Характеристика формы международной экономической интеграции общий рынок. Экономическая интеграция. Основные современные интеграционные группировки развитых стран

Международная экономическая интеграция и её формы

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической интеграции заметно активизировались во второй половине ХХв. в различных регионах земного шара.

Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно определить как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

На микроуровне этот процесс идёт по пути взаимодействия их воспроизводственных субъектов (предприятия, фирмы), способствующих взаимопроникновению и сращиванию национальных экономик. На макроуровне - на основе развития международной торговли товарами и услугами и роста международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), принимающих форму межгосударственных договоров по согласованию национальных стратегий экономического и политического развития.

МЭИ подразумевает не только сознательные совместные действия субъектов интеграционного процесса по усилению экономической взаимозависимости, но и наличие в определённых случаях наднациональных органов управления и регулирования в форме различных институциональных структур.

МЭИ предполагает сопоставимость уровней технико-экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран, общность конкретных экономических и иных интересов и проблем развития. Практика показывает, что предпосылки для интеграционного взаимодействия отдельных стран, в него вступающих, тем благоприятнее, чем выше в целом уровни их технико-экономического развития и торгово-экономических связей между ними.

Например, страны аграрно-сырьевого профиля, производящие не столько взаимодополняющие, сколько конкурирующие друг с другом продовольственные товары, топливо, сырьё и т.п. мало заинтересованы в развитии взаимного обмена и ищут связи с более развитыми зарубежными партнёрами. По той же причине рыночная интеграция мало перспективна и для стран, находящихся на ранних ступенях индустриализации, структура производства которых отличается высокой долей добывающих отраслей и первичной обработки сельскохозяйственного и минерального сырья. В основной части своего экспорта они выступают по отношению к друг к другу как соперники, борющиеся за внешние рынки сбыта. Поэтому их внутренние рынки не открываются навстречу друг другу, а, напротив, чаще всего отгораживаются таможенными барьерами.

Международной экономической интеграции присущ региональный характер, она объединяет преимущественно соседние. Территориально близко расположенные государства. Интеграционным объединениям свойственны региональные различия в интенсивности взаимного притяжения и сращивания национальных хозяйств, в степени отлаженности институциональных механизмов, а также различия в уровнях интеграционного развития, т.е. в степени интегрированности национальных экономик.

МЭИ представляет собой трудный, неравномерный, противоречивый и длительный процесс, поскольку она протекает в рамках культурно-исторических типов общества; каждая страна имеет своё исторически сложившееся своеобразие, свои индивидуальные проблемы и интересы. При постепенном формировании межгосударственной интеграционной общности на уровне региона (субрегиона) большое значение имеет сопоставимость этническо-религиозных и социокультурных менталитетов народов государств, вступающих в подобное взаимодействие. Наиболее результативной оказывается деятельность тех межгосударственных объединений и союзов, участники которых относятся либо к одним и тем же, либо к сопоставимым типам цивилизации, поскольку в этом случае чисто экономическое сближение дополняется общностью исторических, культурных и религиозных корней, что ведёт к формированию нового пространства не только экономической. Но и общечеловеческой, гуманитарной солидарности.

В странах, создавших интеграционные объединения, как правило, наблюдаются положительные сдвиги в экономике:

1 - в результате интеграции сокращаются трансакционные издержки и ускоряются темпы взаимной торговли;

2 - возрастающая конкуренция между производителями из разных стран сдерживает рост цен, стимулирует улучшение качества товаров и создание новых технологий, обуславливает сокращение относительно неэффективных производств;

3 - интеграция обычно ведёт к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определённый сегмент рынка, закрытого общим таможенным барьером. За счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.

Интеграционные объединения принято различать по глубине происходящих в них процессов.

Самой простой формой экономической интеграции является Зона свободной торговли (ЗСТ ) в рамках которой поддерживается свободный от таможенных и количественных ограничений режим международной торговли товарами. При этом каждая страна-участница ЗСТ имеет свой собственный внешнеторговый тариф в отношении стран, не входящих в данную зону. Соглашения о создании ЗСТ обычно основаны на принципе взаимного моратория на уровни таможенных пошлин, что означает фактическую невозможность в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые торговые барьеры.

Более совершенной формой экономической интеграции является Таможенный союз (ТС), предполагающий наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение общей внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В отличие от ЗСТ таможенный союз имеет более надежную защиту внутренних товаропроизводителей, ибо блокирует свои внешние границы таможенным барьером, в то время как зону свободной торговли третьи страны могут "атаковать с тыла" и эффективно использовать различия в уровнях внешних таможенных тарифов. Однако в обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена и обеспечивают странам-участницам одинаковые условия в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. Функционирование ТС не предполагает единовременной унификации таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В рамках ТС вне сферы общей тарифной политики остаются такие крупные направления, как отрасли оборонной промышленности, отдельные сектора энергетики и др. С учетом некоторой отраслевой ограниченности ТС иногда называют секторальным этапом интеграции.

Следующей формой интеграционной стратегии является Общий рынок (ОР) товаров, функционирующий на основе таможенного союза, но существенно дополненный согласованной отраслевой политикой, в том числе и в сфере научно-технических исследований. Для регулирования деятельности в рамках Общественного рынка создаются специальные наднациональные институты, предполагающие передачу им части национального суверенитета государств, или просто межгосударственные институты, различного рода финансовые структуры и фонды, призванные координировать экономическую политику государств-членов.

международная экономическая интеграция региональный

Количественно более высокой ступенью интеграции является Единый внутренний рынок (ЕВР), обеспечивающий не только свободное передвижение товаров, но также свободное движение услуг, капитала и рабочей силы. ЕВР предполагает более совершенную деятельность наднациональных органов контроля и управления в направлении гармонизации всего спектра экономической политики (в том числе и социальной) с учетом унификации национальных законодательств государств-членов. Завершение строительства ЕВР означает переход к высшей форме интеграции: экономическому и валютному союзу.

Экономический и Валютный союз (ЭВС) являются взаимодополняющими и неотъемлемыми частями единого процесса. Строительство Экономического и Валютного союза представляет собой совокупность параллельных мероприятий, главной целью которых является создание единого экономического, валютно-финансового, правового и информационного пространства. С одной стороны, ЭВС предполагает тесную координацию экономической политики государств-членов на основе рекомендаций и контроля со стороны наднациональных органов при строгом соблюдении установленных в рамках межгосударственных договоров количественных показателей состояния экономики стран-участниц в целях сближения уровней их экономического и социального развития (экономическая конвергенция). С другой стороны, подразумевает установление твердо фиксированного курса валют стран-участниц, переход к единой валютной политике и создание независимой системы центральных банков во главе с банком, наделенным исключительным правом эмиссии унифицированной денежной единицы.

Завершающей ступенью интеграционного строительства является создание на основе ЭВС Политического Союза (ПС), результатом которого становится переход стран-участниц к общей внешней политике и общей политике безопасности, введение единого гражданства и прав граждан государств-членов избирать и быть избранными как в национальные, так и наднациональные органы власти, независимо от места их пребывания на территории ПС. Реализуется сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, существенно расширяется деятельность в сфере культуры, образования и защиты прав и интересов всех граждан.

Необходимо подчеркнуть, что эти политико-правовые формы являются средствами достижения интеграции и не тождественны самой интеграции. Некоторые из них возникли и широко использовались более чем за столетие до начала эпохи региональной интеграции. В тоже время, существование зон свободной торговли, таможенных союзов ещё не означает, степень реального сращивания национальных хозяйств, входящих в данное интеграционное объединение, неприметно выше, чем между ними и хозяйствами стран, не входящих в него. Расчёты показывают, что совместное участие двух или нескольких стран в той или иной институционной форме интеграции не всегда определяет действительную степень интеграции их национальных хозяйств.

Инстуционально оформленный интеграционный союз является лишь одним из элементов много плановой работ, процессе которой происходит переплетение и сращивания национальных хозяйственных комплексов. Та или иная форма межгосударственного соглашения может лишь конституировать объективно существующее, реальное стремление к интеграции. Если под институциональной структуры сформировалась реальная почва интенсивного хозяйственного взаимодействия на микроуровне, интеграция получает в форме официального статуса дополнительный стимул. Если же этой почвы нет, то, несмотря на межгосударственное сотрудничество, интеграция останется на бумаге.

Список используемой литературы

2. "Мировая экономика. Экономика зарубежных стан." Учебник автор. Колисова В.П.; М.Н. Осьмова. Москва, изд. "Флинта". 2000г.

1. Зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

2. Таможенный союз предполагает, наряду с функционированием зоны свободной торговли, установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

3. Платежный союз предполагает взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

4. Общий рынок призван обеспечивать его участникам, наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом, свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

5. Экономический и валютный союз - внешняя форма межгосударственной экономической интеграции, которая совмещает все указанные выше формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Объективный характер интеграции не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных странах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе -Европейский союз (ЕС), в Северной Америке - Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА) , в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) , в Евразии - Содружество Независимых Государств (СНГ). Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине 20 столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм. Наиболее зрелая интеграционная группировка в настоящее время в Западной Европе - это Европейский союз. Официальное название получил с 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений. До 1 ноября 1993 г. эта группировка называлась Европейские сообщества. К настоящему времени в ЕС практически завершилось создание основ единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны вплотную подошли к окончательному оформлению экономического, валютного и политического союзов.

Европе́йский сою́з (Евросою́з , ЕС ) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн. $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) - по паритету покупательной способности. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Шестнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав Еврозону. Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС. ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других - осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.



Особое место в интеграционных процессах занимает экономическое и политическое объединение ряда республик бывшего СССР – Содружество Независимых государств - СНГ . СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращает своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств. Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря - Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов («за» - 188 голосов, «против» - 6 голосов, «воздержались» - 7). 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений. В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт о прекращении существовании СССР с образованием СНГ.

Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия. Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил. Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».

Главными задачами Содружества Независимых Государств (СНГ) является экономическая и политическая интеграция ее участников на новой основе - рыночной и тесно связанной с мировым рынком. Основой экономического механизма СНГ является Договор о создании Экономического союза (24 сентября 1993 г.). На его основе предусматривается прохождение ряда этапов: вначале ассоциация свободной торговли, затем таможенный союз и, наконец, общий рынок. Главными инструментами взаимодействия стран СНГ являются ежегодные встречи глав государств и глав правительств стран-участниц. В сфере экономики исполнительным органом является Межгосударственный экономический комитет.

Таким образом, в основе мирового хозяйства, сформировавшегося на базе национальных хозяйств и экономических связей между ними, лежит международное разделение труда. Центральное место во внешнеэкономической стратегии современных государств занимает международная экономическая и политическая интеграция, направленная на развитие и регулирование системы экономических отношений и решение глобальных и локальных проблем современной цивилизации.

Валютная политика представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм в области валютных отношений. Различают текущую и структурную (долговременную, межгосударственную) валютную политику. Текущая осуществляется рядом госорганов управления – Минфином, Центральным банком, специализированными учреждениями валютного контроля и т.п. Структурная валютная политика осуществляется на межгосударственном уровне (координатором выступает МВФ) или на уровне экономических группировок (союзов, объединений, ассоциаций). Механизмом реагирования на изменения, происшедшие в мировой валютной системе и на национальных валютных рынках, стало валютное регулирование.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. Государство издавна вмешивалось в валютные отношения: вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в международных связях. С отменой золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. перестал действовать механизм «золотых точек» как стихийный регулятор валютного курса. Рыночное и государственное регулирование валютных отношений дополняют друг друга. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а государственное – направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Под валютным регулированием понимается деятельность государства и уполномоченных ею органов, направленная на регламентацию международных расчетов и порядок осуществления операций с валютными ценностями. Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. При этом рыночное регулирование основано на конкуренции и порождает стимулы развития; соответственно валютное регулирование направлено на определение отрицательных следствий рыночного регулирования валютных отношений.

Белорусский лидер убежден в целесообразности "сопряжения возможностей стран с крупными международными проектами, в первую очередь с экономическим поясом Шелкового пути". Он напомнил участникам заседания, что его страна уже активно участвует в нем, развивая китайско-белорусский индустриальный парк "Великий камень". Кроме того, Лукашенко уверен, что стабильным отношениям между государствами СНГ будет способствовать и широкий диалог Содружества с Евразийским экономическим союзом.

Президент РБ предложил поручить исполнительному секретарю СНГ и председателю Коллегии Евразийской экономической комиссии активизировать подготовку к подписанию обновленного меморандума об углублении взаимодействия между ЕЭК и Исполкомом СНГ. "Этот документ позволит партнерам по Содружеству оперативно и в полном объеме получать информацию о развитии евразийской интеграции, объективно оценивать перспективы наращивания сотрудничества по приоритетным направлениям", - констатировал он.

Лукашенко призывал лидеров СНГ к единству и совместным действиям "на фоне разрушения сложившейся системы международной торговли", подчеркнув, что для Минска неизменным приоритетом в Содружестве остается укрепление экономического сотрудничества. При это он отметил, что мировые рыночные отношения все больше теряют признаки цивилизованного взаимодействия между странами.

"С подачи Запада безапелляционно, в одностороннем порядке разрушается создаваемая десятилетиями система международной торговли. Использование неправовых механизмов превращается в норму и ставит наши экономики в уязвимое положение", - отметил оратор. "С одной стороны, мы должны объединить усилия для совместной защиты интересов на глобальном рынке. С другой - активизировать взаимную торговлю и инвестиции, расширять промышленную кооперацию. Ответить консолидацией и повышением роли Содружества как регионального игрока", - заявил Лукашенко.

Президент с сожалением констатировал, что, по его мнению, пока не удалось до конца сформулировать теоретическую модель и создать практическую стратегию экономической интеграции в СНГ. Он выступил с инициативой обновить в Концепции дальнейшего развития СНГ экономический блок, который, по его словам, "может стать идеологической основой для более полного использования научно-производственного и инвестиционного потенциала в рамках Содружества. Необходимо разумно увязать это с разработкой Стратегии экономического развития СНГ на период после 2020 года".

По словам белорусского руководителя, и в концепции, и в стратегии следует закрепить современные ориентиры, определить общие точки экономического роста.

Содержание понятия «интеграция»

В последнее время очень часто мы сталкиваемся с таким термином, как «интеграция». В переводе с латыни это слово означает «объединение». Оно часто употребляется в различных контекстах. Можно встретить сообщения об интеграции наук, интегрированных уроках, об интеграции политических сил и организаций. Буквально это означает объединение ресурсов и возможностей для достижения определенных целей.

Интеграция означает не просто объединение, а создание из разрозненных компонентов единого целого. Интеграция наук приводит к возникновению новых научных отраслей: биофизика; биогеография; зоопсихология, социометрия и т.п.

Политическая интеграция приводит к созданию политических союзов. Это могут быть как внутригосударственные политические объединения (например, слияние партий), так и международные союзы вплоть до объединения государств (Объединенные Арабские Эмираты, Объединенная Арабская Республика и пр.).

Особенности экономической интеграции

Экономическая интеграция развивалась на основе территориального разделения труда, специализации и кооперирования производства. Она предполагает объединение разрозненных предприятий и хозяйственных организаций в единый экономический комплекс. Интеграционные процессы могут происходить на национальном уровне. Тогда формируется единый национальный хозяйственный комплекс.

Международный уровень интеграции предполагает сближение национальных хозяйств различных стран. Он сопровождается сближением нормативно-правовой базы стран-участниц, их образовательно-культурной сферы. В дальнейшем возможно объединение и финансовых систем. Международная экономическая интеграция представляет собой высший уровень развития мирового хозяйства.

Определение 1

Мировой экономической интеграцией называют совокупность процессов хозяйственно-политического объединения государств примерно одного уровня развития на базе формирования стабильных взаимосвязей и международного территориального (географического) разделения труда, углубления взаимодействия между предприятиями и организациями этих государств.

Формы международной интеграции

Взаимодействие субъектов международной экономической деятельности происходит в различных формах. Субъектами экономической интеграции выступают предприятия, частные лица, частные и государственные организации, которые могут осуществлять международную экономическую деятельность, научно-техническое сотрудничество и обмен. Объектами международной интеграции являются товары и услуги, трудовые и финансовые ресурсы.

Формами международных интегративных процессов можно считать:

  • устранение препятствий (барьеров) в движении товаров и ресурсов между странами-участницами;
  • сближение рынков стран-участниц и формирование единого рынка;
  • сближение экономик стран вплоть до полного их слияния;
  • устранение любой дискриминации партнеров в национальных экономиках.

Согласно другим источникам выделяют следующие формы международной экономической интеграции:

  • создание зоны свободной торговли;
  • образование таможенного союза с установлением единого внешнеторгового тарифа, проведением единой внешнеторговой политики;
  • формирование общего рынка всех видов ресурсов и товаров, согласование экономической политики стран-участниц;
  • создание валютного и экономического союза с проведением единой экономической и валютно-финансовой политики, формирование единого нормативно-правового поля.

Замечание 1

Последняя форма является наиболее сложной разновидностью интеграции. Следующим шагом может быть уже слияние (объединение) государств-участников в единое государство.

Помимо этого выделяют несколько моделей интеграции: Западноевропейскую, Североамериканскую, Латиноамериканскую, Азиатско-тихоокеанскую, интеграция стран СНГ, интеграция развивающихся стран.

Интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней:

  • · зона свободной торговли,
  • · таможенный союз,
  • · общий рынок,
  • · экономический союз,
  • · политический союз.

У всех этих этапов, или форм, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль над внешнеэкономическими связями. В то же время каждая форма интеграции имеет специфические черты. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Зона свободной торговли - первичная форма экономической интеграции", при которой страны отменяют ограничения во взаимных экономических отношениях, но сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней политики. В условиях зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы.

Специфическим видом региональной интеграции выступает таможенный союз. Таможенный союз - объединение государств для расширения взаимного экономического сотрудничества и проведения совместной внешнеэкономической политики. Создается на базе договора между двумя или более государствами и предполагает отмену таможенных пошлин и других барьеров на пути товаров во взаимоотношениях договаривающихся государств и формирование единого таможенного пространства. В отличие от зоны свободной торговли таможенный союз предполагает введение общего таможенного тарифа по отношению к остальным странам и проведение общей внешнеторговой политики. Участники союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Общий рынок - одна из форм экономической интеграции государств, предполагающая снятие барьеров в экономических отношениях между странами (в области движения товаров, капиталов, рабочей силы), создающими эту организацию, и проведение ими общей внешнеэкономической и некоторых элементов внутриэкономической политики, так как в условиях значительной роли государства в развитии экономики отмена барьеров во взаимных отношениях еще не ведет к реальному созданию единой экономической территории. Здесь все характеристики таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов данного вида интеграционного объединения. Четвертый этап интеграционного объединения - создание зрелого единого внутреннего рынка. Эту ступень интеграции принято называть экономическим союзом. Экономический союз - одна из форм экономического объединения государств, более развитая форма экономической интеграции, предполагающая не только снятие барьеров во взаимной торговле, как в зоне свободной торговли или таможенном союзе, но и проведение общей экономической политики. При этом наднациональное регулирование, связанное с функционированием экономического союза, предполагает вмешательство не только в сферу обмена, но и в сферу производства. Это регулирование в условиях частного предпринимательства и действия закона стоимости как главного регулятора производства призвано вносить лишь определенные коррективы в механизм рынка в целях стимулирования процессов воспроизводства в масштабе всех стран-участниц, изменения межотраслевых пропорций, ослабления тех или иных социальных противоречий и т.д. Для этого может использоваться общая для всех стран налоговая политика, субсидирование развития отдельных производств или районов из общих фондов союза, составление общих программ экономического развития и другие меры. Тем не менее, и в условиях экономического союза национальное государство сохраняет в своих руках такую важную экономическую функцию, как перераспределение национального дохода через государственный бюджет. Сосредоточение в руках национального государства довольно значительной части создаваемого продукта является одной из существенных форм экономического обособления отдельных стран внутри союза, что составляет объективную основу для противоречий между ними.

Формирование экономического союза идет значительно медленнее, чем таможенного союза или общего рынка. Но оно идет. Этот этап предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства проведение общей экономической и социальной политики, а также унификацию законодательств в ключевых областях экономики. На этапе экономического союза возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов.

По мере развития экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать.