, что умом пораскинуть у тебя ещё времени не хватило. Нам, старым, думать способнее. У нас заботы мало - вот и прикидываем, что к чему на земле притёсано и какое имеет объяснение. Взять, скажем, эту берёзу. Ты мне про лесничего не говори, я наперёд знаю всё, что он скажет... Ты про берёзу слушай. Между людьми есть дружба или нет? То-то что есть. А люди заносятся. Думают, что дружба им одним дадена, чванятся перед всяким живым существом. А дружба - она, брат, кругом, куда ни глянешь. Уж что говорить, корова с коровой дружит и зяблик с зябликом. Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдёт. И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей берёзе не облететь, когда все её товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже совесть надо иметь.

Ну, это ты, дед, загнул,- сказал Рувим.- С тобой не столкуешься.

Дед захихикал.

Ослаб? - спросил он язвительно.- Сдаёшься? Ты со мной не заводись - бесполезное дело.

Дед ушёл, постукивая палкой, очень довольный, уверенный в том, что победил в этом споре нас всех, а заодно с нами и лесничего.

Берёзку мы высадили в сад, под забор, а её жёлтые листья собрали и засушили между страниц «Вокруг света».

(К. Паустовский)

И. Тургенев «Лес осенью»

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь обнажённые, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развёртывается легко и быстро как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шуму...

А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, - когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней...

К. Ушинский «Пчела и мухи»

Поздней осенью выдался славный денёк, какие и весною на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблекшими растениями. Вызванные из улья светом и теплом, мохнатые пчёлки, весело жужжа, перелетали с травки на травку не за мёдом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.

Как вы глупы со своим весельем, - сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. - Разве вы не знаете, что это солнышко только на минуту и что, наверное, сегодня же начнётся ветер, дождь, холод, и нам всем придётся пропасть.

Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? - отвечали мухе весёлые пчёлки. - Мы повеселимся, пока светит солнышко; а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето много припасено мёду.

К. Ушинский «Осень»

Уже с 9-го июля начинает понемногу убавляться день и прибавляться ночь. 11-го сентября день снова равен ночи. Это день осеннего равноденствия и начало осени. С этого числа ночь всё увеличивается и к 12-му декабря становится втрое длиннее дня. В это время солнце едва покажется на небе и спешит спрятаться; в 9 часов утра ещё темно; в 3 часа после обеда надобно уже зажигать свечи.

Облака почти не сходят с неба, и это уже не красивые летние облака, громоздящиеся серебряными горами или высоко бегущие по небу серебристыми барашками: небо застилается всё ровной пеленой свинцоватого цвета. С конца августа в воздухе начинает холодеть. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда и лёгкие морозы. Просыпаясь поутру, вы видите, как побелела трава или крыша соседнего дома. Ещё немного - и лужи, которых осенью довольно везде, начинают по ночам замерзать.

Мелкие осенние дождики совсем не похожи на летние грозовые дожди: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как бывало летом. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав и доставляя мальчику удовольствие высоко запустить бумажного змея.

Лист на деревьях начинает кое-где желтеть ещё в конце августа; в сентябре вы замечаете, как на берёзе, всё ещё зелёной, появляются там и сям жёлтые, золотистые ветки: будто мертвящая рука осени схватила и измяла их мимоходом. Первая распустилась берёза, она же первая начинает желтеть. С каждым днём всё больше и больше становится жёлтых листьев. Ещё два-три дня - и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотистая. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство: крутя в воздухе лёгкие, высохшие листья, устилает ими мокрую землю.

Поля мало-помалу пустеют, даже копны хлеба уже свезены, и только высокие стога сена, обнесённые плетнём, остаются зимовать на лугах. Цветы исчезли, и пожелтевшая, перезревшая трава, где её оставили, клонится к земле и как будто просит снега. Одна только озимь подымается ровным, зелёным бархатом. Но этим молодым, запоздавшим побегам суждено скоро погибнуть. Зато корешки хлебов сохранятся невредимо под снегом и весной выглянут снова на божий свет зелёными стебельками.

Всё глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цвета лета и приобретает однообразный, грязноватый, серый вид осени. В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека, которого одолевает сон. Ещё пройдёт несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснёт на целую зиму.

Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь. Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают; они чувствуют приближение осени, и ранний отлёт этих птичек предсказывает раннюю зиму. Потом потянутся с севера на юг длинные вереницы журавлей, уток и гусей. С криком, то длинной цепью, то углом, с передовым впереди, улетают от нас летние гости. Леса редеют, затихают и пустеют; только тяжёлая мокрая ворона каркает, усаживаясь на обнажённую ветку, да галки с отчаянным криком носятся стаями.

Вот уж и деревья стоят все голые, только на рябине висят её красные гроздья, дожидаясь мороза. Пусто, глухо и в полях и в лесах. Земля, почернелая, грязная, пропитанная дождём, смотрит уныло под свинцовым небом: хоть бы снег поскорее закрыл её неприятную наготу. Появляется и снег; но долго ещё он не может удержаться и, оставшись иногда на несколько часов, снова исчезает.

Работы у крестьянина осенью заметно убывает; но всё же он не остаётся без дела. В начале осени нужно пахать и боронить и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги; телеги, спрятавшиеся под тяжёлыми снопами, скрипят по всем дорожкам. Свезши хлеб, надобно его сушить в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышатся осенью на гумнах. Намолотивши зерна, крестьянин складывает его в мешки и спешит на мельницу. Если же он не молотит и не сидит на мельнице, дожидаясь очереди, то, наверное, с топором в руках поправляет что-нибудь около своей избы. Женщины мочат и потом треплют коноплю, чешут лён и приготовляют себе прядево на долгие зимние вечера. Но всё же осенью работы, сравнительно с летом, гораздо менее, и крестьянин спешит повеселиться. Осенью праздников много: крестьянские свадьбы устраиваются всегда в эту пору года, когда дела меньше и всякого добра много. Везде варят пиво, и весёлые, подгулявшие толпы ходят в гости из избы в избу, из деревни в деревню. Сильно поработал мужичок за лето: надобно же ему отдохнуть и повеселиться.

Детям про Октябрь

Стихи о временах года для детей старшего дошкольного возраста

О ноябре для дошкольников

Паустовский «Барсучий нос»

Стихи про осень для детей 5 – 6 - 7 лет


Осень в стихах русских поэтов самая утонченная, нежная и в тоже время,

полная мудрости пора…


Иван Бунин "Листопад"

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой...


Афанасий Фет "Осенью"

Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина Далекий благовест слышней, Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого Яснее понимаем мы.


К.Д.Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.


Ласточки пропали,

А

А.С.Пушкин

  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.



Как мы с вами уже отмечали ранее, осень - лучший сезон для всех фотографов и живописцев. И неважно, являетесь ли вы профессионалом, снимающим для крупных изданий, или просто взрослым фотолюбителем, стремящимся сохранить фантастические личные впечатления на будущее при помощи встроенной в смартфон простенькой камеры, - ухватить богатые оттенки золотой осени способен любой.

Глядя на кадры от профи, вы очень быстро понимаете, что понятие «осенней фотографии» вовсе не ограничивается красочными кронами, ярким «ковром» на газонах или одинокими листиками в лужах. Направление осенней фотографии очень широко и многогранно, оно гораздо объемнее и осмысленно глубже любых других сезонных тем.

Это особое насыщенное и теплое освещение, это поразительные контрасты между повсеместной пышной зеленью и ранними яркими всплесками цвета, а после между всеобъемлющей яркостью и отмиранием. Осень - это мистический сезон, когда вся природа - и растения, и животные - замирают в ожидании чего-то… какого-то первобытного чуда. Осень сочетает в себе множество удивительных вещей и явлений, когда можно увидеть дождь из листьев и снег на зеленом газоне, красно-желто-зеленый «пушистый» дом и живописные деревья, выстроившиеся, будто фантасмагоричная змея из Зазеркалья, тонущая в море непроглядного тумана. Осень - это время, когда каждый объект за окном и каждая мелочь, на которую падает взгляд, обретают особый смысл и выразительность. Благодаря всему этому и мастерству фоторепортеров мы можем восхищаться совершенно сюрреалистическими картинами природы. Полюбуйтесь на снимки ниже и, возможно, они вдохновят вас на собственные фото-подвиги?)

Для иных мастеров кадра сезон урожая неотделим от суетливого животного мира, готовящегося к холодам. Другие представляют осень, как дорогу в никуда и лебединую песню погружающегося в спячку мира, который и сам точно не знает, возродится он после долгой зимы или нет. Третьи предпочитают пышные и богатые натюрморты на тему осенней жатвы. Отдельная популярная сезонная тема - яркие листья и вода. Или затерянные в глуши деревянные домики, или хэллоуинская тематика с тыквами и сухими осенними композициями.

Кстати, а вы знаете, почему листья меняют цвет ?

На самом деле на это влияют три фактора: пигмент в листьях, длина ночи и погода. Но, вероятно, влияет не совсем так, как вы думаете. Как только темное время суток начинает постоянно расти, а ночи становятся холоднее, стартует биохимический процесс в листьях, и они постепенно желтеют/краснеют и опадают. И ничто - от общего уровня окружающей температуры, количества дождей и до качества земли - не влияет настолько сильно на цикл «линьки» деревьев.

В течение всего сезона роста в хлоропласте листьев присутствует и хлорофилл (отвечает за зеленый цвет, позволяет растениям использовать солнечные лучи для выработки сахаров - для питания и роста; вырабатывается только во время роста, но постоянно, и, разрушаясь, - тоже постоянно - окрашивает листья в зеленый) и каротиноиды (отвечают за желтый цвет). За красный цвет отвечают антоцианины: большая их часть вырабатывается растениями именно осенью в ответ на слишком яркий свет и избыток растительных сахаров в клетках листьев.

Итак, ночи удлиняются, и тогда выработка хлорофилла замедляется, а затем полностью останавливается. И через некоторое время весь хлорофилл в листьях разрушается и исчезает. Вот тогда больше ничто не скрывает каротиноиды и вырабатываемые осенью антоцианины, и листья становятся яркими. Ну а конкретный цвет кроны зависит уже от конкретного вида деревьев.

Но и это не все. Свое влияние оказывают температура и количество влаги. За теплые солнечные осенние дни сахара вырабатываются в листьях очень активно, но холодные длительные ночи и постепенное закрытие из-за этого вен в листьях не дает этим сахарам продвигаться по листу. Так что из-за большого количества сахара и активной выработки антоцианинов листья становятся не только красными, но и пурпурными и малиновыми. Наконец, количество влаги в почве, которое постоянно варьируется, гарантирует то, что ни одна осень не будет идеально похожа на другую. Поздняя весна или тяжелая летняя засуха могут отложить цветовое проявление осени на несколько недель. И теплые осенние периоды также снизят яркость крон деревьев. Так что сочетание теплой влажной весны, благоприятной летней погоды, теплых солнечных осенних дней и холодных длинных ночей гарантируют вам потрясающе яркую осень.

Осень в поэзии.


Поэт любил безумно осень, И лес осенний он любил. Он часто меж берёз и сосен По стёжке узенькой ходил. Ходил и лесом любовался, И свежим воздухом дышал. И с музою не расставался, И на ходу стихи писал.


Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С.Пушкин


Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А.С.Пушкин


Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной. Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца. И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой... И.Бунин


Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Ф. Тютчев


Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось... С. Есенин


Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.. Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края. А. Плещеев


Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. К. Бальмонт


Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно - покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер. Н. Некрасов






И. Левитан «Золотая осень»


В. Поленов «Золотая осень»


И. Остроухов «Золотая осень»

Урок чтения для 3 класса

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 64

Гугнина Юлия Станиславовна,

г. Новосибирск

Новосибирск 2010

Цели. Познакомить с лирическими произведениями А. Вивальди и П.И. Чайковского; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; учить анализировать произведения; познакомить с терминами "цитата", "эпитет", "олицетворение", "сравнение"; совершенствовать навыки выразительного чтения; расширять литературный кругозор детей, познакомить их с произведениями искусства, посвященными осени; воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.

Оборудование. Учебник "В одном счастливом детстве" (авт. Р.Бунеев, Е.Бунеева. М., 2001); аудиозаписи музыкальных произведений – из цикла "Времена года" П.И. Чайковского, "Осень" Вивальди, стихов об осени; репродукции картин художников И.И. Левитана "Золотая осень", В.Д. Поленова "Золотая осень", В.А. Серова "Октябрь"; Школьный толковый словарь русского языка, Толковый словарик русского языка; карточки с текстами; мультимедиа. Вопросы учителя (У.), ответы детей (Д,)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока Слайд

Учитель. Осень – чудесная пора! И тема нашего урока – "Осень глазами художников, поэтов, композиторов".

III. Знакомство с новым разделом учебника

У. Каждый видит и понимает осень по-своему. Откройте учебник на странице 176, прочтите текст и решите, истинны или ложны утверждения, записанные на доске.

Слайд:

Осень – это орехи, цветы, высокое небо.

Осень – это туманы, заморозки, первый снег.

Дети читают текст и приходят к выводу, что оба высказывания истинны.

– Докажите, что эти высказывания истинны.

Выслушиваются ответы детей.

– Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги "Глухая пора листопада".

Борис Пастернак написал такие строки:

Глухая пора листопада,�Последних гусей косяки...�Расстраиваться не надо –�У страха глаза велики.

Строкой этого стихотворения назван раздел, и она заключена в кавычки. Почему ставятся кавычки? Ответ найдите в статье.

Дети. Это первая строчка стихотворения.

У. Как называют строку из стихотворения, заключенную в кавычки?

Д. Цитата.

У. Почему пора названа глухой? Найдите ответ на этот вопрос.

Выслушиваются ответы детей.

IV. Знакомство с произведениями об осени

У. Сегодня на уроке мы будем слушать музыку, рассмотрим репродукции картин художников Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова, Валентина Александровича Серова, послушаем и прочитаем произведения русских поэтов и писателей, посвященные осени.�Слайд: Послушайте произведение Пушкина. Определите, к какому жанру оно относится.

Звучит аудиозапись произведения Пушкина "Осень".

– Сможете ли вы объяснить значение слов "очей очарованье" ("Очи – глаза"; "Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию"; "природы увяданье"; "багрец" (образовано от прилагательного "багровый").

– Посмотрите, как Поленов изобразил цвет осенней листвы.

Слайд репродукции картины В.Д. Поленова "Золотая осень".�Дети рассматривают репродукцию, фоном звучит произведение А. Вивальди "Осень".

– Послушайте еще одно произведение об осени.

Учитель читает стихотворение К.Бальмонта "Осень", ученики следят по тексту на с. 177 учебника.

– Как вы понимаете выражение "Все деревья блистают в разноцветном уборе", "нет в цветах благовонья"?

Выслушиваются ответы детей.

– Третье поэтическое произведение, с которым мы будем работать, написано Федором Тютчевым. Послушайте его.

Звучит аудиозапись произведения Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной...".

Слайд :

Лазурь – светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.

– Прочитайте объяснение смысла слова "лазурь". Были ли еще какие-то незнакомые, непонятные вам слова в тексте?

Учитель объясняет смысл непонятных слов.

V. Анализ стихотворений

У. Художники используют самые разнообразные краски для своих полотен. Поэты рисуют картины осенней природы словами. Вспомните, что такое эпитеты.

Д. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на вопрос какой ?, например: красная девица, добрый молодец.

У. Найдите такие слова у Пушкина, Тютчева.

Дети выполняют задание.

– А есть ли другие слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.

Д. Олицетворение.

У. Найдите такие слова в стихотворении Константина Дмитриевича Бальмонта.

Д. "Солнце смеется", "осень проснется, заплачет".

У. И еще поэты используют другие волшебные слова-краски. Какой прием использовал Тютчев в строке "Весь день стоит как бы хрустальный"?

Д. Сравнение.

У. Как вы понимаете смысл этого выражения? Что пытался изобразить автор с помощью этого сравнения?

Дети отвечают.

– Послушайте, как Михаил Михайлович Пришвин описал осенний день.

Учитель раздает карточки с текстом "Хрустальный день".�Подготовленный ученик читает, дети следят по тексту.

ХРУСТАЛЬНЫЙ ДЕНЬ

Есть в осени первоначальной хрустальный день. Вот он и теперь. Тишина! Не шевелится ни один листок вверху, и только внизу на неслышном сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. В этой хрустальной тишине деревья, и старые пни, и сухостойкие чудища ушли в себя, и их не было, но когда я вышел на полянку, они заметили меня и вышли из своего оцепенения.

М.Пришвин

У. Как много можно увидеть и почувствовать, если уметь видеть волшебные слова-краски!

VI. Работа над выразительностью чтения

У. Порой и звуки могут передать осеннее настроение. Прочитаем стихотворение, записанное на доске.

Слайд:

Шуршат осенние кусты.�Шуршат на дереве листы.�И дождь шуршит,�И мышь, шурша,�В нору спешит.

У. Какое слово чаще всего встречается?

Д. "Шуршит".

У. А звук?

Д. Звук [ш].

У. Что же шуршит?

Д. Опавшие листья.

Слайд:

1) Шуршит – тише, чуть протягивая звук, остальные слова – громче;

2) шуршит – громче, остальные слова – тише.

Дети тренируются, работая в парах, затем выслушиваются 3–4 человека.

VII. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение и имитирует движения листьев. Дети повторяют.

Осень длинной тонкой кистью�Перекрашивает листья.�Красный, желтый, золотой –�Как хорош ты, лист цветной!�А ветер щеки толстые�Надул, надул, надул.�Красный, желтый, золотой...�Облетел весь лист цветной.�Как обидно, как обидно!�Листьев нет –�Лишь ветки видно.

VIII. Работа над выразительностью чтения (продолжение)

У. К какому жанру относятся эти произведения?

Д. Это лирические стихотворения.

У. Лирические стихотворения требуют особого чтения – задушевности. Как следует читать стихи? Где следует делать паузу?

Дети отвечают.

– В стихотворении последние слова каждой строки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются, и рифму надо показывать.�Сейчас каждый ряд потренируется выразительно прочитать стихотворение одного автора: первый ряд – А.С. Пушкина, второй – К.Д. Бальмонта, третий – Ф.И. Тютчева.

Дети выполняют задание. От каждого ряда выслушиваются по два ученика.

IХ. Знакомство с произведениями об осени (продолжение )

Слайд репродукции картин И.И. Левитана "Золотая осень" и В.А. Серова "Октябрь".

У. Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время. Каждый из поэтов и художников по-своему увидел и описал осеннюю природу. Ведь и у осени есть свои периоды, она такая разная.�Какие стихи и картины соответствуют поре наступления осени?

Дети перечитывают стихи, рассматривают репродукции, звучит произведение П.И. Чайковского "Сентябрь".

– По каким приметам можно догадаться, что речь идет о наступлении осени?

Выслушиваются ответы детей.

– У осени есть особая пора. Как она называется?

Д. Золотая осень.

У. - Кто из поэтов воспел золотую осень? Какие строки это подтверждают? На полотнах каких художников изображена эта дивная пора?

Дети отвечают.

– Кому принадлежат эти строки:

"Дни поздней осени бранят обыкновенно,�Но мне она мила, читатель дорогой"?

Д. Пушкину.

У. Приведите другие строки из ститхотворения Пушкина, в которых описаны последние осенние деньки.

Дети зачитывают строки из стихотворения.

– На какой картине мы видим увядание природы?

Дети отвечают.

Х. Итог урока

– Вспомните фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла сегодня речь. Если вы правильно подберете и впишите их фамилии в сетку кроссворда, то в выделенных клетках откроется слово, называющее время года, которому посвящены все эти произведения.

Работа в группе по карточкам.

Ответы: 1. Чайковский. 2. Серов. 3. Тютчев. 4. Поленов. 5. Бальмонт.

В выделенных клетках – слово осень .

ХI. Домашнее задание

Ответить на вопросы на с. 178, подготовить выразительное чтение стихотворения.

Список использованной литературы:

Р.Бунеев, Е.Бунеева. "В одном счастливом детстве". Учебник; М., 2001

Школьный толковый словарь русского языка

Толковый словарик русского язык

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Русская живописьhttp://tphv.ru/

Энциклопедия русской живописи http://www.artsait.ru/

Композиторы классической музыки http://www.allcomposers.ru/

http://classic.chubrik.ru/Tchaikovsky/

http://classic.chubrik.ru/Vivaldi/

Алексей Константинович Толстой
Осень.
Обсыпает весь наш

бедный сад
.
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин
.

Осень любили многие русские художники, поэты и писатели.
В своих произведениях они восхваляли красоту этого времени года.
Фёдор Иванович Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Мудрак
Ирина
,
3
Б класс
Красавица осень
Осень глазами художников и поэтов
Александр Сергеевич Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А это «Золотая осень» Василия Поленова
Это известная картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Осень глазами художника.

Осень - яркое и прекрасное время года. Ее красотой восхищались художники, о её великолепии писали поэты. Осень - это не только дождь, сырость и холод, это еще и буйство красок, яркие зонтики, походы в лес за грибами и уютные и теплые вечера в кругу семьи. Я предлагаю насладиться творчеством талантливых художников, которые покажут вам всю красоту и таинство золотой осени на своих полотнах.

В. Нестеренко. Осенние листочки.

Е. Волков. Октябрь - пейзаж берез.

А. Косликс. Осенний лес.

О. Щербаков. Парк после дождя.

А. Болотов. Осенний дождь.

Джон Э. Милле, Осенние листья (1856) На известной картине компания девочек убирают листья, чтобы сжечь их. Картина написана около дома художника в Шотландии.

И. Левитан, Золотая осень (1895)

Э. Панов. Осенний натюрморт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Гляжу на Родину глазами художника"

Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС. В Программе представлена...

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Отечественная война 1812 года глазами художников - баталистов

Урок - беседа для учащихся 5 - 7 классов по изобразительному искусству.Цель:создание условий для изучения обучающимися исторического и культурного наследия России.Задачи:Способствовать формированию пр...

Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.

С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при см...