Зенитно-ракетный комплекс «Куб»: история создания, описание, характеристики. Зенитный ракетный комплекс «Куб-М3 Зенитный ракетный комплекс «Куб-М3»


Последние новости

03.02.2020 г.

16:07
28.01.2020 г.

13:28
26.01.2020 г.

14:00
22.01.2020 г.

15:45
21.01.2020 г.

13:00
18.01.2020 г.

15:58
17.01.2020 г.

Зенитный ракетный комплекс «Куб-М3»

Куб-М3 – модернизированная модель комплекса «Куб-М1», которая поступила на вооружение советской армии в 1976 году.

Уже в ЗРК «Куб-М3» появилась возможность вести стрельбу «вдогон» по целям, которые движутся со скоростью до 300 м/с. Также была улучшена помехозащитность и увеличена вероятность поражения целей.

Очертим историю появления зенитно-ракетного комплекса «Куб-М3». Еще в 1958 году постановление ЦК КПСС было принято решение необходимости создания такого самоходного ЗРК, который сможет надежно защиты танковые дивизии от различных воздушных атак. Так появился комплекс «Куб», который был способен поражать цели, летящие на высотах от 100 метров до 8 километров на дальностях до 24 километров. Комплекс разрабатывался в Подмосковье в Научно-исследовательском институте приборостроения Министерства радиотехнической промышленности. Главным конструктором комплекса был Тихомиров В. В., который также считается создателем первой советской самолетной радиолокационной станции «Гнейс-2». Зенитно-управляемую ракету для ЗРК «Куб» разрабатывали под руководством Торопова И. И. интересно, что одновременно со стартом разработки ЗРК «Куб» начались разработки ЗРК «Круг». Но работы над комплексом «Куб» затянулись, и «Круг» появился раньше.

Зенитно-ракетный полк, который имел на вооружении комплекс «Куб» состоял из командного отделения, пяти зенитных батарей, технической батареи и батареи управления.

В 1972 году «Куб» модернизировали и приняли на вооружение уже «Куб-М1». С 1974 до 1976 года возможности ЗРК «Куб» еще раз пересмотрели. Удалось еще повысить боевые возможности зенитного ракетного комплекса, результатом чего стало появление ЗРК «Куб-М3».

«Куб-М3» способен поражать самолеты, которые маневрируют с перегрузкой до 8 единиц. В ЗРК «Куб-М3» входят такие компоненты: самоходная установка разведки и наведения, кабина приема целеуказания, 4 самоходные пусковые установки и зенитная управляемая ракета 3М9.

Твердотопливная ракета 3М9 изготовлена по схеме «поворотное крыло». Для обеспечения лучшей маневренности стабилизаторы 3М9 оснащены рулями. Также ракета имеет осколочно-фугасную боевую часть, при взрыве которой получается около 3150 осколков. Маршевый двигатель исполнен в виде камеры газогенератора с зарядом топлива. Ракета стала первой в мире, которая в таком конструктивном исполнении была принята на вооружение и выпускалась серийно.

При разработке комплекса «Куб-М3» закладывались авиационные принципы - максимальная отдача при минимальном размере. В своём классе комплекс получился одним из наиболее компактных. Комплекс «Куб» (разные модификации) использовались во многих ближневосточных военных конфликтах.

Экспортная модель комплекса «Куб» выпускалась под название «Квадрат» (1971 г.). Основным отличием от комплекса ЗРК «Куб» является возможность проводить военные операции в тропических условиях.

Все модификации ЗРК «Куб» больше не производятся. Но до сих пор ЗРК «Квадрат» во многих странах состоит на вооружении.

В Украине на смену устаревшим ЗРК «Куб» все больше приходят ЗРК «Бук-М3». На сегодня в Украине всего несколько ЗРК «Куб-М3» находятся на вооружении армии. По состоянию на 2012 год в России находится одна батарея «Куб-М3», которая дислоцируется в Армении, в Сирии – 195 ЗРК «Куб-М3», в Казахстане – 20 комплексов «Куб-М3».

Создание войскового ЗРК 2К12 «Куб» велось по постановлению Совета Министров СССР от 18 августа 1958 г. Головным разработчиком комплекса определили ОКБ-15 ГШ (впоследствии — Научно-исследовательский институт приборостроения Минрадиопрома). Шасси ГМ-568 и ГМ-578 боевых машин комплекса проектировались в КБ Мытищинского машиностроительного завода с того же года. Но еще годом раньше началась разработка шасси ГМ-575 ЗСУ-23-4 «Шилка» комплекса 2А6. Поскольку боевые массы и назначение машин двух комплексов были достаточно близки, в конструкции их шасси (в целях унификации) на ранней стадии проектирования заложили общие компоновку и основные узлы и агрегаты моторных систем, трансмиссии, ходовой части и пр. (общность достигала 50%).

Комплекс 2К12 «Куб» являлся составной частью системы ПВО Сухопутных войск и предназначался для защиты от самолетов, вертолетов, крылатых ракет противника, летящих на средних и малых высотах. Обнаружение воздушных целей должно было осуществляться высоким темпом обзора по внезапно появляющимся низколетящим целям в условиях мешающих отражений от местных предметов и рельефа местности.

На начальной стадии проектирования к комплексу предъявлялись следующие ТТТ:

— высота зоны поражения — от 60-100 м до 10-12 км на дальности от 6 км до 20 км;
— максимальная скорость поражаемых целей-600 м/с;
— время развертывания — свертывания комплекса-5 мин.

Комплекс состоял из пяти боевых машин: одной 1С91 и четырех 2П25, а также двух транспортно-заряжающих машин.

Самоходная установка разведки и наведения (СУРН) 1С91 (шасси ГМ-568) служила для обнаружения и опознавания воздушного противника с выдачей целеуказания для захвата цели, сопровождения и определения ее текущих координат, передачи на самоходные пусковые установки команд управления, подсветки цели и ракеты непрерывным излучением. В состав СУРН входили две радиолокационные станции, механизмы подъема антенны РЛС, аппаратура навигации, топопривязки, ориентирования, радиотелекодовой связи с СПУ, телевизионно-оптический визир, автономная система электропитания с ГТД и др.

Для обеспечения высокой точности стрельбы в механизм подъема РЛС внедрили электро- механическую систему горизонтирования, позволявшую автоматически с высокой точностью выводить плоскость вращения РЛС в горизонтальное положение. Имелась система питания переменным током, состоявшая из ГТД мощностью 120 л.с. и генератора; второй генератор имел привод от основного дизеля. Также было зарезервировано электропитание от внешних источников. Постоянный ток вырабатывался с помощью кремниевых выпрямителей.

Боевая масса СУРН 1С91 составляла 21,3 т, Экипаж (боевой расчет) — 4 чел.

Второй машиной комплекса являлась самоходная пусковая установка (СПУ) 2П25 (шасси ГМ-578), предназначенная для транспортировки, автоматического контроля и пуска зенитных управляемых ракет. В ее состав входили: лафет с тремя направляющими для ЗУР, силовые электромашинные приводы наведения, счетно-решающий прибор, аппаратура управления, контроля и пуска. Приводы наведения и слежения (на постоянном токе) получали исходные данные от СУРН по радиотелекодовой линии. Система горизонтирования СПУ обеспечивала учет крена на стартовой позиции и ввод поправок в систему управления.

Система питания переменным током СПУ была выполнена с одним генератором с комбинированным приводом от ГТД и основного дизеля. Постоянный ток вырабатывался с помощью кремниевых выпрямителей. Вращающаяся пусковая установка размещалась на корпусе исходя из жесткого условия отсутствия прямого обдува отделения экипажа струей газов сходящей ракеты при различных углах наведения. Первостепенное внимание уделялось обеспечению условий обитаемости экипажа по уровню шума, всплеску давления, загазованности, тепло- и звукоизоляции, а также надежной работы двигателя и ГТД при сходе ракеты.

ЗУР ЗМ9 оснащалась двухступенчатой двигательной установкой, полуактивной головкой самонаведения, осколочно-фугасной боевой частью. Она обеспечивала поражение как неманеврирующих, так и маневрирующих целей. Длина ракеты — 5.8 м, диаметр — 330 мм, масса — 630 кг.

Оптимальную компоновку боевых машин удалось получить при переднем размещении отделения управления (экипажа), среднем — радиолокационных средств (СУРН), пусковых установок (СПУ) и кормовом — силового отделения. В последнем устанавливались 6-цилиндровый дизель В-6Р мощностью 280 л.с. с эжекционной системой охлаждения, шестеренчатая гитара, главный фрикцион, карданный вал, 5-ступенчатая коробка передач, двухступенчатые ПМП и бортовые редукторы. Ведущие колеса — двухрядные, опорные катки — однорядные. Гусеницы — с закрытым шарниром.

Для предотвращения колебаний корпуса (при сходе ракет и от других причин) было предусмотрено выключение упругих элементов подвески опорных катков посредством перекрытия каналов гидроамортизаторов, поскольку ЗРК вел стрельбу только с места.

Боевая масса СПУ 2П25 — 20,3 т, экипаж — 3 чел.

С января 1965 г. по июнь 1966 г. комплекс 2К12 «Куб» успешно прошел государственные (совместные) испытания и в 1967 г. был принят на вооружение войск ПВО СВ. В том же году Н.А. Астрову в числе других создателей комплекса присудили Государственную премию СССР.

Дальнейшее развитие

В процессе завершения работ по ЗРК «Куб» были выдвинуты предложения по его дальнейшему совершенствованию с существенным повышением характеристик. В 1967-1972 гг. провели первую модернизацию этого комплекса. В январе 1973 г. на вооружение поступил усовершенствованный ЗРК 2К12М1 «Куб-М1». В 1974 г. осуществили вторую модернизации ЗРК, результатом которой стал комплекс 2К12МЗ «Куб-МЗ». В конце 1976 г. его приняли на вооружение.

Создание ЗРК в системе вооружений ПВО СВ второго поколения проводилось в несколько этапов. Эта работа была задана постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 января 1972 г. и подразумевала проектирование комплекса, получившего наименование «Бук». Применение комплекса было расширено: борьба с маневрирующими воздушными целями, летящими на средних и малых высотах с дозвуковыми и сверхзвуковыми скоростями, в условиях радиопротиводействия и т.д.

На первом этапе в ходе разработки ЗРК «Бук-1»9К37-1 («Куб-М4») преследовалась цель повысить огневые возможности ЗРК «Куб-МЗ» за счет увеличения в 2 раза количества автономных целевых каналов. Зенитные батареи, имевшие одну СУРН и четыре СПУ, были дополнены новой самоходной (пусковой) огневой установкой СОУ 9А38 и приобрели, таким образом, способность вести борьбу одновременно с большим количеством целей как модернизированными ракетами ЗМ9МЗ, так и более эффективными 9М38. Пуск ЗУР мог осуществляться с коротких остановок. Вся аппаратура и устройства СОУ 9А38 размещались на новом мощном базовом гусеничном шасси ГМ-569. Количество направляющих лафета увеличили до четырех. В конструкции шасси и его компоновке были в значительной степени реализованы идеи Н.А. Астрова (гидромеханическая трансмиссия и др.). Существенной особенностью СОУ 9А38 в составе ЗРК («Куб-МЗ») стало значительное расширение боевых возможностей как при централизованном управлении и целеуказании от СУРН 1С91М1, так и при автономном применении.

Боевая масса СОУ 9А38 составляла 34 т. Экипаж (боевой расчет) — 4 чел.

Дальнейшая модернизация ЗРК «Бук» проводилась в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 ноября 1979 г. В январе 1982 г. комплекс поступил на совместные испытания. Зона поражения аэродинамических целей была значительно увеличена. В 1983 г. ЗРК «Бук-М1» приняли на вооружение Советской Армии. При последующей модернизации комплекса на ММЗ осуществили максимально возможную его унификацию по шасси с другими войсковыми ЗРК ПВО СВ. В августе 1985 г. Николай Александрович Астров в связи с резким ухудшением состояния здоровья покинул пост главного конструктора. Он скончался 4 апреля 1992 г.

Возможно вам будет интересно:


  • Самоходный зенитный ракетный комплекс 9К330 "Тор"


  • Самоходный зенитный пушечно-ракетный комплекс "Панцирь-С1"

Модификации

ЗРК "Куб-М1" (2К12М1) стал первым вариантом модернизации этого комплекса. Она была направлена на повышение его боевых возможностей и началась уже в 1967 г. на основе рекомендаций государственной комиссии, вынесшей решение о принятии его на вооружение.

В результате ряда доработок модернизированный комплекс отличался: расширенными границами зоны поражения по высоте (нижняя 30-50 м, верхняя 7-8 км, а при использовании комплекса "Краб" - до 12 км) и дальности (ближняя 3-4 км, дальняя - 23 км); повышенной защитой от ПРР типа "Шрайк" за счет использования в РЛС СУРН прерывистого режима работы; повышенной защитой ГСН ракеты от уводящих помех; более высокими показателями надежности боевых средств ЗРК; сниженным примерно на 5 с работным временем.

После испытаний на государственном полигоне (1972 г.) модернизированный комплекс в январе 1973 года был принят на вооружение Сухопутных войск. В период с 1970 по 1972 гг. шли работы по созданию на базе ракеты 3М9 корабельного ЗРК для ВМФ М-22. Однако после 1972 г. этот ЗРК создавался с учетом более перспективной ракеты 9М38 ЗРК "Бук".

ЗРК "Куб-М3" (2К12М3) - дальнейшее развитие этого комплекса. В течение 1974-1976 гг. были еще более повышены его боевые возможности, в том числе: расширена зона поражения по высоте (20-25 м - 14 км), дальности (4-25 км) и максимальному параметру (до 18 км); обеспечена возможность стрельбы вдогон по целям со скоростью до 300 м/с, а также по неподвижным целям на высотах более 1000 м; увеличена средняя скорость полета ЗУР с 600 до 700 м/с; обеспечена возможность борьбы с самолетами, маневрирующими с перегрузками до 8 единиц, и на 10-15% увеличена вероятность их поражения; повышена помехоустойчивость ГСН ракеты, а также надежность функционирования боевых наземных средств ЗРК и их эксплуатационные характеристики.

После успешных государственных испытаний он был принят на вооружение в конце 1976 г. Всего, за период с 1967-1983 гг. в ходе серийного производства было выпущено более 500 ЗРК "Куб" различных модификаций, а при выполнении различного рода стрельб выполнено более 4000 пусков ракет.

Основные характеристики ЗРК "Куб-М1" и "Куб-М3" с ЗУР 3М9М3

"Куб-М1""Куб-М3"

Год принятия на вооружение19731976

Дальность поражения цели, км3-233-25

Высота поражения цели, км0,03-120,02-14

Курсовой параметр, кмдо 15до 18

Вероятность поражения цели ЗУРдо 0,8до 0,9

Время реакции, с22-2422-24

Максимальная скорость целей, м/сдо 600до 600

Масса ЗУР, кг630630

Масса БЧ, кг5757

Масса ВВ, кг33

Развертывание (свертывание), миндо 5

Кроме арабо-израильских войн, начиная с 1982 г., ЗРК "Куб"/"Квадрат" активно использовался и в последующих локальных войнах и вооруженных конфликтах - в Ливане (1982 г., операция Израиля "Мир Галилее"), в Персидском заливе (1991 г., операция многонациональных сил против Ирака "Буря в пустыне"), в Югославии (1999 г., операция НАТО "Союзническая сила") и в других (конфликты на алжирско-марокканской границе, в отражении налетов ВВС США на Ливию в 1986 г., в Чад в 1986-1987 гг.), менее значительных по своим масштабам боевых действиях. Однако к началу 80 гг. этот комплекс был хорошо изучен, что позволяло нападающей стороне за счет применения эффективных мер противодействия нейтрализовать его боевые возможности. Тем не менее, во всех случаях он всегда оставался первоочередным объектом разведки и поражения.

Так было и в ходе боевых действий в Ливане. Сирийской системе ПВО на Голанских высотах израильтяне противопоставили боевые действия в масштабе реального времени, когда результаты воздушной разведки сразу использовались огневыми средствами в совокупности с широким применением средств РЭБ и беспилотных летательных аппаратов. Это позволило израильскому командованию в короткий промежуток времени уничтожить почти все батареи ЗРК, в том числе "Квадрат", лишив сирийские бронетанковые силы прикрытия от ударов с воздуха.

Аналогичны были результаты и боевого применения ЗРК "Куб" в Ираке и Югославии. Хорошее знание особенностей этих комплексов специалистами западных стран позволило широко применять свои СВН в ночных условиях, когда оптические и телевизионные каналы ЗРК "Куб" не функционировали. А включение СУРН вело к немедленному их подавлению мощными шумовыми помехами во всем диапазоне рабочих частот или поражению современным высокоточным оружием. При этом попадание ПРР или управляемых авиабомб, как правило, вело к уничтожению техники вместе с боевыми расчетами из-за неэффективной броневой защиты верхней части машины и совместного размещения РЛС и боевого расчета на одном шасси. Другой причиной низкой эффективности и больших потерь ЗРК "Квадрат" в Ираке явилось его использование в качестве малоподвижного объектового средства ПВО и его включение в ответ на провокационные действия со стороны авиации. В результате, предварительно разведанные комплексы с началом боевых действий выводились из строя точными огневыми ударами.

Однако опыт боевого применения ЗРК "Куб"/"Квадрат" показал, что и в настоящее время он обладает значительным запасом дальнейшей модернизации. При использовании новых технологий и элементной базы его боевые возможности, в том числе помехоустойчивость и живучесть, без существенных конструктивных доработок могут быть значительно повышены, а сам комплекс еще длительное время может использоваться как эффективное средство борьбы с современными СВН. На его базе создан более совершенный ЗРК 9К37"Бук", лишенный ряда недостатков зенитного комплекса "Куб".

ЗРК "Куб-М4" (2К12М4) был принят на вооружение в 1978 г. Суть этой модернизации заключается в совершенствовании ряда систем и устройств комплекса "Куб" и изменении его состава путем замены одной из СПУ 2П25 самоходной огневой установкой (СОУ), созданной для зенитного ракетного комплекса семейства "Бук". В определенной степени создание "Куб-М4" было обусловлено необходимостью усиления противовоздушной обороны танковых дивизий, которые в начале 70 гг. были в числе первоочередных объектов поражения для СВН противника. Предполагалось, что на первом этапе создания нового ЗРК должна быть разработана СОУ, способная использовать как новые ракеты 9М38, так и существующие 3М9М3 комплекса "Куб-М3". Так, на базе имеющихся средств комплекса "Куб-М3" и новой СОУ был создан "Куб-М4" ("Бук-1" 9К37-1), который стал переходным вариантом к новому комплексу "Бук".

Это было реализовано разработкой СОУ двух типов - 9А310 для применения четырех ЗУР 9М38 (9М317) комплекса "Бук" и 9А38 на унифицированном пусковом устройстве, которая позволяла размещать и использовать для обстрела целей три ЗУР 9М38 или 3М9М3. При 30% повышении общей стоимости "Куб-М4" это в 2 раза увеличило количество целевых каналов и число боеготовых (с 60 до 75) ЗУР. Модернизация предусматривала частичный перевод комплекса на новую элементную базу, установку новых систем для расширения возможностей ЗРК "Куб", а также внедрение в его состав отдельных элементов комплекса нового поколения "Бук". В определенной степени "Куб-М4" стал переходным вариантом между снимаемым с вооружения ЗРК "Куб" и поступающим на его замену комплексом "Бук".

СОУ представляет собой автономную огневую единицу, способную самостоятельно или по целеуказанию обнаруживать, опознавать и обстреливать различные типы воздушных целей. Использование новейших технологий и элементной базы, методов цифровой обработки сигналов обеспечили высокую эффективность и надежность ее боевой работы при одновременном снижении количества членов боевого расчета. Благодаря СОУ ЗРК "Куб-М4", в отличие от предыдущих модификаций имел: 2 целевых канала; увеличенную зону поражения комплекса в 1,5-1,8 раза по высоте и 1,3-1,7 раза по дальности (в зависимости от характеристик используемых ракет типа 9М38), а также повышенную боевую производительность; возможность ведения борьбы с зависшими вертолетами, крылатыми, баллистическими и управляемыми авиационными ракетами, наземными и надводными целями; современные оптико-электронные средства и цифровую обработку сигналов, обеспечивающих возможность ведения борьбы с СВН противника в сложной радиоэлектронной обстановке и другие отличия. Кроме того, "Куб-М4" мог использоваться совместно с другими современными средствами, в том числе и зарубежного производства, в составе систем ПВО различного уровня подчиненности.

Новый ЗРК (СУРН 1С91М3, СОУ 9А38, СПУ 2П25М3, ЗУР 3М9М2 и МТО 9В881) был испытан на полигоне Эмба (август 1975 г. - октябрь 1976 г.). В автономном режиме работы РЛС СОУ обнаруживала самолеты на дальности 65-77 км, действующие на высотах более 3000 м, и 32-41 км на малых высотах (30-100 м). Дальность обнаружения вертолетов на малых высотах составляла 21-35 км. В централизованном режиме работы из-за ограниченных возможностей СУРН по выдаче ЦУ дальность обнаружения самолетов на средних и малых высотах снижалась до 44 км и 21-28 км соответственно. При использовании ЗУР 9М38 зона поражения самолетов по дальности составила 3,4-20,5 км на высотах более 3 км и 5-14,4 км на предельно малых высотах; по высоте - 0,03-14 км, по курсовому параметру - 18 км. Вероятность поражения самолета одной ЗУР 9М38 составила 0,70-0,93. Комплекс "Куб-М4" в составе СУРН 1С91М1(М2), СОУ 9А310М1-2, 4 СПУ 2П25М1(М2), до 16 ЗУР 3М9М, 3М9М3, 9М317 был принят на вооружение в 1978 г. и в таком составе мог одновременно обстреливать две цели: одну - СОУ 9А310М1-2, а вторую СУРН 1С91 с приданными им СПУ 2П25.

В состав технических средств комплекса, дополнительно к имеющимся, были введены: транспортная машина (ТМ) 9Т243 для транспортировки ракет, машина технического обслуживания (МТО) 9В881М1 и автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 9В95М1 для контроля ракет.

Состав боевых и технических средств комплекса непостоянен и может меняться с учетом пожеланий заказчика. Одновременно с модернизацией все средства ЗРК "Квадрат" проходят капитальный ремонт. При модернизации в указанном объеме ЗРК "Квадрат" преобразуется в современный комплекс среднего радиуса действия, который легко интегрируется в учебные, ремонтные и эксплуатационные структуры заказчика. При этом он обеспечивает решение задач круглосуточного прикрытия от ударов с воздуха войск и объектов тыла как в автономном режиме, так и во взаимодействии с другими средствами ПВО в любых физико-географических и метеорологических условиях.

Возможность и целесообразность такой модернизации ЗРК "Квадрат" подтверждается реальными фактами. Так, после завершения международной выставки современных вооружений Лима-2005 (6-11 декабря, Малайзия) различные средства массовой информации сообщили о том, что российскими специалистами будут модернизироваться зенитные ракетные комплексы "Квадрат" малой дальности вооруженных сил Египта. Выполнение всего комплекса работ предусмотрено поэтапно. По окончанию модернизации в полном объеме ожидается общее повышение боевых возможностей комплекса до уровня современного ЗРК "Бук-М1-2". В результате модернизированный ЗРК "Квадрат" будет способен вести борьбу с современными высокоманевренными самолетами, крылатыми ракетами и другими целями в условиях массированного применения средств РЭБ и огневого противодействия со стороны противника. Одним из отличий модернизированного комплекса является использование в нем новой ракеты - твердотопливной одноступенчатой ЗУР 9М317Э с инерциально-корректируемой системой управления и полуактивной радиолокационной ГСН, которая заменит ЗУР 3М9 с комбинированным ракетным двигателем. Эта ракета, которая разработана и серийно производится Долгопрудненским научно-производственным предприятием, унифицирована с наземным и корабельным ЗРК "Бук-М1-2" и "Штиль-М1" соответственно.

Основные характеристики модернизированного ЗРК "Квадрат" с СОУ 9А310-М1-2 и ЗУР 9М317Э

Дальность обнаружения целей, кмдо 160*

Дальность поражения пилотируемых целей, км3-42*

Высота поражения пилотируемых целей, км 0,015-25*

Дальность поражения, км

БР, КР и ПРРдо 20*

радиоконтрастных наземных/надводныхдо 15/20*

Курсовой параметр, кмдо 22*

Максимальная скорость целей, м/с

удаляющейся300

приближающейся1200

Максимальная перегрузка, ед.до 21,5

Вероятность поражения цели ЗУР

самолета, вертолета0,8-0,95*

зависшего вертолета0,4*

КР0,4-0,6*

Время реакции, с18*

Время заряжания СОУ 3-мя ЗУР, мин9

Масса ЗУР/БЧ, кг720,70

Время развертывания с марша, миндо 5

Кроме модернизации основных боевых элементов и комплекса "Куб" в целом существует возможность эффективного использования значительного количества ранее произведенных его зенитных ракет с вышедшими сроками боевого применения в качестве имитаторов воздушных целей. На ряде международных выставок вооружений и военной техники были представлены мишени, созданные с использованием переоборудованных боевых ракет к этому комплексу.

Воздушная мишень 3М20М3 предназначена для имитации действий скоростных малоразмерных воздушных целей с ЭПР 0,7-5 м.кв. на высотах до 7 км, дальностях до 20 км и может использоваться при проведении боевых плановых стрельб средств ПВО, а также в ходе создания и испытаний новых зенитных комплексов. Она была создана путем замены боевой части ЗУР 3М9 блоком маневрирования, а также устройствами выброса ИК-ловушек, радиосопровождения и самоликвидации, которые обеспечивают полет мишени с перегрузками до 8 единиц и характеристиками, имитирующими действия различных реальных воздушных целей. Мишень может осуществлять полет по горизонтальным, в том числе и низковысотным, и баллистическим траекториям, неоднократно использовалась при проведении полигонных стрельб российскими средствами ПВО и демонстрировалась на международных авиационно-космических салонах.

Состояние

ЗРК "Куб" и все его модификации в настоящее время с вооружения российской армии снят, а его серийное производство прекращено

Разработка самоходного зенитного ракетного комплекса "Куб" (2К12), предназначенного для защиты войск, в основном – танковых дивизий, от средств воздушного нападения, летящих на средних и малых высотах, была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 18 июля 1958 г.

Комплекс "Куб" должен был обеспечить поражение воздушных целей, летящих со скоростями 420- 600 м/с на высотах от 100-200 м до 5-7 км на дальностях до 20 км при вероятности поражения цели одной ракетой не менее 0,7.

Головным разработчиком комплекса определили ОКБ-15 ГКАТ. Ранее это был филиал основного разработчика самолетных РЛС – НИИ-17 ГКАТ, размещенный поблизости от Летно-испытательного института в подмосковном Жуковском. Вскоре ОКБ-15 передали в ГКРЭ, несколько раз меняли его наименование и, наконец, преобразовали в Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) Министерства радиотехнической промышленности (МРТП).

Главным конструктором комплекса назначили начальника ОКБ-15 В.В.Тихомирова, в прошлом – создателя первой советской самолетной РЛС "Гнейс-2" и ряда других станций. Эта же организация вела работы по созданию самоходной установки разведки и наведения (главный конструктор установки А.А.Растов) и полуактивной радиолокационной головки самонаведения ракеты (главный конструктор головки Ю.Н. Вехов, с 1960 года – И.Г.Акопян).

Самоходная пусковая установка создавалась под руководством главного конструктора А.И.Яскина в СКБ-203 Свердловского СНХ, которое ранее занималось разработкой технологического оборудования для технических подразделений ракетных частей. Затем его преобразовали в ГосКБ компрессорного машиностроения (ГКБКМ) МАП в настоящее время, именуемое НПП "Старт".

Гусеничные шасси для боевых средств комплекса создавались в КБ Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) Московского областного СНХ, в дальнейшем получившем наименование ОКБ-40 Министерства транспортного машиностроения, а ныне КБ, входящее в ПО "Метровагонмаш". Главный конструктор шасси Н.А.Астров, еще до Великой Отечественной войны разработал легкий танк, а в послевоенные годы проектировал, в основном, бронетранспортеры и самоходные артиллерийские установки.

Зенитную управляемую ракету для комплекса поручили создать КБ завода №134 ГКАТ, первоначально специализировавшемуся в области авиационного стрелкового и бомбового вооружения и уже успевшему накопить определенный опыт при разработке ракеты класса "воздух- воздух" К-7. Впоследствии эту организацию преобразовали в ГосМКБ

"Вымпел" МАП. Разработка ракеты комплекса "Куб" была начата под руководством главного конструктора И.И.Торопова.

Работы по комплексу должны были обеспечить выход ЗРК "Куб" на совместные испытания во II кв. 1961 г. Они затянулись и завершились с почти пятилетним опозданием от плановых сроков, отстав на два года от практически одновременно начатых работ по комплексу "Круг". Свидетельством драматичности истории создания комплекса "Куб" стало отстранение от должностей главных конструкторов как комплекса в целом, так и входящей в его состав ракеты в самый напряженный момент работ.

Основная трудность создания комплекса определялась новизной и сложностью принятых в разработку технических решений.

В отличие от комплекса "Круг" для боевых средств ЗРК "Куб" использовались гусеничные шасси более легкой весовой категории, аналогичные примененным для зенитных самоходных артиллерийских установок "Шилка". При этом все радиотехнические средства размещались не на двух машинах, как в ЗРК "Круг", а на одном так называемом "самоходе А". "Самоход Б" – самоходная пусковая установка – нес три ракеты вместо двух в комплексе "Круг".

Очень сложные задачи решались и при создании зенитной ракеты. Сверхзвуковой прямоточный двигатель работал не на жидком, а на твердом топливе. Это исключало возможность регулирования расхода топлива в соответствии со скоростью и высотой полета ракеты. Кроме того, ракета была выполнена без отделяемых ускорителей – заряд стартового двигателя размещался в объеме камеры дожигания прямоточного двигателя. Впервые на зенитной ракете подвижного комплекса полуактивная доплеровская радиолокационная головка самонаведения заменила аппаратуру командного радиоуправления.

Все эти сложности не замедлили сказаться с началом летных испытаний ракет. В конце 1959 года на Донгузский полигон была поставлена первая пусковая установка, что позволило тогда же приступить к проведению бросковых испытаний ЗУР. Однако до июля 1960 г. не удалось провести ни одного успешного пуска ракеты с работающей маршевой ступенью. Зато на стендовых испытаниях выявили три прогара камеры. К анализу причин неудач был привлечен НИИ-2 – одна из головных научных организаций ГКАТ. По рекомендации НИИ-2 отказались от крупногабаритного оперения, сбрасываемого по завершении стартового участка полета ракеты.

В результате стендовых испытаний натурной ГСН выявилась недостаточная мощность ее привода. Кроме того, определилось и некачественное исполнение обтекателя ГСН, вызывающее значительные искажения сигнала, порождающие синхронные помехи, что приводило к неустойчивости контура стабилизации. Это была общая беда многих отечественных ракет с радиолокационными головками самонаведения первого поколения. В результате конструкторы перешли на ситаловый обтекатель. Впрочем, помимо таких относительно "тонких" явлений, в ходе испытаний столкнулись и с разрушением обтекателя в полете в результате аэроупругих колебаний конструкции.

Другим существенным недостатком, выявленным на ранней стадии испытаний ЗУР, была неудачная конструкция воздухозаборников. Система скачков уплотнения от передней кромки воздухозаборников неблагоприятно воздействовала на поворотные крылья, создавая большие аэродинамические моменты, неодолимые для рулевых машинок – рули заклинивались в крайнем положении. По результатам испытаний полномасштабных моделей в аэродинамических трубах нашли подходящее конструктивное решение – удлинить воздухозаборник, сдвинув передние кромки диффузора вперед на 200 мм.

В начале шестидесятых годов наряду с основным вариантом боевых машин комплекса на гусеничных шасси КБ Мытищинского завода прорабатывались и другие самоходы – четырехосное корпусное плавающее колесное шасси "560" разработки той же организации и применявшееся для "Круга" шасси семейства СУ-100П.

В 1961 г. испытания также шли с неудовлетворительными результатами. Не удалось добиться надежной работы ГСН, не были проведены пуски по опорной траектории, отсутствовали достоверные данные по величине секундного расхода топлива. Не удалось разработать технологию надежного нанесения теплозащитного покрытия на внутреннюю поверхность титанового корпуса камеры дожигания, которая подвергалась эрозионному воздействию содержащих окислы алюминия и магния продуктов сгорания газогенератора маршевого двигателя. В дальнейшем вместо титана применили сталь.

Последовали так называемые "оргвыводы". В августе 1961 г. И.И.Торопова сменили на А.Л.Ляпина, в январе 1962 г. место трижды лауреата Сталинской премии В.В.Тихомирова занял Ю.Н.Фигуровский. Но время дало справедливую оценку труду конструкторов, определивших технический облик комплекса. Спустя десять с небольшим лет советские газеты с восторгом перепечатывали фрагмент статьи из "Пари Матч", характеризующий эффективность спроектированной Тороповым ракеты словами "Когда-нибудь сирийцы поставят памятник изобретателю этих ракет…". Бывшее ОКБ-15 сегодня носит имя В.В. Тихомирова.

Разгон зачинателей разработки не привел к ускорению работ. К началу 1963 г. из 83 запущенных ракет только 11 были оснащены ГСН. При этом удачно завершилось всего 3 пуска. Ракеты испытывались только с экспериментальными ГСН – поставка штатных еще не началась. Надежность ГСН была такова, что в сентябре 1963 г. после 13 неудачных пусков с отказами головки самонаведения пришлось прервать летные испытания. Не до конца довели и испытания маршевого двигателя ЗУР.

В 1964 г. пуски ракет проводились в более или менее штатном исполнении, но наземные средства ЗРК еще не укомплектовали аппаратурой связи, увязки взаимного местоположения. К середине апреля 1964 г. провели первый успешный пуск ракеты, укомплектованной боевой частью. Удалось сбить мишень – Ил-28, летящий на средней высоте. В дальнейшем пуски были, как правило, удачными, а точность наведения ракет на цель просто восхищала участников испытаний.

С января 1965 г. по июнь 1966 г. на Донгузском полигоне (начальник полигона М.И.Финогенов) под руководством комиссии, которую возглавлял Н.А.Карандеев, провели совместные испытания комплекса. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 января 1967 г. комплекс был принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск.

Основными боевыми средствами комплекса были самоходная установка разведки и наведения (СУРН) 1С91 и самоходная пусковая установка (СПУ) 2П25 с ракетами 3М9.

В состав самоходной установки разведки и наведения 1C9I входили две радиолокационные станции – РЛС обнаружения воздушных целей и целеуказания 1С11 и РЛС сопровождения цели и подсвета 1С31, а также средства, обеспечивающие опознание целей, навигацию, топоп- ривязку, взаимное ориентирование, радиотелекодовую связь с самоходными пусковыми установками, те- левизионно-оптический визир, автономный источник электропитания (использовался газотурбинный электрогенератор), системы подъема антенны и горизонтирования. Оборудование самоходной установки разведки и наведения размещалась на шасси ГМ-568.

Антенны РЛС располагались в два яруса – сверху антенна станции 1С31, ниже – 1С11 – и могли вращаться по азимуту независимо друг от друга. Для уменьшения высоты самохода на марше цилиндрическое основание антенных устройств убиралось внутрь корпуса гусеничной машины, а антенное устройство РЛС 1С31 разворачивалось вниз, располагаясь позади антенны станции 1С11.

Исходя из стремления обеспечить требуемую дальность при ограниченном энергоснабжении с учетом габаритно-массовых ограничений по антеннам постам для станции 1С 11 и для режима сопровождения цели в станции 1С31 приняли схему ко- герентно-импульсной РЛС. Однако, при подсвете цели для устойчивой работы ГСН при маловысотном полете в условиях мощных отражений от подстилающей поверхности был реализован режим непрерывного излучения.

Станция 1С 11 представляла собой когерентоно-импульсную РЛС кругового обзора (скорость обзора – 15 об./мин) сантиметрового диапазона с двумя независимыми работающими на разнесенных несущих частотах волноводными при- емо-передающими каналами, излучатели которых были установлены в фокальной плоскости единого антенного зеркала. Обнаружение, опознание цели и целеуказание станции сопровождения и подсвета обеспечивалось при нахождении цели на дальностях от 3 до 70 км и на высотах от 30 до 7000 м при импульсной мощности излучения 600 кВт в каждом канале, чувствительности приемников порядка 10~13 Вт, ширине лучей по азимуту около 1° и суммарном секторе обзора по углу места около 20°. Для обеспечения помехозащищенности в станции 1С 11 были предусмотрены:

– системы селекции движущихся целей (СДЦ) и подавления несинхронных импульсных помех;

– ручная регулировка усиления приемных каналов;

– модуляция частоты повторения импульсов;

– перестройка частоты передатчиков.


ЗРК "Куб". Слева направо: самоходная установка разведки и наведения 1С91, четыре самоходных пусковых установки 2П25 и транспортно- заряжающая машина 2Т7.



Самоходная установка разведки и наведения 1С91 ЗРК "Куб" и ее схема




Станция 1С31 также состояла из двух каналов с излучателями, установленными в фокальной плоскости параболического отражателя единой антенны – сопровождения цели и подсвета цели. По каналу сопровождения цели станция имела импульсную мощность 270 кВт, чувствительность приемника порядка 10~13 Вт, ширину луча около 1°. Среднеквадратичная ошибка (СКО) сопровождения цели по угловым координатам составляла около 0,5 д.у., по дальности – около 10 м. Станция могла захватывать на автосопровождение самолет типа "Фантом-2" с вероятностью 0,9 на дальности до 50 км. Защита от пассивных помех и отражений от земли осуществлялась системой СДЦ с программным изменением частоты повторения импульсов, от активных помех – использованием метода моноимпульсной пеленгации целей, системы индикации помех и перестройкой рабочей частоты станции. В том случае, если станция 1С31 все-таки подавлялась помехами, можно было сопровождать цель по угловым координатам с помощью телевизионного оптического визира, а информацию о дальности получать от РЛС 1С11. В станции предусмотрели специальные меры для устойчивого сопровождения низколетящих целей. Передатчик подсвета цели (и облучения ГСН ракеты опорным сигналом) генерировал непрерывные колебания и обеспечивал надежную работу ГСН ракеты.

Масса самоходной установки разведки и наведения с боевым расчетом из 4 человек составляла 20,3 т.

На самоходной пусковой установке 2П25, размещенной на шасси ГМ-578 устанавливались лафет с тремя направляющими для ракет и электрическими силовыми следящими приводами, счетно-решающий прибор, аппаратура навигации, то- попривязки, телекодовой связи, предстартового контроля ЗУР, автономный газотурбинный электроагрегат. Электрическая стыковка самоходной пусковой установки с ракетой производилась посредством двух разъемов ракеты, которые срезались с помощью специальных штанг в начале движения ракеты по направляющей балке. Предстартовое наведение раке.т в направлении упрежденной точки встречи ЗУР с целью производилось приводами лафета, отрабатывающими данные от самоходной установки разведки и наведения, которые поступали на самоходную пусковую установку по радиотелекодовой линии связи.



Самоходная пусковая установка 2П25 и ее схема




В транспортном положении ЗУР располагались хвостовой частью вперед по ходу самоходной пусковой установки ("пушки к бою едут задом").

Масса самоходной пусковой установки с тремя ракетами и боевым расчетом из 3 человек на борту составляла 19,5 т.

Зенитная управляемая ракета 3М9 комплекса "Куб" в сравнении ракетой 3М8 комплекса "Круг" поражает изяществом своих очертаний.

Как и ЗУР комплекса "Круг", ракета 3М9 выполнена по схеме "поворотное крыло". Однако, в отличие от ракеты 3М8, на ЗУР 3М9 для управления дополнительно использовались расположенные на стабилизаторах рули. В результате реализации данной схемы удалось уменьшить размеры поворотного крыла, снизить необходимую мощность рулевых машинок и использовать более легкий пневматический привод вместо гидравлического.

Ракета была оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения 1СБ4, которая захватывала цель со старта, сопровождала ее по частоте Доплера в соответствии со скоростью сближения ракеты с целью и вырабатывала управляющие сигналы для наведения ЗУР на цель. ГСН обеспечивала режекцию прямого сигнала от передатчика подсвета самоходной установки разведки и наведения и узкополосную фильтрацию отраженного от цели, сигнала на фоне шумов этого передатчика, собственно ГСН и подстилающей поверхности. Защищенность головки самонаведения от преднамеренных помех обеспечивалась также скрытой частотой поиска цели и возможностью самонаведения на источник помех в амплитудном режиме работы.

ГСН размещалась в передней части ракеты, при этом диаметр антенны приближался к размеру ми деля ЗУР. За ГСН устанавливалась боевая часть, а далее – аппаратура автопилота и двигатель:

Как уже отмечалось, ракета была оснащена комбинированной двигательной установкой. Впереди располагался камера газогенератора с зарядом двигателя маршевой (второй) ступени 9Д16К. Для твердотопливного газогенератора невозможно регулировать расход топлива в соответствии с фактическими условиями полета, так что выбор формы заряда осуществлялся исходя из условной типовой траектории, которую в те годы разработчики считали наиболее вероятной при боевом применении ракеты. Номинальная продолжительность работы немного превышала 20 секунд, масса топливного заряда (длиной 760 мм) составляла около 67 кг. Состав разработанного НИИ-862 топлива ЛК-6ТМ характеризовался большим избытком горючего по отношению к окислителю. Продукты сгорания заряда газогенератора поступали в камеру дожигания, где остатки горючего сгорали в потоке воздуха, входящего через 4 воздухозаборника. Входные устройства воздухозаборников, рассчитанных на сверхзвуковые условия работы, оснащались коническими центральными телами. На стартовом участке, до включения маршевого двигателя, выходы каналов воздухозаборников в камеру дожигания были закрыты стеклопластиковыми заглушками.



Компоновка ракеты 3М9 ЗРК "Куб": 1.ГСН 2. Радиовзрыватель 3. Боевая часть 4. Автопилот 5. Воздухозаборник 6. Газогенератор 7. Заглушка 8.Топливные заряды стартового двигателя 9. Сопло стартового двигателя 10. Стабилизатор 11. Крыло



Транспортно-заряжающая машина 2Т7М ЗРК "Куб"


Извлечение ракеты из контейнеров


Установка ракеты на ТЗМ


В камере дожигания размещался твердотопливный заряд стартовой ступени – обычная шашка с бронированными торцами (длиной 1,7 м и диаметром 290 мм, с цилиндрическим каналом диаметром 54 мм) из баллиститного топлива ВИК-2 массой 172 кг. Так как газодинамические условия работы твердотопливного двигателя на стартовом участке и ПВРД на маршевом участке требовали различной геометрии сопла камеры дожигания, по завершении работы стартовой ступени (длительностью 3-6 секунд) предусматривался отстрел внутренней части соплового аппарата со стеклопластиковой решеткой, удерживающей стартовый заряд.

Надо отметить, что именно в ракете 3М9 подобная конструкция впервые в мире была доведена до стадии серийного выпуска и принятия на вооружение. В дальнейшем, после специально организованного похищения израильтянами нескольких ракет 3М9 в ходе войны 1973 года на Ближнем Востоке, советская ЗУР послужила прототипом при создании ряда зарубежных зенитных и противокорабельных ракет!

Применение ПВРД обеспечило поддержание большой скорости ракеты 3М9 на всей траектории, что способствовало обеспечению высокой маневренности. При проведении учебных и контрольно-серийных пусков ракет систематически достигалось прямое попадание в цель, что случалось крайне редко при применении других относительно крупных зенитных ракет.

Подрыв осколочно-фугасной боевой части ЗН12 массой 57 кг (разработка НИИ-24) производился по команде автодинного двухканального радиовзрывателя непрерывного излучения ЗЭ27, созданного в НИИ- 5 71.

Ракета обеспечивала поражение целей, маневрирующих с перегрузкой до 8 ед., но при этом происходило снижение вероятности поражения таких целей в зависимости от различных условий до 0,2-0,55, тогда как вероятность поражения не- маневрирующих целей находилась в пределах 0,4-0,75.

Длина ракеты составляла около 5,8 м при диаметре 330 мм. Для обеспечения перевозки собранной ракеты в контейнере 9Я266 применили складывание левых и правых консолей стабилизаторов навстречу друг другу.

За разработку ЗРК многие создатели комплекса удостоились высоких государственных наград. Ленинская премия была присуждена А.А.Растову, В.К.Гришину, И.Г.Акопяну, А.Л.Ляпину, Государственная премия СССР – В.В.Матяшеву, Г.Н.Валаеву, В.В.Титову и другим.

Зенитный ракетный полк, вооруженный ЗРК "Куб", состоял из КП, пяти зенитных ракетных батарей, батареи управления и технической батареи. Каждая зенитная ракетная батарея включала в свой состав одну самоходную установку разведки и наведения 1С91, четыре самоходных пусковых установки 2П25 с тремя ЗУР 3М9 на каждой, а также две транспортно-заряжающих машины 2Т7 на шасси ЗиЛ-15^ и, при необходимости, была способна самостоятельно выполнять боевую задачу. При централизованном управлении команды боевого управления и данные целеуказания на батареи поступали от КП полка (от КБУ – кабины боевого управления автоматизированного комплекса боевого управления "Краб" (К-1) с приданной ему РЛС обнаружения). Эта информация принималась на батарее КПЦ – кабиной приема целеуказания комплекса К-1, а из нее передавалась на самоходную установку разведки и наведения батареи. В состав технической батареи полка входили транспортные машины 9Т22, контрольно-измерительные станции 2В7, контрольно-испытательные подвижные станции 2В8, технологические тележки 9Т14, ремонтные машины и другое оборудование.



Пусковая установка ЗРК "Куб" на позиции с бетонированным бруствером


Заряжение пусковой установки с ТЗМ


– расширены границы зоны поражения (см. табл.); .

– предусмотрены прерывистые режимы работы РЛС самоходной установки разведки и наведения для защиты от противорадиолокационных ракет типа "Шрайк";

– повышена защищенность ГСН от уводящих помех;

– улучшены показатели надежности боевых средств ЗРК;

– уменьшено примерно на 5 секунд работное время комплекса.

Модернизированный комплекс в

1972 году прошел испытания на Эмбенском полигоне под руководством комиссии во главе с начальником полигона В.Д.Кириченко и в январе 1973 г. был принят на вооружение под шифром "Куб-М1".

С 1970 года проводились работы по созданию для ВМФ зенитного комплекса М-22 с использованием ракеты семейства 3М9, однако после 1972 года этот ЗРК разрабатывался уже применительно к ракете 9М38 пришедшего на смену "Кубу" комплекса "Бук".

Следующая модернизация комплекса "Куб" проводилась с 1974 г. по 1976 г. В результате ее были еще повышены боевые возможности ЗРК:

– расширена зона поражения (см. табл.):

– обеспечена возможность стрельбы вдогон по целям со скоростями до 300 м/с, и по неподвижным целям на высотах свыше 1000 м;

– увеличена средняя скорость полета ЗУР с 600 до 700 м/с;

– обеспечено поражение самолетов, маневрирующим с перегрузками до 8 ед.;

– улучшена помехоустойчивость ГСН;

– увеличена на 10-15% вероятность поражения маневрирующих целей;

– улучшены надежность боевых наземных средств ЗРК и его эксплуатационные характеристики.

Совместные испытания ЗРК проходили в начале 1976 года на Эмбенском полигоне (начальник полигона Б.И. Ващенко) под руководством комиссии во главе с О.В.Купревичем, а к концу года он был принят на вооружение под шифром "Куб-М3".

В последние годы на международных авиационно-космических выставках представлялась еще одна модификация ЗУР – переоборудованная из боевой ракеты мишень 3М20М3, предназначенная для имитации воздушных целей с ЭПР 0,7- 5 м² , летящих на высоте до 6-7 км по трассе протяженностью до 20 км.

Серийное производство боевых средств комплекса "Куб" всех модификаций было организовано:

– самоходных установок разведки и наведения – на Ульяновском механическом заводе Минрадиопрома (МРП),

– самоходных пусковых установок – на Свердловском машиностроительном заводе им. М.И.Калинина МАП,

– ЗУР – на Долгопрудненском машиностроительном заводе МАП.


Основные характеристики ЗРК типа "КУБ"
Наименование "Куб" "Куб-М1" "Куб-М3" "Куб-М4"
1. Зона поражения, км
- по дальности 6-8..22 4..23 4..25 4..24**
- по высоте 0,1..7(12*) Э,03..8(12*) 0,02..8(12*) 0,03.. 14**
- по параметру до 15 до 15 до 18 до 18
2. Вероятность поражения
истребителя одной ЗУР 0,7 0,8..0,95 0,8..0,95 0,8..0,9
вертолета одной ЗУР 0,3..0,6
крылатой ракеты 0,25..0,5
3. Максимальная скорость поражаемых целей, м/с 600 600 600 600**
4. Время реакции, с 26..28 22..24 22..24 24**
5. Скорость полета ЗУР, м/с 600 600 700 700**
6. Масса ракеты, кг 630 630 630 630**
7. Масса боевой части, кг 57 57 57 57**
8. Канальность по цели 1 1 1 2
9. Канальность по ЗУР 2..3 2..3 2..3 до 3
10. Время развертывания (свертывания), мин 5 5 5 5
11. Число ЗУР на боевой машин 3 3 3 3
12. Год принятия на вооружение 1967 1973 1976 1978

* с использованием комплекса К-1 "Краб"

** с ЗУР 3М9М3. При использовании ЗУР 9М38 характеристики аналогичны ЗРК "БУК"



ЗРК "Квадрат" на боевой позиции. Ближний Восток.



Пусковые установки ЗРК "Квадрат" на параде египетских войск в 1974 г. по случаю годовщины форсирования Суэцкого канала 6 октября 1973 г.


Индийский ЗРК "Акаш", созданный на базе ЗРК "Квадрат". Пусковая установка имеет шасси от модифицированной БМП-2.


В ходе серийного производства ЗРК семейства "Куб" с 1967 г. по 1983 г. было выпущено более 500 ЗРК, несколько десятков тысяч ГСН. На испытаниях и учениях выполнено более 4000 пусков ракет.

ЗРК "Куб" под шифром "Квадрат" по внешнеэкономическим каналам поставлялся в вооруженные силы 25 стран (Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Египта, Эфиопии, Гвинеи, Венгрии, Индии, Кувейта, Ливии, Мозамбика, Польши, Румынии, Йемена, Сирии, Танзании, Вьетнама, Сомали, Югославии и др.).

Комплекс "Куб" успешно использовался практически во всех военных конфликтах на Ближнем Востоке. Особенно впечатляющим было применение ЗРК в период с 6 по 24 октября 1973 г., когда пусками 95 ЗУР комплексов "Квадрат", по данным сирийской стороны,сбили 64 израильских самолета. Исключительная эффективность ЗРК "Квадрат" определялась несколькими факторами:

– высокой помехозащищенностью комплексов с полуактивным самонаведением;

– отсутствием у израильтян средств радиоэлектронного противодействия (РЭП), работающих в требуемом частотном диапазоне – поставляемая из США аппаратура была рассчитана на борьбу с ранее применявшимися радиокомандными ЗРК С-75 и С-125, работающими на более длинных волнах;

– высокой вероятностью попадания в цель маневренной ЗУР с прямоточным двигателем.

Не располагая техническими средствами подавления ЗРК "Квадрат", израильская авиация вынуждена была применять довольно рискованные тактические приемы. Многократный вход в зону пуска с последующим поспешным выходом из нее провоцировал быстрый расход боекомплекта комплекса с дальнейшим уничтожением средств обезоруженного ЗРК. Кроме того, применялся подход истребителей-бомбардировщиков на высотах, близких к их практическому потолку, с дальнейшим пикированием в воронку "мертвой зоны" над ЗРК.

Высокая эффективность ЗРК "Квадрат" подтвердилась и в период с 8 марта по 30 мая 1974, когда пусками 8 ЗУР было уничтожено до 6 самолетов.

Кроме того, комплекс "Квадрат" применялся в ходе боевых действий в Ливане в 1981-1982 гг., при конфликтах на алжирско-марокканской границе, между Египтом и Ливией, при отражении американских налетов на Ливию в 1986 г., в Чаде в 1986-1987 гг., в Югославии в 1999 г.

До сих пор ЗРК "Квадрат" состоит на вооружении многих стран мира. Боевая эффективность ЗРК может быть существенно увеличена без больших конструктивных доработок путем дополнительного использования в нем элементов ЗРК "Бук" – ракет 3M38 и самоходных огневых установок 9А38, что было осуществлено в разработанном в 1978 году комплексе "Куб-М4".

Cамоходный зенитный ракетный комплекс "Куб" (2К12) предназначен для защиты Сухопутных войск, в основном - танковых дивизий, от средств воздушного нападения, летящих на средних и малых высотах.

Разработка ЗРК "Куб" была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 18 июля 1958 г. Комплекс "Куб" должен был обеспечить поражение воздушных целей, летящих со скоростями 420-600 м/с на высотах от 100-200 м до 5-7 км на дальностях до 20 км при вероятности поражения цели одной ракетой не менее 0,7.

Головным разработчиком комплекса определили ОКБ-15 ГКАТ. Ранее это был филиал основного разработчика самолетных РЛС - НИИ-17 ГКАТ, размещенный поблизости от Летно-испытательного института в подмосковном Жуковском. Вскоре ОКБ-15 передали в ГКРЭ, несколько раз меняли его наименование и, наконец, преобразовали в Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) Министерства радиотехнической промышленности (МРТП).

Главным конструктором комплекса назначили начальника ОКБ-15 В.В.Тихомирова, в прошлом - создателя первой советской самолетной РЛС "Гнейс-2" и ряда других станций. Эта же организация вела работы по созданию самоходной установки разведки и наведения (главный конструктор установки А.А.Растов) и полуактивной радиолокационной головки самонаведения ракеты (главный конструктор головки Ю.Н. Вехов, с 1960 года - И.Г.Акопян).

Самоходная пусковая установка создавалась под руководством главного конструктора А.И.Яскина в СКБ-203 Свердловского СНХ, которое ранее занималось разработкой технологического оборудования для технических подразделений ракетных частей. Затем его преобразовали в ГосКБ компрессорного машиностроения (ГКБКМ) МАП в настоящее время, именуемое НПП "Старт" .

Гусеничные шасси для боевых средств комплекса создавались в КБ Мытищинского машиностроительного завода - (ММЗ) Московского областного СНХ, в дальнейшем получившем наименование ОКБ-40 Министерства транспортного машиностроения, а ныне КБ, входящее в ПО "Метровагонмаш" . Главный конструктор шасси Н.А.Астров, еще до Великой Отечественной войны разработал легкий танк, а в послевоенные годы проектировал, в основном, бронетранспортеры и самоходные артиллерийские установки.

Зенитную управляемую ракету для комплекса поручили создать КБ завода №134 ГКАТ, первоначально специализировавшемуся в области авиационного стрелкового и бомбового вооружения и уже успевшему накопить определенный опыт при разработке ракеты класса "воздух-воздух" К-7. Впоследствии эту организацию преобразовали в ГосМКБ "Вымпел" МАП. Разработка ракеты комплекса "Куб" была начата под руководством главного конструктора И.И.Торопова.

Работы по комплексу должны были обеспечить выход ЗРК "Куб" на совместные испытания во II кв. 1961 г. Они затянулись и завершились с почти пятилетним опозданием от плановых сроков, отстав на два года от практически одновременно начатых работ по комплексу "Круг". Свидетельством драматичности истории создания комплекса "Куб" стало отстранение от должностей главных конструкторов как комплекса в целом, так и входящей в его состав ракеты в самый напряженный момент работ.

Основная трудность создания комплекса определялась новизной и сложностью принятых в разработку технических решений.

В отличие от комплекса "Круг" для боевых средств ЗРК "Куб" использовались гусеничные шасси более легкой весовой категории, аналогичные примененным для зенитных самоходных артиллерийских установок "Шилка". При этом все радиотехнические средства размещались не на двух машинах, как в ЗРК "Круг", а на одном так называемом "самоходе А". "Самоход Б" - самоходная пусковая установка - нес три ракеты вместо двух в комплексе "Круг".

Очень сложные задачи решались и при создании зенитной ракеты. Сверхзвуковой прямоточный двигатель работал не на жидком, а на твердом топливе. Это исключало возможность регулирования расхода топлива в соответствии со скоростью и высотой полета ракеты. Кроме того, ракета была выполнена без отделяемых ускорителей - заряд стартового двигателя размещался в объеме камеры дожигания прямоточного двигателя. Впервые на зенитной ракете подвижного комплекса полуактивная доплеровская радиолокационная головка самонаведения заменила аппаратуру командного радиоуправления.