Чем труд отличается от работы. Труд – как общественно-полезная деятельность Чем деятельность отличается от работы

Считается, что именно труд предопределил развитие человеческой цивилизации и выделил её из животного мира. Именно склонность к осознанной деятельности помогает людям становиться творцами своей судьбы и серьёзно влиять на окружающий мир, изменяя его по своему усмотрению. В быту мы отождествляем понятия работа и труд, считая их синонимами. Действительно ли данные категории схожи друг с другом, либо между ними есть разница?

Труд – сознательная деятельность живых существ, направленная на преобразование материи, удовлетворение физических и духовных нужд. В процессе труда исходные материалы приобретают новые свойства, старые идеи – новое содержание. В экономике данный термин является составной частью факторов производства и состоит из предметов и средств труда.
Работа – это целенаправленная человеческая деятельность, естественное и неотъемлемое право, которое заключается в производстве материальных благ, оказании услуг, выполнении задач. Усилия прикладываются именно для того чтобы получить осязаемый результат, который можно либо посчитать (производство, строительство, сельское хозяйство), либо оценить умозрительно (юриспруденция, программирование, журналистика).

Сравнение труда и работы

Итак, понятия имеют множество схожих черт. В чем же разница между трудом и работой? Как работа, так и труд могут вестись на общественных началах либо оплачиваться. Всё зависит от статуса субъекта правоотношений и условий, в которых он находится. При этом принудительный труд запрещен, равно как и подневольная работа, за эксплуатацию человека предусмотрена уголовная ответственность. Участники правоотношений наделены свободой самореализации, которая проявляется в сознательном выборе.
Тем не менее, отличия между данными категориями тоже есть. Во-первых, понятие «труд» значительно шире: в него, в числе прочего, входит и работа. Он может и оплачиваться, и осуществляться на добровольных (принудительных) началах. Во-вторых, слово «труд» чаще всего используется в позитивном смысле, противопоставляясь рутинным процессам. Работа же может выступать в негативном значении как монотонная, ежедневная задача, которая должна выполняться несмотря ни на что.
Труд далеко не всегда является оконченным: он может продолжаться бесконечно. Об этом красноречиво говорит миф о Сизифе, который был наказан богами на вечный подъём камня в гору. В то же время, работа направлена на результат, который должен быть либо измеряемым, либо умозрительным. Слово «работа» применяется исключительно по отношению к человеку. Понятие «труд» используется и при описании других представителей животного мира (пчёлы, обезьяны, растения).

TheDifference.ru определил, что отличие труда от работы заключается в следующем:

Объём понятий. Значение категории «труд» более широкое, нежели понятия «работа».
Конечный результат. Работа всегда направлена на получение конкретного блага, в то время как труд может реализовываться именно через процесс («Сизифов труд»).
Олицетворённость. Понятие «труд», как правило, может применяться по отношению к любым живым существам (пчелиный труд – сбор мёда), в то время как работа – только по отношению к человеку.
Эмоциональная окраска. В массовом сознании работой принято называть рутинные действия, которые отнимают много времени, а труд выступает в качестве созидания, развития, реализации целей и устремлений.
Наличие/отсутствие оплаты. Как правило, работа осуществляется на возмездной основе и синонимично занимаемой должности или вакансии. Труд может выполняться как подневольно (рабский, каторжный), так и безвозмездно (общественно-полезный, волонтёрский).

Современная лингвистика подтвердила идеи великих мыслителей XIX и XX вв. о том, что язык и образ мышления народа взаимосвязаны, что между жизнью общества и языком, на котором оно говорит, существует тесная связь. Поэтому представления народа о жизни, действительности, его привычки и этические ценности, культурные установки (т. е. картина мира) раскрываются и становятся понятными при анализе значения и сочетаемости слов, называющих предметы и явления как внешнего, так и внутреннего мира человека (о языковой картине мира см. «Виноград», №3, 2007). Такой лингвистический анализ позволяет проследить, как складывалось отношение к труду в обществе с древних времен (что невозможно для социологического исследования) и даже поколебать устойчивые культурные мифы, в частности о лености русского народа.

В русском языке имеется два базовых глагола и два производных от них имени со значением трудовой деятельности - РАБОТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, ТРУД, которые объединяют вокруг себя разнообразную лексику, называющую трудовой процесс, его разновидности, параметры, оценку. РАБОТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, ТРУД, часто выступая как синонимы, выражают целенаправленную и полезную для людей, созидательную деятельность, требующую усилий, обыденная цель которой - получение средств для жизнеобеспечения человека. РАБОТА, ТРУД противопоставлены развлечению и игре, как деятельности ради удовольствия. Спортивная игра, занятия спортом могут быть названы РАБОТОЙ только в случае их профессионального статуса, дающего средства к существованию.

РАБОТАТЬ и ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА и ТРУД не являются полными синонимами, между ними имеются содержательные и связанные с ними сочетаемостные различия, специфические именно для русского языка. Эти различия описываются в словарях синонимов современного русского языка (например, в словаре под ред. Ю.Д. Апресяна). ТРУДИТЬСЯ, ТРУД выражают этически более значимую и всегда оцениваемую положительно трудовую деятельность, требующую напряженных усилий человека, а РАБОТАТЬ, РАБОТА - более прикладную, утилитарную деятельность, которая может оцениваться и положительно, и отрицательно. Эти содержательные различия объясняют разную сочетаемость данных слов. Можно «трудиться честно, упорно, добросовестно, самоотверженно», ср. также «самоотверженный, благородный труд», но выглядят странными сочетания (?)«трудиться плохо, недобросовестно, нечестно», (?)«некачественный, халтурный труд». Нейтральный в стилистическом отношении глагол РАБОТАТЬ допускает оба типа сочетаемости (ср. «работать хорошо, самоотверженно, добросовестно // плохо, недобросовестно», «самоотверженная // халтурная работа»).

Для ТРУДАна первом плане находятся усилия, сама деятельность, поэтому ТРУДне анализируется, в отличие от РАБОТЫв терминах результата, а для работы важен результат (ср.: «выполнить, сделать работу», но не «труд»). «Много работы» означает большой объем того, что надо сделать; «много труда» характеризует объем затраченных усилий. Актуализация идеи результата возможна и в производных словах, которые образуются от глагола РАБОТАТЬ: «выработать, разработать, переработать, обработать что-л.». Обыденная цель РАБОТАТЬ - получение средств для жизнеобеспечения человека - выражается в производных лексемах «заработать, заработок». РАБОТА может быть наемной, вынужденной (ср.: «дать работу», «поручить работу», «работать на кого-либо»), для ТРУДА и ТРУДИТЬСЯ эти смыслы неактуальны (нельзя *«дать труд», *«получить труд», маловероятно (?) «трудиться на кого-либо»).

Различия в сочетаемости этих слов могут быть объяснены только исторически, т.е. с учетом исторической памяти современного русского языка, отражающего представления о трудовом процессе наших предков. Различия связаны с этимологией данных лексем, которые восходят к индо-европейским *orbhos ‘раб’; *ter- ‘тереть’ и общеславянскому *trudъ ‘тяжелое физическое усилие’ (см. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. М., 1986-1987), а также с их историей, отраженной в словарях старославянского и древнерусского языков, в специальных исследованиях древнерусских памятников письменности.

В Словаре старославянского языка Х - XI вв. все значения глагола РАБОТАТИ взаимосвязаны и выражают подневольную, рабскую работу: 1) ‘находиться в рабстве’, 2) ‘служить кому-то’, 3) ‘тяжело работать на кого-либо’. Углагола ТРУДИТИСЯв этот период отмечаются следующие значения: ‘прилагать усилия’; ‘страдать’; ‘вести аскетический, мученический образ жизни’ (о монахах и православных подвижниках); ‘заботиться о ком-либо’; ‘устать, изнемочь’ - и отсутствует значение ‘работать’. Для обозначения трудовой деятельности в тот период использовался также глагол «делати», который постепенно утрачивает обобщенное значение, употребляясь в современном русском языке с конкретизированным объектом («делать что»).

В Словаре русского языка XI-XVII, в Словаре И.И. Срезневского («Материалы для словаря древнерусского языка». Спб, 1893-1903) у глагола РАБОТАТИ основным значением остается ‘находиться в рабстве, неволе, быть рабом’. Толкования ТРУДИТИСЯ фиксируют существенное преобразование его семантической структуры, выделяются следующие основные значения: ‘работать, трудиться’; ‘заботиться’; ‘стараться’; ‘прилагать усилия’, ‘страдать’, ‘совершать подвиг’. Трудовой процесс, составляющий основу человеческой жизни, в этих преобразованиях представляется как форма подвижничества - через усилия, тяготы и страдания. Часто глагол ТРУДИТИСЯ используется по отношению к аскетической жизни монахов. Ср. примеры из житийной литературы: «Братския кельи строят сами хотящии обитати и трудитися во оной обители братия». «Был он телом мощен и крепок зело, в трудех велми мужествен, яко за два мощно ему трудитися или за три».

По данным церковнославянского языка и исследований Т.И. Вендиной (см. «Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры, М., 2007) в сознании средневекового человека идея страдания имела особое значение - оно осмыслялось как своеобразный залог спасения человека. «Человек “труждает себя” во имя Господне, поэтому вектор “труда” устремлен вверх, от жизни тела (через страдания и мучения) к жизни духа». Об этом свидетельствуют многие памятники житийной и святоотеческой православной литературы (например, «Наказания» митрополита Даниила, «Поучения» преп. Феодосия Печерского, житие преп. Сергия Радонежского), в которых труд как форма спасения человека противопоставлен праздности. Ср.: «Никтоже буде тунеядецъ, никтоже буде празденъ, праздность всем злым ходатайственна есть. Сего ради преже въ раи повелел Богъ Адаму делати и рай хранити, по изгнании же оттуда въ труде и поте лица хлебъ ясти повеле ему Господь, а яже ко Адаму реченная, ко всемъ речена быша. И Иисус безъ лености мест от места пешъ преходя тружася нашего ради спасения, образъ далъ намъ» (из «Наказаний» митрополита Даниила).

Труд, требующий усилий, связанный со страданиями, но свободный, направленный на человека (в языке об этом свидетельствует возвратные формы соответствующих глаголов - «трудить себя») воспринимается как деятельность, определяющая нормы человеческого бытия, как самоутверждение личности, субъекта деятельности. Именно ТРУДИТИСЯ, ТРУДЪв исследованиях памятников древнерусского языка XIII-XV вв. отмечаются как наиболее частотные слова в обобщенном значении трудового процесса. ТРУДИТИСЯ используется по отношению к жизни не только монахов и православных подвижников, но и обычных людей с их каждодневными заботами, обозначая при этом свободный, не подневольный труд. Широкое распространение этого глагола объясняется большим влиянием средневековых монастырей на развитие рус­ской культуры. В отличие от западноевропейского городского типа культуры, древнерусская культура сложилась во многом как культура монастырская, где противоречия между богословско-церковным и повседневно­-практическим уровнями сознания снимались в форме охвата различных сфер человече­ской деятельности аскетическим монастырским мировосприятием. О влиянии монастырской культуры на древнерусскую культуру пишут историки и культурологи, об этом также свидетельствует развитие содержательной структуры и употребления слов ТРУДИТИСЯ, ТРУДЪ. В последующие исторические периоды наметившаяся тенденция в их значении и употреблении продолжится - от номинации физических усилий, страдания к развитию обобщенного значения трудовой деятельности, которая при этом не утратила духовно-нравственного смысла и в современном русском языке воспринимается как значимая и ценная.

Слова РАБОТАТЬ, РАБОТА, сближаясь по значению со словами ТРУДИТЬСЯ, ТРУД,в процессе исторического развития языка и общества под влиянием христианской культуры (ср. из «Поучений» Феодосия Печерского: «Слышали ведь, как Павел глаголет… “Кто не работает, пусть не ест”») постепенно утрачивают негативные оценочные значения, связанные с подневольной, рабской, недостойной работой. РАБОТАТЬ, РАБОТА становятся в русском языке нейтральным средством для обозначения обыденного трудового процесса и профессиональной деятельности, сохранив при этом некоторые особенности значения наемной работы, для заработка, «по долгу, нужде». Развитие значения РАБОТАТЬ от выражения подневольного тяжелого труда к широкому пониманию работы как естественной формы существования человека сопровождается расширением употребления этого глагола и на учреждения («Аптека работает и в воскресенье»), механизмы («Телевизор не работает. Станок работает бесшумно»), отдельные органы живого организма («Сердце хорошо работает»). Для ТРУДИТЬСЯ такое расширение значения не характерно, он выражает лишь человеческую деятельность.

Сходные с глаголом РАБОТАТЬ содержательные изменения пережили лексемы со значением трудовой деятельности во многих европейских языках. Так, в немецких этимологических словарях отмечается генетическая связь глагола arbeiten со славянским «работать» в значении ‘работать как раб’. Общегерманское Arbeit в значении ‘тягота, нужда, тяжелый физический труд’ под влиянием христианских идей, теряя отрицательную оценку, становится нейтральным обозначением трудовой деятельности человека. Но ни в одном из современных европейских языков, в том числе и славянских, нет глагола, похожего на глагол ТРУДИТЬСЯ, сохранившего и в современном русском языке возвышенную, духовную, этическую оценку трудового процесса человека. Вряд ли ленивый и пассивный народ, как иногда пишут о русском народе западные культурологи, мог бы сохранить в своей культуре и языке возвышенно-этическое понимание предназначения труда и не растратить духовно-нравственного отношения к нему, зародившегося с принятием христианства и укрепившегося в средние века.

История двух русских глаголов ТРУДИТЬСЯ и РАБОТАТЬ (и производных от них имен ТРУД и РАБОТА) запечатлела в языке формирование православной этики труда. Ориентация в средние века на монашеский идеал и в мирской жизни сформировало на Руси понимание святости труда как общей категории религиозного сознания. Труд считался благим делом, основой нравственности человека, но только тот труд, который не заслонял главной цели жизни человека - стремления «жить в Боге», по Евангельским заповедям и не вел к победе материального над духовным. Многие отечественные философы и историки отмечают недостаток внимания православной культуры (в отличие от католической и лютеранской) к повседневному труду, к так называемому «среднему» уровню культуры. Тем фактом, что хозяйственным, профессиональным и социальным вопросам труда в Православии традиционно уделялось меньшее внимание, чем вопросам духовным, не преминули воспользоваться социалисты-марксисты, учение которых в конце XIX - начале XX получило быстрое и победное распространение в России, приведшее к атеистической социалистической революции.

Часто можно услышать или прочитать о том, что именно социализм возвеличил нравственное значение труда, положив его в основание хозяйственно-экономического строя, подняв труд до вершины нравственного подвига. Ссылаясь на то, что советский лозунг и принцип «Кто не работает, тот не ест» является скрытой цитатой из Нового завета (из послания апостола Павла), иногда проводят аналогию между социалистическим и христианским отношением к труду как к нравственному подвигу. О последнем вроде бы свидетельствует и социалистическая риторика, ср.: «Слава трудовому народу! Герой социалистического труда, трудовые подвиги, трудовая доблесть, ударный труд» и др. О политической и идеологической стороне этой проблемы, о двойной морали того времени много написано. Например, А.И. Солженицын резко выступал против высокой положительной оценки трудовой политики в эпоху социализма, напоминая о разрушении мотивации к труду, о том, что «труд именно при “социализме ” стал заклятым бременем», прежде всего для крестьянства, о насильственных трудовых мобилизациях горожан, о тяжелом женском труде и т.д., так что нет необходимости подробно останавливаться на этом вопросе. Но мы хотим показать - при помощи лингвистического анализа социалистической риторики - принципиальные различия в социалистическом и православном понимании ТРУДА.

В материалах КПСС, официальных и газетных текстах того периода (отдающих предпочтение возвышенно-духовному слову ТРУД, причем отвлеченному существительному, а не более конкретному глаголу) о труде говорится как о высшей и абсолютной ценности, мере смысла человеческой жизни. Ср. лозунг и задачу, поставленную на одном из съездов КПСС: «Способствовать превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека!». Ср. также отрывок из материалов одной из партийных конференций, в котором «участие в труде» выступает как конечная цель этого процесса, как наивысшая ценность: «Участие в общественном труде стало неотъемлемой чертой образа жизни советской женщины. Начиная с 1970 года среди рабочих и служащих женщины составляют 51%. И хотя к началу 70-х годов процесс привлечения женщин к труду в общественном производстве был в основном завершен, ежегодно 2/3 вновь вовлекаемых в производство граждан за 70-е и начало 80-х г.г. составляли женщины. В настоящее время почти все трудоспособные женщины используют гарантированное им право на труд по способности». Цель труда в официальных и публицистических текстах того времени определяется «на благо родины», характеризуются параметры труда - производительность, качество, объем, нормы труда, социалистическое отношение к труду и т. д. Но сам конкретный производитель труда, субъект трудового процесса, отдельная личность при рассуждениях о труде отодвигается на задний план, приобретает инструментальную функцию в обезличенном трудовом процессе. Инструментальную функцию человека актуализируют термины политэкономии социализма типа «трудовые ресурсы, трудовые резервы». Социалистическая пропаганда была направлена на формирование послушного производителя, обезличенного «винтика» в системе, на формирование рычагов управления им как инструментом в коллективном процессе, цель которого связана с завуалированными политическими и экономическими интересами власть имущих.

Напротив, в Православии труд, а не человек, выполняет инструментальную функции, цель труда - конкретная личность, трудящийся человек. Труд направлен на очищение человеческой души от страстей и пороков, на совершенствование человека и восхождение его к святости. Поэтому, как говорит Игнатий Брянчанинов, не любой труд полезен: «Что значить трудиться в разуме ? Значит - нести труд монастырский, как наказание за свою греховность, в надежде получения прощения от Бога». Если же человек трудится «с тщеславием, с хвастовством, с уничижением других», то «как бы он ни был усилен, долговремен, полезен для обители в вещественном отношении, не только бесполезен для души, но и вреден, как наполняющий ее самомнением, при котором нет места в душе ни для какой добродетели».

Как мы видели, анализируя выше значение и сочетаемость слов ТРУДИТЬСЯ, ТРУД, многое из высоконравственного и духовного понимания ТРУДА нашими предками вошло в современный русский язык. «И хотя ни в литературном языке, ни в диалектах труд больше не воспринимается как мученический подвиг, однако ценность его определяется именно этой этической мотивацией… Уважение к бескорыстному труду, несмотря на все тяготы и страдания, составляет основу нравственности человека, формирует глубинные основы его отношения к жизни» (Т.И. Вендина. «Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры»).

Представления о судьбе слов (и понятий) ТРУД, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, РАБОТАТЬ в русском языке были бы неполными, если не рассмотреть вопрос об особенностях их употребления в публицистике последних, бурных и «рыночных», 10 - 15 лет. Язык, как живой и чуткий организм, реагирует на все изменения в социально-экономических и морально-нравственных настроениях общества. Политические и социально-экономические потрясения, пережитые российским обществом последних двух десятилетий, привели в частности к снижению официальности средств массовой коммуникации, усилению спонтанности русской публичной речи, к ослаблению ее норм, жаргонизации, расцвету языковой игры, распространению сниженных форм выражения. Это не могло не сказаться и на употреблении рассматриваемых слов. ТРУДИТЬСЯ с его возвышенно-этическим потенциалом в современных газетных текстах часто используется иронически по отношению к деятельности незначительной, бесполезной и даже противоправной. Например: «Один из мошенников, по совместительству трудившийся в местном отделении милиции, разработал новый план». Ирония может возникнуть вопреки намерениям автора, желающего при помощи глагола ТРУДИТЬСЯ придать значимость той деятельности, о которой он говорит. Поэтому в справочнике для депутатов Госдумы «Культура парламентской речи» (1994) не рекомендуется употреблять ТРУДИТЬСЯв обыденной речи, например, говорить «Он трудится в аппарате правительства»; «У нас в отделе трудится 20 человек»(вместо него советуют использовать нейтральный глагол РАБОТАТЬ). Отметим, что РАБОТАТЬ в современных газетных текстах для обозначения общественно бесполезной деятельности употребляется часто без иронии - РАБОТОЙ может называться любая деятельность, являющаяся источником дохода для субъекта действия или кем-то заказанная (Ср. «Они работали в основном в электричках или на вокзалах» - о профессиональных нищих. «Здесь работал профессионал» - о киллере). В следующем примереирония возникает как результат нарушения причинно-следственных отношений между работой и получением дохода: «Люди делятся на тех, кто работает и кто зарабатывает».

Но современный человек, как наследник культуры наших предков, тонко чувствует различия между РАБОТОЙ как вынужденной формой человеческого существования и свободным, творческим ТРУДОМ. Об этом красноречиво свидетельствуют отрывки из статьи, написанной в наше кризисное время: «Современный рынок, на котором каждый работник, каждая организация пытается сделать продукцию товаром, то есть найти партнёра, способного к обмену, отличается потрясающе высоким уровнем конкуренции. Поэтому нелегко найти того, кто согласится взять твой продукт, кто согласится признать его товаром, кто ободрит тебя - ты трудился, а не просто работал, и воздаст тебе эквивалентом труда за труды. Да и не каждую работу удаётся сполна воплотить в труд: где-то ошибся, где-то схалтурил, а чаще умения не хватило... «Да и нужно ли трудиться?», - вкрадётся шальная мысль... Возникает соблазн халтуры, то есть формальной деятельности, исполнения работы и попытки продать её результаты, выдав работу за труд… Но восполнят мне лишь ту часть работы, которую покупатель признает трудом. И будет урок - трудись больше, трудись лучше» (А. Белковский, journalisti.ru). Этими словами я и заканчиваю свои размышления о сущности ТРУДА и РАБОТЫ в русском языке - языке русской культуры.


© Все права защищены

Почти 200 лет назад учеными впервые было введено в экономическую терминологию понятие "живой труд", рассматриваемое как чисто субъективное существование труда, т.е. труд не как предмет, а как вид деятельности человека (рис. 1.3).

Деятельность человека – это активный процесс, в котором реализуется его физический и умственный потенциал, воздействующий средствами труда на предмет труда для создания материальных и духовных благ (товаров и услуг), удовлетворяющих личные и общественные потребности.

В каждый момент жизни человек находится в одной из двух фаз (состояний) –деятельности или бездеятельности.

Бездействие – пассивный процесс, связанный с периодами восстановления работоспособности (сон, пассивный отдых), а также с периодами вынужденного (время тяжелой болезни, заключения под стражу и др.) или добровольного бездействия (рис. 1.4).

Термин "деятельность" имеет широкое значение. Так, в английском языке понятию "деятельность" соответствует слово "activity", которым называется любой вид практической или познавательной активности. Однако не все проявления человеческой жизненной активности могут быть отнесены к деятельности, представляющей собой высшую форму проявления активности человека, которая регулируется сознанием и находится в прямой зависимости от его (субъекта) состояния. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью... Подавляющая часть деятельности людей осуществляется осознанно, на основе внутренне аргументированных побуждений.

Рис. 1.3. Соотношение понятий "труд" и "деятельность"

Рис. 1.4.

Труд – это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или, по крайней мере, потребляемых обществом) продуктов: материальных или духовных , т.е. понятие "деятельность" шире понятия "труд", так как не всякая деятельность может быть трудом.

По своей сути деятельность выступает как одна из форм существования людей, процесс проявления внутренней (психической) и внешней (физической) активности, направленный на удовлетворение каких-либо потребностей. Ее элементами являются:

  • субъект, проявляющий свою активность (это отдельный человек или любая общность людей, которая представляет собой целостное образование);
  • объект, на который направлена активность (предмет, человек, явление, на которое направлена деятельность);
  • активность как состояние, которое является динамической образующей деятельности.

Деятельность как социальная категория отражает материальное и предметное преобразование объекта, сопряженное с его духовным осмыслением в виде цели, плана, замысла, что и позволяет активизировать ее. Через деятельность человек определяет свое место в жизни и утверждает свою общественную природу. Таким образом, подлинная деятельность, как правило, связана с преобразованием действительности и охватывает труд физический, умственный, другие формы (психическую деятельность и т.д.).

В экономике труда трудовая деятельность анализируется главным образом с точки зрения выполнения функциональной роли работника и нередко отождествляется только с производственной деятельностью. Под ней подразумевают прежде всего целесообразный ряд операций и функций, который в определенных условиях приводит к заранее заданному результату. Трудовая деятельность в этом плане характеризуется тем, что она:

  • связана с технологическим процессом;
  • в большей степени с профессиональными качествами, должностными обязанностями работника, чем с личностными характеристиками;
  • относительно жестко регламентирована во времени и пространстве, алгоритмизирована;
  • задана конкретными параметрами, конечной целью (создание материальных благ, оказание различных услуг, производство научных идей, накопление и передача информации и т.д.), заранее определена.

Деятельность в психологическом и социальном смысле представляет собой форму взаимосвязи личности с окружающей социальной и природной средой, форму конкретного бытия людей в конкретных социальных условиях.

Изменения в трудовой деятельности, наличие которых экономисты признают более или менее единодушно, следующие: снижение занятости в производственном секторе, феминизация, рост временной занятости, увеличение доли квалифицированных работников. Остановимся на последнем более детально.

В мире наблюдается рост роли умственного труда и уменьшение физического. За последние 100 лет доля физического труда в экономически развитых странах снизилась с 90 до 10%, а в ближайшие годы, по прогнозам специалистов, она снизится до 5% . В 1990 г. работники профессий преимущественно творческого типа (специалисты, административно-управленческий персонал, рабочие высшей квалификации и др.) в США, Японии, Великобритании, ФРГ составляли от 40 до 50% общей численности занятых, а к 2020 г. эти показатели уже составят 55–60% , что характерно для индустриального типа развития.

Процесс кризисного финансово-экономического развития мировой экономики в XXI в. на базе информационно-компьютерной технологии приведет к созданию качественно новой цивилизации, движущей силой которой станут не просто труд и промышленность, а "знание – информация – высокие технологии – человеческие ресурсы" (knowledge economy – экономика знаний) и переход к обслуживанию в самом широком смысле . Наука и высокие технологии больше не рассматриваются как враждебные человеку и его естественному окружению, а направлены на формирование ресурсосберегающей (экоразумной) экономики, трудосберегающего производства и электронно-информационной культуры.

Сегодня наука и ее результат – знания – уже стали непосредственной производительной силой. Знания все увереннее оттесняют на второй план традиционные факторы экономического развития (капитал, труд, землю) и становятся главным источником общественного богатства. Но знания не могут быть оторваны от своего носителя – человека. Вполне обоснованно можно утверждать, что сегодня должны усиливаться гуманизация и социализация и экономики, и общества в целом. Первое место в стратегии устойчивого развития современного общества должны занимать целевые установки, связанные с укреплением здоровья населения, увеличением активной продолжительности жизни, повышением уровня образования, развитием науки, повышением качества жизни в целом .

Меняется само понятие "производство" как форма проявления трудовой деятельности, ассоциируемое в традиционном представлении с созданием материальных благ. В постиндустриальном обществе к производству следует относить:

  • 1) духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука...);
  • 2) производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, СМИ, планирование – экономика, управление крупными социально-экономическими системами и т.д.);
  • 3) производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем ...);
  • 4) материальное производство (оперативно-гностическое – обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое – организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда – транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда и т.д.) .

В постиндустриальном обществе информация и знание как видоизмененные формы труда, доступные массовому потреблению, становятся системообразующим фактором новой социаль-

Рис. 1.5. Информационная эпоха

По дисциплине «Регламентация и нормирование труда

Курс лекций

Т.А. Самылкина

Использование связей между публикациями для выявления структуры областей знаний, наблюдения и прогнозирования

Информационный блок, для обслуживания индивидуальных исследований и научных организаций

8. Дайте понятие «междисциплинарного исследования» (Междисциплинарное исследование – это организация исследовательской деятельности, предусматривающая взаимодействие, изучение одного и того же объекта разными научными дисциплинами.)

Тема 1. Понятие труда. Характер и содержание труда.

С точки зрения регламентации и нормирования труда производственные процессы чаще всего рассматривают как совокупность процессов труда по созданию определенного вида продукции. При этом процессы труда могут сочетаться с естественными процессами. Но и в этих случаях основу производства составляет труд.

Поэтому «труд» относят к важнейшим базовым экономическим категориям, используя которую можно определить ряд других важнейших категорий в экономике. Например, «производство» – это сфера применения труда, «капитал» есть накопленный труд, «прибыль» представляет собой денежный эквивалент преобразованного труда и т.д.

По этим и другим причинам, связанным с пониманием дисциплины «Регламентация и нормирование труда», необходимо определиться с понятием "труд», его сущностью, характером, содержанием и характеристиками.

Понятие «труд» трактуется в экономической литературе в двух различных аспектах: как экономический ресурс и как вид деятельности .

Первый подход связан с именами Джеймса Милля (1773–1836) и Карла Маркса (1818–1883), которые рассматривали труд, как особую деятельность, где субъект труда не просто человек, а работник , для которого труд – источник существования, источник дохода, т. е. деятельность не ради удовольствия.

Особым свойством труда К. Маркс определил «отчуждение продукта труда », которое означает, что результат труда работнику не принадлежит. В обмен он получает материальное вознаграждение.

Этот подход обосновывает ведущую роль
человеческого труда в системе факторов производства. Объясняется это тем, что производительной силой обладают только люди, производящие те или иные блага с помощью вещественных
факторов производства. Сами по себе, не охваченные человеческим трудом и не приведенные им в действие, эти факторы никакой самостоятельной производительностью не обладают.

Следуя данной точке зрения, можно заключить, что и при современном
уровне производительных сил, при определяющей роли знаний и информации, при развитии информационных и коммуникационных технологий нет никаких оснований говорить об утрате трудом роли
важнейшего фактора производства. Информация сама по себе ничего не производит. Только труд обеспечивает интеграцию информации, средств производства, технологии, т.е. без него невозможен
процесс производства.



Второй подход связан с именем Альфреда Маршалла (1842–1924), основателя Кембриджской школы политэкономии, который в своей работе «Основы (Принципы) экономической науки» (1890) впервые выделил четыре вида экономических ресурсов: земля, капитал, труд, организация производства. Труд как один из видов экономических ресурсов Маршалл предложил рассматривать «как всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо полезного результата...» .

При этом Маршалл подчеркивал, что в производстве существует только два базовых фактора: природа и человек, а капитал и организация производства – это результат деятельности человека. Современные экономисты, следуя за Маршаллом, обозначают четыре вида экономических ресурсов: земля, капитал, труд, предпринимательские способности.

Согласно этому подходу невозможно
приписывать труду какие-либо особые преимущества по сравнению с другими факторами производства. Более того, в процессе
развития современной рыночной экономики значение труда как
фактора производства снижается. Этот вывод обосновывается
двумя аргументами.

Во-первых, в условиях современной НТР и постиндустриальной экономики труд человека достаточно быстро замещается другими факторами производства. Внедрение комплексной механизации, автоматизации, компьютеризации производства ускоряет процесс вытеснения труда из сферы производства.

Во-вторых, в современной рыночной экономике отсутствует
прямая, непосредственная связь между величиной затрат труда
и показателями хозяйственной деятельности предприятия (выручка от реализации, прибыль, рентабельность). Достаточно сдержанно оценивается и роль
труда в развитии общества и человека.

Отечественная экономическая школа в целом всегда придерживалась первого подхода, где понятие труд интерпретируется в традиционно классической форме, а именно: как процесс сознательной человеческой деятельности, направленной на определенную цель, благодаря которой человек видоизменяет природные предметы для удовлетворения собственных потребностей и нужд семьи.

Отправной точкой отечественных экономистов при первом подходе являются работы К. Маркса, где категория "труд" получила достаточно подробную характеристику. В частности, К. Маркс писал: "...труд, как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость..."

Анализируя процесс материального производства, К. Маркс подчеркивал, что "труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Принимая в целом эту точку зрения, отечественные экономисти в разные периоды развития экономической науки и, прежде всего, экономики труда, внесли свой вклад в трактовку понятия «труд». Так, в учебной литературе советского периода наиболее часто можно встретить следующую трактовку рассматриваемого понятия. "Труд" – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом.

Именно в создании материальных благ и услуг заключенасущность труда. Она остаётся неизменной в любых экономических условиях и способах производства.

В современных учебниках можно встретить определение данного понятия, которое в явном виде раскрывает двойственную природу труда, а именно: труд – это целесообразная деятельность людей, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой и отношением между людьми в процессе и по поводу производства.

Также можно встретить следующую трактовку понятия. В самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу деятельности по превращению располагаемых им природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый для личного или общественного потребления продукт.

И, наконец, в одном из современных учебников по экономике труда понятие "труд" трактуется как целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг .

Существенные особенности труда как процесса, вытекающие из приведенных определений, состоят в следующем.

1. Труд – это процесс целенаправленного воздействия людей на природу для удовлетворения определенных потребностей.

В ходе трудовой деятельности человек познает окружающую среду и видоизменяет ее в соответствии с заданной целью.

2. По своей сути труд является общественным процессом, так как цель трудовой деятельности людей - удовлетворение потребностей общества в целом, а не только конкретного человека.

Трудовая деятельность всегда должна быть направлена на удовлетворение в первую очередь общественных потребностей через волю и личные потребности людей, а не наоборот, поскольку труд – это коллективная деятельность людей, их первое и основное условие социального существования.

Осознание необходимости труда как базовой общественной ценности не может восприниматься человеком автоматически, восприимчивость к труду приобретается лишь в ходе длительного воздействия со стороны общества. Человечество на протяжении всей своей истории занималось поиском способов заставить человека трудиться на общество.

3. Всякий процесс труда неизбежно сопровождается установлением трудовых отношений или социально-трудовых отношений (определенных отношений между его участниками), что предопределяет двойственную природу труда – технико-технологическую (естестенно-техническую) и социальную.

В современном производстве человек труда рассматривается не только как владелец рабочей силы, но и как носитель определенных социально-трудовых отношений. С этой точки зрения труд рассматривается как такая целесообразная, сознательная и общественно-полезная деятельность человека, в которой важную роль играет его поведение по отношению квещественным факторам производства, а также коллегам по совместному труду.

4. Труд есть: важнейший элемент процесса адаптации человека к среде обитания; фактор воздействия на внешнюю среду и собственную человеческую природу.

Труд не только создает продукцию, но и формирует самого работника.

Таким образом, разные трактовки отражают развитие взглядов на процесс труда, что обусловлено развитием способа производства.

В любом процессе труда всегда присутствуют основные элементы – предмет труда, средства труда, продукт труда. Взаимодействие основных элементов процесса труда можно представить в виде следующей схемы:


Предметы труда всё то, что видоизменяется, перерабатывается (земля, её недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия). Другими словами, предметы труда - это то, что составляет материальную основу
будущего продукта труда. Они могут даваться природой (водные, лесные ресурсы, полезные ископаемые) либо
быть результатом переработки в процессе труда (сырье, полуфабрикаты). К предметам труда также относят объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.

Средства труда всё то, что используется, применяется, с помощью чего воздействуют на предметы труда (машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки, средства программного обеспечения, организационная оснастка рабочих мест).

По своему составу средства труда неоднородны и подразделяются на такие группы:

1. Орудия труда - органы непосредственного воздействия
человека на предмет труда (рабочие машины, оборудование, инструменты). Именно они в наибольшей мере определяют и характеризуют степень овладения людьми
 силами природы. Развитие орудий труда - показатель технического прогресса. Главный отличительный признак каждой исторической эпохи в развитии производства состоит в степени развития орудий труда.

2. «Сосудистая система производства » - различные емкости для хранения предметов и продуктов труда (чаны, цистерны,
трубы, бочки, сосуды, тара и т.п.).

3. Объекты производственной инфраструктуры , обеспечивающие необходимые условия для нормального хода процесса производства (здания, сооружения, дороги, транспортные средства, хранилища, каналы). Земля также является средством труда. В этой роли она выступает, прежде всего, как место, на котором совершается труд,
и как естественная сила, поставленная на службу человеку (носительница естественных свойств, используемых в земледелии для выращивания различных культурных
растений). К средствам труда относятся и другие естественные силы,
используемые в производстве, например, пар, электричество,
химические, ядерные реакции и т. п. В современном производстве применение этих сил получает широчайшее развитие.

Окружающая среда рассматривается с точки зрения обеспечения безопасности труда, соблюдения требований к условиям труда (санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические).

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей организма и личности человека, используемых им в процессе труда при производстве товаров и услуг.

Другими словами, "рабочая сила" – это совокупность физических и духовных качеств, которыми обладает организм, живая личность и которые пускаются человеком в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости.

Связи между орудием и предметом труда образуют технологические операции и технологические процессы, а связи работника с орудиями и предметами труда – трудовые операции и трудовые процессы. В совокупности они составляют производственный процесс как процесс производства продукции. Эти взаимосвязи показаны на следующей схеме:


Продукт труда является результатом взаимодействия элементов процесса труда. На него "переносятся" основные элементы процесса труда (предметы и средства труда, рабочая сила) в стоимостной форме. Именно труд выполняет эту важную функцию (создание не только потребительной стоимости, но и стоимости).

Из определений труда следует, что труд есть целесообразная деятельность. Это означает, что понятие «труд» взаимосвязано с понятием «деятельность». Однако следует различать понятия «труд» и «деятельность».

Под деятельностью понимается любая целесообразная внутренняя
(психическая) и внешняя (физиологическая) активность человека.

Деятельность может быть как трудовой, так и нетрудовой. Понятие «деятельность» является более широким, так как труд это не всякая, а целесообразная деятельность, направленная на создание определенных
общественно полезных материальных или духовных благ . Трудовая деятельность складывается из совокупности решаемых задач и выполняемых работ.

Выделяют два основных критерия различия трудовой и нетрудовой деятельности.

Первый критерий - связь с созиданием благ (материальных
или духовных). Деятельность, не имеющая этой связи, не относится к трудовой. Например, такие виды деятельности, как прием пищи, лечебные процедуры, путешествия, прогулки, игры,
отдых, играют важную роль в развитии человека, восстановлении его работоспособности, воспроизводстве жизнедеятельности, однако трудом не являются, поскольку связаны с потреблением, а не с созиданием благ.

Второй критерий - легитимность (законность) деятельности.
Трудом можно считать только разрешенную законом деятельность. Запрещенная же деятельность (торговля наркотиками,
работорговля) не является трудовой.

Таким образом, понятия «труд» и «трудовая деятельность» взаимосвязаны. Труд, как деятельностный процесс, всегда выполняется под воздействием внешней среды прямым либо опосредованным путем. Это обусловлено, во-первых, целесообразностью трудовой деятельности, а во-вторых, вынужденным характером труда в силу обеспечения общественной выживаемости. Этим трудовая деятельность отличается от деятельности человека ради собственного удовольствия.

В силу этих обстоятельств человеческая практика выработала следующие формы необходимости труда :

Экономическая неизбежность - человек в обмен на те или иные материальные блага вынужден продавать свою возможность и способность трудиться;

Социальная неизбежность - человек трудится ради приобретения социального статуса, для нахождения своей социальной ниши в обществе;

Моральная неизбежность - человек получает желаемое одобрение со стороны других через свою трудовую деятельность.

Кроме того, целые исторические эпохи были связаны с рабским трудом. Это было прямое насильственное принуждение к труду . В сису распространенности принудительного труда и в современную эпоху была принята Конвенция МОТ No 29 «О принудительном или обязательном труде», которая вступила в силу 1 мая 1932 года и была ратифицирована в Советском Союзе. Она определяет такой труд, как всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно.

Вместе с тем в п. 2 ст. 2 Конвенции были установлены пять исключений для некоторых работ, на которые не распространяется понятие принудительного или обязательного труда. К этим исключениям относятся:

1) всякая работа или служба, связанная с обязательной военной службой и применяемая для работ чисто военного характера;

2) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны ;

3) всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;

5) всякие мелкие работы общинного характера , выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

С категорией «труд» тесно связана категория «рабочая сила». Можно сказать, что рабочая сила - это потенциальный труд, а труд - это реализовавшая себя рабочая сила. Различают биологическую и организационно-технологическую формы проявления трудовой деятельности.

Биологическая
форма заключается в расходовании в процессе труда энергии человека, а организационно-технологическая - в системе взаимодействия работника с вещественными факторами производства. Однако две эти внешние формы проявления трудовой деятельности в полной мере не раскрывают богатства содержания
категории «труд».

Ключевой характеристикой труда является его общественная природа . В процессе труда работники вступают в определенные отношения друг с другом. Труд отдельного работника есть
частица совокупного общественного труда. Даже там, где внешне процесс труда представляется совершенно обособленным,
изолированным от общества процессом, при более внимательном
рассмотрении всегда обнаруживаются взаимосвязи и взаимозависимости между различными производителями.

В то же время
многие экономисты отрицают общественную природу труда.
В западной экономической теории на протяжении уже достаточно длительного периода широкую популярность сохраняет метод «робинзонад».

Апеллируя к известному
герою классической литературы Робинзону Крузо, многие экономисты видят в нем убедительное доказательство индивидуального, а не общественного характера труда. Ведь сумел же Робинзон Крузо прожить один на необитаемом острове более 20
лет. Поэтому рассмотрение в качестве исходной методологической предпосылки именно отдельного изолированного индивида
как ключевой фигуры в анализе экономических явлений получило название метода «робинзонад».

Между тем пример Робинзона Крузо доказывает как раз обратное. Этот герой потому
и выжил в столь экстремальных условиях, что в процессе своей
трудовой деятельности сумел успешно использовать все те знания, умения и навыки, которые он получил в обществе.
К тому же Робинзон имел в распоряжении значительное количество разнообразных орудий труда, которые он перетащил на остров с затонувшего корабля.

Следовательно, безусловной предпосылкой процессов труда
и производства выступает общество , а не изолированный от него
индивид. Производство всегда есть производство общественное.

Характер и содержание труда.

Двойственная природа труда проявляется в таких его категориях как "содержание" и "характер".

Характер труда определяется всей совокупностью отношений , которые устанавливаются между участниками процесса труда. Он выражает отношение человека к своей трудовой деятельности, которое задается системой производственных отношений.

Различают общие и частные признаки характера труда.

Общие признаки характера труда отражают, в каком отношении находятся работники к средствам производства, продукту своего труда, степень принудительности труда, проявление общественной природы труда. Это означает, что категория «характер труда» выражает тип его общественной организации и отношение работников к труду. Характер труда определяется типом собственности как на средства производства, так и на
рабочую силу, всей системой производственных отношений общества.

К. Маркс подробно
проанализировал систему капиталистических производственных
отношений и обусловленный ею характер труда при капитализме. В этой системе
доминирует наемный труд. Рабочая сила становится товаром. Для этого требуется наличие
двух условий.

Во-первых, владелец рабочей силы должен быть
юридически свободен. Для сохранения отношений купли-продажи рабочей силы ее владелец должен продавать свою способность
к труду только на определенный срок, а не навсегда. В противном
случае он превратился бы из свободного человека в раба, из товаровладельца - в обычный товар.

Во-вторых, рабочая сила становится товаром, если ее владелец лишен средств производства, а значит, и средств существования.

Поэтому процесс труда выступает как
процесс потребления капиталистом рабочей силы наемного рабочего. Процесс труда характеризуется здесь двумя особенностями.

Во-первых, он совершается для капиталиста и под контролем капиталиста. Капиталист монопольно владеет средствами производства и в течение рабочего времени распоряжается
рабочей силой, которую он приобретает как товар.

Во-вторых,
созданный в процессе производства продукт принадлежит не непосредственному его производителю - наемному рабочему, а работодателю.

Процесс потребления рабочей силы и есть процесс
производства товаров и новой стоимости. В отличие от других
товаров рабочая сила в процессе ее потребления создает новую
стоимость , и притом большую, чем она сама имеет. Избыток
стоимости, созданный трудом рабочего сверх стоимости его рабочей силы, составляет прибавочную стоимость.

Отличительная черта капиталистической эксплуатации заключается в замаскированном, завуалированном характере принудительного труда наемного рабочего. Личная свобода рабочего
и продажа им своей рабочей силы затушевывают, маскируют
принудительный характер его труда, зависимость рабочего от
капиталиста, безвозмездное присвоение последним прибавочного
продукта труда рабочего.

Представители современной западной экономики исходят из того, что именно рыночная экономическая система (термин «капитализм» используется все реже и реже) создает наиболее благоприятные условия для свободного и эффективного труда. Рыночная экономика
обладает несомненными преимуществами перед любой другой
экономической системой, функционировавшей на разных этапах истории человечества. Каковы ее преимущества?

1. Рыночная система является саморегулирующейся. Она способна перестраивать себя, приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. В рыночной экономике постоянно поддер¬
живаются целостность системы и ее
внутреннего устройства. Реагируя на изменения внешней среды,
она в то же время остается самой собой, что создает основы для
стабильного общественного развития.

2. Рыночная экономика обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности использования всех факторов производства,
в том числе и труда. Об этом свидетельствует отсутствие в данной
системе как излишков, так и дефицита товаров, следовательно,
все имеющиеся в экономике ресурсы расходуются только на производство необходимых благ и в нужном количестве.

3. Рыночная система предполагает наиболее полное соблюдение как экономических, так и политических прав и свобод граждан. Она исключает любые разновидности принудительного труда. Каждый индивид может реализовать свои способности в качестве либо предпринимателя, либо наемного работника. Это развивает частную инициативу и, следовательно, создает мощные импульсы к экономическому развитию. Если индивид не желает работать, никто не может принуждать его к труду. В то же время
свобода выбора предполагает и ответственность. Каждый индивид
в рыночной экономике в полной мере несет ответственность за
свои нерациональные, непродуманные действия.

4. Рыночная экономическая система предполагает приоритет не производителя, а потребителя. Это означает, что оценку
эффективности и качества труда дает не какой-либо административный орган, не вышестоящая инстанция, а сам потребитель
того или иного блага либо услуги.

Сторонники рыночной системы организации общественного
труда не исключают наличия в ней проявлений эксплуатации
и несправедливости. Однако они обусловлены не природой рыночных отношений как таковых, а существованием серьезных
препятствий и ограничений для их развития (господство монополий в экономике, ограниченная мобильность рабочей силы из-за отсутствия развитых рынков труда, жилья и недвижимости,
дискриминация работников по признакам национальности, пола, возраста, образования и др.). Поэтому государство должно
принимать все необходимые меры для устранения всех препятствий и ограничений, создания максимально благоприятных
предпосылок для функционирования рыночной системы.

Частные признаки характера труда отражают особенности содержания труда, специфику функционирования рабочей силы – труд производительный или непроизводительный, творческий или нетворческий, умственный или физический, сложный или простой и др.

Содержание труда - это характеристика организационно-технической стороны трудового процесса. Она выражает функциональные
особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные применяемыми средствами и предметами труда, а также
формой организации самого производственного процесса. Содержание труда характеризует распределение различных функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Именно содержание трудовых операций определяет функциональное содержание той или иной профессии.

Особенности конкретного трудового процесса охватывают степень
ответственности и сложности труда, уровень технической оснащенности производства, соотношение исполнительских и творческих функций, умственного и физического труда, степень
разнообразия трудовых операций и др.

Главным фактором, влияющим на изменение содержания труда, выступает научно-технический прогресс. Это обусловлено тем, что категория «содержание труда» раскрывает ключевые особенности процесса труда
с точки зрения производительных сил. Каждая новая ступень
развития производительных сил общества обусловливает существенные изменения в содержании труда.

Его развитие создает благоприятные условия для самореализации личности в процессе труда и в то же
время предъявляет постоянно повышающиеся требования к образованию и квалификации работника, ко всем другим компонентам его личностного потенциала.

Современная научно-техническая революция, использование
принципиально новых средств производства и технологий принципиально меняют содержание труда. Постоянно растет уровень
технической вооруженности и квалификации труда. Высококвалифицированный труд, требующий органического сочетания физических и умственных усилий, вытесняет неквалифицированный и малоквалифицированный ручной труд.

Происходят существенные изменения в самой структуре трудового процесса, что
обусловливает преобразование производственных функций работников. В их трудовой деятельности увеличивается роль и значение интеллектуальных усилий, связанных с функциями контроля, активного наблюдения, переработкой поступающей информации о ходе технологического процесса. Это приводит к большему
сближению и взаимопереплетению умственного и физического
труда.

Таким образом, следствием технического прогресса является возрастание роли умственных элементов в процессе труда, так как этот процесс "освобождается" более совершенными средствами труда от ограниченных возможностей человеческого организма (особенно в крупном машинном и автоматизированном производстве). Эта тенденция способствовала появлению такого понятия как "содержательность труда".

Введение…………………………………………………………………….……3

  1. Основные понятия о труде.………………………..…………………...4
  2. Виды и границы разделения труда...…………………………………...6
  3. Условия труда……………………………………………………………9
  4. Предмет экономики труда……………………………………………...12
  5. Связь экономики труда с другими науками…………………………..16
  6. Заключение………………………………………………………………20
  7. Список литературы……………………………………………………...21

Введение

Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуще­ствляемый и (или) управляемый человеком, либо по принуж­дению (административному, экономическому), либо по внут­реннему побуждению, либо по тому и другому.

Трудовая деятельность людей предполагает их организацию. Под организациейтруда - установление связей и отношений участников производства, обеспечивающих достижение его це­лей на основе наиболее эффективного использования коллектив­ного труда.

Экономика труда как наука изучает закономерности общественной организации труда в связи с его технической организацией и проявление эконо­мических законов в области общественной органи­зации труда.

1. Основные понятия о труде

Труд играет огромную роль в развитии человеческого обще­ства и человека. По утверждению Ф. Энгельса, труд создал самого человека. Исключительное и многостороннее значение труда непреходяще: оно обращено не только в далекое прошлое человечества, его истинная природа и роль с особой силой рас­крываются при социализме с освобождением труда от эксплу­атации и ещё в большей степени проявятся при коммунизме, когда труд станет первой жизненной потребностью каждого человека.

Труд представляет собой целесообразную деятельность чело­века по созданию материальных и духовных благ, необходимых для его жизни. Природа дает для этого исходный материал, который в процессе труда превращается в пригодное для удов­летворения потребностей людей благо. Для такого преобразова­ния веществ природы человек создает и употребляет орудия труда, определяет способ их действия.

В конкретной трудовой деятельности выражается отношение людей к природе, степень господства их над силами природы. Необходимо различать труд как созидатель материальных благ и общественную форму труда.

В процессе производства люди по необходимости вступают в определенные отношения не только с природой, но и друг с другом. Отношения между людьми, которые складываются по поводу их участия в общественном труде, и представляют собой общественнуюформу труда.

Целесообразная планомерная трудовая деятельность людей предполагает их организацию. Под организациейтруда в общем виде понимают установление рациональных связей и отношений участников производства, обеспечивающих достижение его це­лей на основе наиболее эффективного использования коллектив­ного труда. Причем те связи и отношения, которые склады­ваются между участниками производства под воздействием техники и технологии, выражают собой техническую сторону организации труда. Труд организуется и разделяется различно, в зависимости от того, какими орудиями он располагает.

Те связи и отношения участников производства, которые обу­словлены совместным участием и общественном труде, выра­жают социальную сторону организации труда. Отношения между людьми в процессе труда или общественное устройство труда определяются господствующими производственным отно­шениями.

Общественная форма организации труда не существует вне отношении человека к природе, вне определенных техниче­ских условий труда. Вместе с тем и техническая организация труда испытывает на себе решающее влияние общественных условий.

Техническая организация труда и общественная его форма в реальной действительности тесно связаны и взаимообуслов­лены и представляют отдельные стороны единого целого. Лишь в теоретическом анализе их можно выделить и рассматривать порознь, учитывая некоторую специфику их самостоятельного развития.

2. Виды и границы разделения труда

Экономические системы основаны на разделении труда, т. е. на относительном разграничении видов деятельности. В той или иной форме разделение труда существует на всех уров­нях: от мирового хозяйства до рабочего места. Разграничение видов деятельности в экономике страны осуществляется по группам отраслей: сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность, строительство, обрабатывающая промышленность, транспорт, связь, торговля и т. д. Дальнейшая дифференциация происходит по отдельным отраслям и подотраслям. Так, в обрабатывающей промышленности выделяется машиностроение, которое, в свою очередь, структуризируется по видам изготовляемых машин, приборов и аппаратов. Современные предприятия могут быть как диверсифицированными, т. е. выпускать широкий спектр продукции, так и специализированными на отдельных изделиях или услугах. Крупные предприятия имеют сложную структуру, характеризующуюся разделением труда между производственными подразделениями и группами персонала.

По выполняемым функциям обычно выделяют четыре основные группы персонала: руководители, специалисты (инженеры, экономисты, юристы и т. д.), рабочие и ученики.

Основными видами разделения труда на предприятии являются: функциональное, технологическое, и предметное .

Технологическое разделение труда обусловлено выделением стадий производственного процесса и видов работ. В соответствии с особенностями технологии могут создаваться цеха и участки предприятия (литейные, штамповочные, сварочные и др.).

Предметное разделение труда предполагает специализацию производственных подразделений и сотрудников на изготовлении определенных видов продукции (изделия, узлы, детали).

Исходя из функционального, технологического и предметного разделения труда формируются профессии и уровни квалификации.

Профессия характеризуется знаниями и навыками, необ­ходимыми для выполнения определенного вида работ. Состав профессий определяется объектами производства и технологи­ей. В результате технического прогресса происходит постоян­ное изменение перечня и структуры профессий. За последние 20-30 лет наибольшее влияние на профессиональную струк­туру персонала оказало применение компьютерной техники и новых физико-химических методов обработки.

Квалификационное разделение труда определяется раз­личием работ по их сложности. Это, в свою очередь, обуслов­ливает и разные сроки подготовки персонала к выполнению соответствующих функций. Сложность выполняемых работ яв­ляется важнейшим фактором дифференциации оплаты труда. Для количественной оценки квалификации персонала обычно используются разряды единой тарифной сетки, включающей в различных странах 17-25 разрядов.

Профессии и группы квалификации можно рассматривать как виды разделения труда (профессиональное и квалифика­ционное).

Выбор форм разделения труда определяется прежде всего типом производства. Чем ближе производство к массовому, тем больше возможностей для специализаций оборудования и персо­нала на выполнение отдельных видов работ. При выборе наибо­лее эффективного уровня дифференциации производственного процесса должны учитываться технические, психологические, социальные и экономические границы разделения труда .

Технические границы обусловлены возможностями обору­дования, инструмента, приспособлений, требованиями к по­требительским качествам продукции.

Психологические границы определяются возможностями человеческого организма, требованиями сохранения здоровья и работоспособности. Необходимость учета психофизиологических границ связана с тем, что высокая степень специализации вызывает монотонность труда, которая приводит к неблагоприятным последствиям для работающих. В результате исследований установлено, что длительность многократно повторяющихся элементов работ не должна быть меньше 45 с; работу необходимо спроектировать так, чтобы обеспечивалось участие не менее пяти-шести групп мышц человека.

Социальные границы обусловлены требованиями к содержанию труда, его необходимому разнообразию, возможностям развития профессиональных знаний и навыков.

Экономические границы характеризуют влияние разделения труда на экономические результаты производства, в частности, на суммарные затраты трудовых и материальных ресурсов.

Разделение труда предполагает, его кооперацию . Она осуществляется на всех уровнях: от рабочего места, где могут трудиться несколько работников, до экономики страны и мирового хозяйства в целом. На предприятии наиболее существенные проблемы кооперации труда связаны с организацией бригад .

По отношению к режиму работы бригады могут быть смешанными и сквозными (суточными) .

В зависимости от профессионально-квалификационного состава различают специализированные и комплексные бригады. В первом случае объединяются работники одной профессии (токари, слесари и т. д.); во втором - разных профессий и уровней квалификации. Комплексные бригады обеспечивают больше возможностей для развития каждого работника. Kaк правило, этот вид бригад обеспечивает и лучшие экономические показатели.

3. Условия труда

Условиями труда называются характеристики производ­ственного процесса и производственной среды, воздействую­щие на сотрудника предприятия.

Характеристики производственного процесса определяются применяемым оборудованием, предметами и продуктами тру­да, технологией, системой обслуживания рабочих мест.

Производственная среда прежде всего характеризуется са­нитарно-гигиеническими условиями труда (температура, шум, освещенность, запыленность, загазованность, вибрация и т. д.), безопасностью трудовой деятельности, режимом труда и отдыха, а также взаимоотношениями между сотрудниками предприятия.

Таким образом, условия труда могут рассматриваться в технических, организационных, психофизиологических, соци­альных, правовых и других аспектах.

Проектирование условий труда должно осуществляться с учетом различий сотрудников предприятия по полу, возрас­ту, состоянию здоровья, квалификации, психологическим и социальным характеристикам. Разработаны системы рекомен­даций и нормативных материалов различной степени общности и обязательности (рекомендации Международной организации труда, общегосударственные, отраслевые, региональные, за­водские нормы), которые должны использоваться при проек­тировании условий труда.

В частности, необходимо учитывать ограничения по учас­тию женщин в ряде производств с вредными условиями труда (металлургические, химические, горно-рудные предприятия), по максимальной массе перемещаемых грузов (для мужчин и женщин), по допустимым уровням радиоактивности, запылен­ности, загазованности, шума, вибрации и т. д.

Основными директивными документами, регламентирую­щими условия труда, являются санитарные нормы проектиро­вания предприятий, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда.

В санитарных нормах проектирования промышленных пред­приятий установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) содержания вредных веществ в рабочей зоне. Для обес­печения нормальных условий труда необходимо совершенство­вание технологии, герметизация и автоматизация оборудова­ния, вентиляция производственных помещений.

Интенсивность труда характеризует количество труда, затрачиваемого в единицу рабочего времени, и является важнейшей компонентой тяжести труда, определяющей суммарное воздействие всех факторов трудового процесса на организм работающих. Соотношение понятий интенсивности и тяжести труда является предметом дискуссий.

К основным факторам, влияющим на интенсивность труда, относятся:

  • степень занятости работника в течение рабочего дня;
  • темп труда, т. е. количество рабочих движений в единицу времени;
  • усилия, необходимые при выполнении работы, которые зависят от массы перемещаемых предметов, особенностей оборудования, организации труда;
  • количество обслуживаемых объектов (станков, рабочих мест и т. д.);
  • размеры предметов труда;
  • величина партий заготовок;
  • специализация рабочего места;
  • санитарно-гигиенические условия труда;
  • формы взаимоотношений в производственных коллективах.

Измерение интенсивности и тяжести труда представляет весьма сложную проблему, которая до сих пор не имеет удовлетворительного решения.

Методы оценки интенсивности и тяжести труда учитывают:

  • затраты энергии работников;
  • темп работы;
  • мнения работников о степени утомления;
  • психофизиологические характеристики утомления.

Эти показатели должны применяться с учетом особенностей анализируемой работы. В частности, измерение затрат энергии и темпа работы нельзя использовать для оценки интенсивности умственного труда. При анализе тяжести труда целесообразно ис ходить из степени утомления работников, оцениваемой как субъективно (на основе опросов персонала), так, и объективно (на основе анализа психофизиологических характеристик). Необходимо учитывать также факторы, влияние которых проявляется не сразу (радиоактивное излучение, канцерогены и т. п.).

4. Предмет экономики труда

Экономика труда как наука изучает не отношения человека к природе сами по себе, не материально-вещественную сторону конкретного труда, а закономерности общественной организации труда в связи с его технической организацией.

На каждой ступени развития человеческого общества созда­ется своя специфическая общественная форма труда. Хотя обще­ственная организация труда изменяется под воздействием соци­альных условий, в ней можно обнаружить некоторые постоянные общие элементы, обусловленные самой природой человеческого труда.

Для того чтобы процесс труда мог совершаться, необходимо соединить рабочую силу со средствами труда. Способы соеди­нения рабочей силы со средствами труда меняются под воздей­ствием производственных отношений. Но как бы эти способы ни изменялись, привлечение, людей к труду остается совершенно необходимым элементом организации общественного труда.

Для того чтобы производить материальные блага, люди всту­пают в определенные общественно-трудовые связи. Эти связи (разделение, кооперация труда, трудовая дисциплина и т. д.) осуществляются своими особыми методами в каждой социально-экономической формации, но как бы ни менялись эти методы, всегда сохраняется необходимость во взаимном сотрудничестве людей в той или иной форме.

Для того чтобы производство, в основе которого лежит труд, могло совершаться постоянно, необходимо непрерывное воспро­изводство рабочей силы. Речь здесь идет как о воспроизводстве отдельного работника - носителя рабочей силы, так и о вос­производстве коллективной рабочей силы, С этим связаны и определенный характер, и формы распределения общественного продукта. Как бы ни изменялись формы и методы воспроиз­водства рабочей силы и распределения общественного продукта, они постоянно остаются моментом общественной организации труда. Каждая социально-экономическая формация характери­зуется своими методами осуществления этих требований обще­ственной организации труда, а сами эти методы определяются действием объективных экономических законов.

Таким образом, экономика труда изучает проявление эконо­мических законов в области общественной органи­зации труда, распределения общественного продукта, воспро­изводства рабочей силы и определяет методы их использования в практической деятельности для обеспечения неуклонного роста производительности общественного труда с целью повы­шения уровня жизни трудящихся и всестороннего развития человека.

Выделение экономики труда в самостоятельную научную ди­сциплину обусловлено потребностями теории и хозяйственной практики. Ведение хозяйства невозможно без познания и использования законов, определяющих научно обо­снованную организацию н планирование труда как в масштабе народного хозяйства, так н на отдельном предприятии. Эконо­мика труда призвана теоретически обобщать явления и про­цессы в области общественного труда и вооружать практику научными методами использования экономических законов и преимуществ социализма в конкретных условиях хозяйственной деятельности.

Экономика труда изучает вопросы общественной орга­низации труда как особое явление в системе единого сложного общественного организма. Поэтому исследуемые экономикой труда закономерности могут быть поняты только в связи с по­знанием общего механизма действия законов общественного производства, который раскрывается политической экономней. Именно политическая экономия даст наиболее обобщенное и полное понимание экономических закономерностей. Вместе с тем обособленное исследование вопросов обществен­ной организации труда помогает глубже познать связи и зако­номерности общественного производства в целом.

Методологической основой экономики труда как науки является диалектический материализм. Это означает, что все изучаемые явления и процессы в области общественной органи­зации труда должны рассматриваться исторически, т. е. в раз­витии, с учетом изменяющихся общественно-производственных условии. Такой подход прежде всего позволяет правильно уста­новить существенные различия в организации труда, определить преимущества в этой области.

Рассматривая общественную организацию труда в развитии, легко обнаружить остатки прошлого, черты настоящего и ростки будущего. Исторический подход к изучению развития форм труда предполагает учет особенностей в орга­низации труда. Только при этом условии возможно понять и объяснить историческую обуслов­ленность отдельных явлений в области общественной организа­ции труда.

Вместе с тем изучение процессов, происходящих в области общественной организации труда, не может проходить вне учета и связи с другими явлениями и процессами экономической жизни. Так, например, изменения в разделении труда нельзя понять вне связи с развитием техники и организации произ­водства.

Все это позволяет правильно оценивать те или иные явле­ния и делать обоснованные выводи для практической деятель­ности на будущее.

Эти методологические требования научного исследования осуществляются с помощью ряда средств и методов, которые являются общими для экономических наук. К ним можно от­нести методы качественного и количественного анализа, сравни­тельного анализа и оценки, балансовый метод. В последнее время начинает всё шире применяться экспериментальный ме­тод, позволяющий на ограниченном круге хозяйственных объек­тов проверить правильность тех или иных теоретических выво­дов и научных рекомендаций.

5. Связь экономики труда с другими науками

В силу своего важного значения и многосторонности труд изучается многими науками. Разумеется, каждая из них имеет спой специфический предмет изучения. Все науки о труде могут быть с известной степенью условности классифицированы сле­дующим образом: социально-экономические - экономика труда, социология труда, статистика труда, нормирование труда; био­логические - физиология труда, гигиена труда, психология труда; правовые - трудовое право, охрана труда.

Между экономикой труда и названными науками существует определенная связь, в основе которой лежит единый объект изучения - труд.

Социология труда рассматривает процесс труда в его вза­имосвязи с социальными условиями и факторами. Трудовая деятельность работников, их производственная активность зави­сит не только от конкретных производственно-технических усло­вий, но и во многом от взаимоотношений членов производствен­ного коллектива, руководителей и подчиненных, и ряда других факторов, лежащих вне производственно-технических отношений. Учет этих факторов является необходимым условием пра­вильной организации труда и постепенного его превращения в первую жизненную потребность.

В своих исследованиях экономика труда широко использует статистические данные, характеризующие массовые явления и процессы в области общественной организации труда, а также статистические приемы и способы исследования экономических явлений: группировки, средние, индексы и т. п. Понятно, что и сама статистика труда использует выводы экономики труда о закономерностях развития общественной организации труда. Тесная взаимосвязь этих наук особенно наглядно обнаружи­вается при планировании труда. В этом случае статистические группировки отчетных данных широко используются в плани­ровании производительности труда, численности работающих, заработной платы и т. п. В свою очередь, разработанные эко­номикой труда показатели задании плана по труду определяют и круг соответствующих показателей статистической отчетности по труду.

Экономика труда тесно связана с нормированием труда как научной дисциплиной и практической деятельностью. Объективная необходимость нормирования труда вытекает из потреб­ностей социалистического планового хозяйства и обусловлена требованиями организации труда и социалистическим принци­пом оплаты по количеству и качеству труда. Нормы труда явля­ются исходной базой при планировании производительности труда, численности работающих, совершенствовании форм орга­низации труда на предприятии, а также при определении меры вознаграждения за труд. Вместе с тем и работники нормирова­ния при установлении норм труда и вознаграждения опираются на выводы экономики труда, определяющие экономическую обоснованность и целесообразность мероприятий по нормирова­нию.

Несмотря на решающее значение социально-экономического фактора в организации труда, нельзя недооценивать биологи­ческую, естественную сторону трудовой деятельности н ее роль в организации труда. Процесс труда, взятый как психофизиоло­гический процесс воздействия на силы природы, изучается се­рией биологических наук: гигиеной, физиологией, психологией. Эти науки вооружают экономиста естественнонаучными мето­дами оценки и совершенствования организации труда и трудового процесса. Естественно, что и сами они согласуют свои выводы и предложения с требованиями экономики труда.

Особое место занимают правовые мероприятия, объединяе­мые общим термином «охрана труда». Они направлены на обеспечение нормальной и безопасной обстановки в процессе труда. Соблюдение норм и требований охраны труда и техники безопасности, определяемых специальными государственными органами, является обязательным условием правильной орга­низации и повышения эффективности труда.

Все названные общественные и естественные науки изучают отдельные стороны труда. Экономика труда синтезирует и использует выводы этих наук для выработки конкретных мето­дов хозяйственной политики к области труда.

Экономика труда тесно связана с рядом экономических наук. Общее у экономики труда и этих наук - общий объект изучения - расширенное воспроизводство и единая теоретическая основа - политическая экономия. Функци­ональные и отраслевые экономические науки также занимаются вопросами труда, но лишь в связи с главными вопросами своих наук.

Экономика труда, используя и обобщая опыт отдельных отраслей народного хозяйства, раскрывает общие моменты и своеобразие механизма действия и формы проявления законо­мерностей общественной организации труда. В планомерно орга­низованном хозяйстве должен быть единый методологический подход при решении вопросов труда, который и вырабатывается на основе научных и практических рекомендаций экономики труда. Однако экономика труда не только «обслуживает» другие экономические науки в своей специфической области, но и сама пользуется их выводами. Так, например, при планировании труда пользуются общими методологическими рекомендациями, которые устанавливает такая наука, как планирование народ­ного хозяйства.

Чрезвычайно важно при изучении проблем труда использо­вать выводы наук, определяющих пути технического прогресса в народном хозяйстве. Только хорошо представляя себе основ­ные тенденции в развитии техники производства, предвидя и правильно оценивая перспективы технического прогресса, можно найти верное решение важнейших вопросов труда (производи­тельности труда, организации труда и заработной платы, под­готовки квалифицированных кадров).

Таким образом, изучение общих закономерностей обществен­ной организации труда и разработка научных рекомендаций по проблемам труда не могут быть успешными на базе одной эко­номики труда. Для этого требуются широкие универсальные знания, ибо труд - чрезвычайно сложное многогранное явление, труд неотделим от человека, а проблема человека в обществе - важнейшая и центральная проблема как социальных, так и естественных наук.

Заключение

Теперь, зная, что такое труд, какие бывают виды труда, что изучает экономика труда, какую связь она имеет с другими науками, можно определить какое место в жизни одного человека и всего государства занимает экономика труда.

Главная задача «Экономики труда» - познание эконо­мических законов, определяющих развитие организации труда. Экономические законы, которые организуют труд миллионов трудящихся, сознательно применяются государством. Из экономической политики государства, творческого опыта трудящихся экономика труда черпает богатейшие материалы для своих ис­следований и научных разработок. Вместе с тем экономика труда как наука вооружает практику научно обоснованными рекомендациями по совершенствованию организации и повыше­нию эффективности общественного труда. Огромное идейно-те­оретическое и практическое значение имеют решения, которые обобщают трудовые успехи народа и определяют задачи и пути соци­ального и экономического развития страны.

Одной из важнейших задач экономики труда является выяв­ление и показ преимуществ организации труда, с целью наилучшего использо­вания этих преимуществ.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, то оно существенно зависит от доли творче­ства в данном виде деятельности, ее целей, условий осуще­ствления, а также от индивидуальных особенностей человека. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию и обществу.

Список литературы:

  1. Автоматов В.С. Модуль человека в экономической науке 1998.
  2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
  3. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. М., 1994.
  4. Самуэльсон П. Экономика. М., 1989.
  5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 1997.
  6. Милль ДЖ. С. Основы политической экономики. М. 1980.
  7. Управление персоналом организации: Учебник под редакцией А.Я. Кибанова. М., 1997.
  8. Гусев А.А. Экономические и математические методы.
  9. Бобков В. Качество жизни. // Человек и труд. 1996.
  10. Шмидт П. Человек и труд. 1993.
  11. Экономика труда. Под ред. Н. А. Иванова и
  12. Г. И. Мечковского. Учебное пособие для вузов. М. 1976.