О формировании системы управленческого учета в государственном вузе. Организация управленческого учета в негосударственном образовательном учреждении Основными элементами системы бюджетирования являются

Т.В. Варкулевич канд. экон. наук, доцент кафедры Бухгалтерского учета и аудита

ФГБОУ ВПО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

Владивосток
Данная статья посвящена вопросам актуальности внедрения в систему управления деятельностью государственных учреждений управленческого учета, способного обеспечить системное управление затратами на оказание образовательных услуг и повышение эффективности деятельности учреждения в целом.

В жизнь Российских субъектов хозяйствования управленческий учёт вошёл вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. И это вполне понятно, ведь в условиях жесткой конкуренции от правильных, адекватных вызовам внешней среды управленческих решений зависят, зачастую, не только экономическое и финансовое благополучие субъектов хозяйствования, но и само их существование. Под воздействием различных объективных факторов, вызываемых новыми технологиями, государственным регулированием и ростом предприятий, усложняется структура бизнеса, возникает потребность в его диверсификации, а, следовательно, в формировании новых отделов, служб как на уровне отдельных подразделений, так и на уровне организации в целом.

Рыночные экономические отношения в России, глубоко и устойчиво внедрившиеся и в систему образования , наряду с безусловно имеющимися позитивными результатами в формировании механизмов системы высшей школы на базе новых экономических отношений обусловили возникновение многих проблем и негативных тенденций в использовании накопленного в социалистический период ресурсного и кадрового потенциала.

В условиях рыночной экономики задачи вузов по обеспечению развития образования, науки и культуры по существу не изменились, однако они вынуждены искать и применять подходы, основанные на коммерциализации многих видов деятельности, а сама деятельность приобретает черты рыночных рисковых предприятий, часто требующих нестандартных решений. Это ведёт к необходимости внедрения более эффективных методов хозяйствования и выдвигает на первый план необходимость разработки системы управления его финансовыми ресурсами, направленной не только на их привлечение и повышение эффективности их использования, но, главным образом, на создание финансово-экономических механизмов, обеспечивающих их экономное и рациональное использование.

Рыночные отношения изменили порядок финансирования бюджетных образовательных учреждений. Теперь они не только имеют возможность оказывать образовательные услуги на платной основе, но последние зачастую превалирует над услугами, финансируемыми из государственного бюджета. Между тем, возможность получать средства из внебюджетных источников стимулирует образовательные учреждения развивать новые образовательные услуги для потребителя и, вместе с тем, брать на себя обязательства по гарантиям обеспечения их качества.

Однако тот же рынок предопределил необходимость решения ранее не свойственной вузам государственной системы высшего профессионального образования проблемы завоевания и расширения рынка сбыта образовательных услуг, выживания в условиях жестокой конкуренции .

Тем временем, для повышения конкурентноспособности оказываемых государственными образовательными учреждениями услуг необходимо определить основные факторы, влияющие на их качество, и к числу основных, по мнению автора, относятся:


  • квалификация профессорско-преподавательского состава;

  • внедрение новых, в том числе информационных технологий;

  • внедрение новых образовательных программ;

  • состояние аудиторного фонда;

  • оснащенность учебных аудиторий современным оборудованием;

  • оснащенность университетской библиотеки;

  • комфортные условия для проживания иногородних студентов в общежитии,

  • качество предоставляемых вузом социальных программ.
Совершенно очевидно, что повышение качества любого из вышеперечисленных факторов влечет за собой и увеличение, по меньшей мере, материальных затрат. А так как именно затраты оказывают огромное влияние на вырабатываемую вузом стратегию ценообразования, основной задачей в решении данной проблемы является их минимизация в процессе оказания образовательных услуг.

Для того чтобы иметь возможность следить за издержками и доходами вуза, выявлять возможные резервы повышения эффективности его деятельности по всем направлениям, необходимо деятельность университета, связанную с оказанием образовательных услуг рассматривать как единый производственный процесс.

Одним из способов оптимизации затрат, а следовательно, повышения эффективности деятельности субъекта хозяйствования в целом может стать управленческий учет, актуальность которого на предприятиях, занятых производственной деятельностью, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения. Однако давно миновали те времена, когда считалось, что прибавочный продукт создаётся только в материального- производственной сфере. Услуги, в том числе и образовательные, заняли достойное место в иерархии общественного производства. Ввиду чего, образовательное учреждение в данном контексте не только не является исключением, а, напротив, все чаще рассматривается как производственный комплекс, специализирующийся по «производству» образовательных услуг, перечень которых в одном среднестатистическом вузе может достигать свыше 50 наименований, не считая программ дополнительного образования.

Все чаще в терминологии государственных вузов употребляются понятия экономической эффективности, доходности, рентабельности, прибыльности, финансового результата и др., ранее не свойственные государственным учреждениям.

Что же представляет собой управленческий учет в вузе и зачем он нужен государственному учреждению высшего профессионального образования? Как в сложившихся экономических условиях руководство учреждения может обладать необходимой управленческой информацией, чтобы не ошибиться в принятии верного управленческого решения?

Задачу предоставления необходимой информации решает именно управленческий учёт – система сбора и анализа данных о финансовой деятельности , доходах и затратах подразделений – Центров ответственности, ориентированная на потребности высшего руководства и менеджеров по направлениям в информации, необходимой для принятия стратегических и тактических управленческих решений.

Сегодня существует три основных вида учёта, так или иначе присутствующие на всех крупных предприятиях: бухгалтерский, налоговый и управленческий. В контексте нашего исследования налоговый учет интереса для нас не представляет, ввиду чего на его основных чертах и особенностях в данной статье автор решила не останавливаться. Что касается бухгалтерского и управленческого учета – то они очень тесно взаимосвязаны, но каждый имеет свои особенности. Так, бухгалтерский учёт ведется, в основном, в интересах собственников организации и внешних пользователей, поэтому информация из него, попадающая в последствии в бухгалтерскую отчетность, в принципе, не является закрытой. Само же ведение учета регламентируется целым перечнем законодательных и нормативных документов, разрабатываемых государственными органами и общественными для всех предприятий.

Система правленческого учета может быть подчинена только внутренним регламентам, и формируется с акцентами на потребности менеджеров организации и в соответствии со спецификой ее деятельности.

Предметом управленческого учета в образовательном учреждении является деятельность университета и его отдельных структурных подразделений, называемых центрами ответственности. При этом организация системы управленческого учета зависит от организационной структуры университета. Объектами же управленческого учета являются затраты (текущие и капитальные) и результаты финансово-хозяйственной деятельности как всего учебного заведения, так и отдельных центров ответственности а так же внутреннее ценообразование, бюджетирование и внутренняя отчетность.

Для понимания природы управленческого учета в государственном учреждении, в ходе исследования были выявлены следующие его отличия от бухгалтерского учета,

Таблица 1. Различия между Бухгалтерским и Управленческим учетом в государственном образовательном учреждении




Критерии

Бухгалтерский учет

Управленческий учет

Потребители информации

Государственные органы, внешние пользователи

Руководство учреждения, менеджеры образовательных программ

Свобода выбора

Учет организуется строго в рамках Бюджетного Кодекса, инструкций и положений в области бюджетного учета

Полная свобода в выборе схем и формировании системы управленческого учета

Измерители

Рубли и натуральные единицы

Любая удобная единица

Группировка затрат

По статьям бюджетной классификации

По статьям затрат, определенных для «объекта учета»

Основной объект учета

Учреждение в целом

Отдельные образовательные программы

6.

Точность показателей

Необходима абсолютная точность учета всех объектов

Допускается использование приблизительных величин

Обязательность ведения

Ведение обязательно в соответствии с нормами действующего законодательства

На усмотрение руководителя учреждения

Таким образом, управленческий учёт внедряется для повышения эффективности управления образовательным учреждением, а не для отчёта перед контролирующими инстанциями, например, органами Федерального казначейства или налоговой инспекцией, в чем его принципиальное отличие.

Формируя систему управленческого учета в государственном учреждении, в финансовой его политике необходимо использовать механизм сегментарного учета, являющийся важнейшей составляющей управленческого учета. Его можно определить как систему сбора, отражения и обобщения информации о деятельности отдельных структурных подразделений вуза и реализуемых образовательных программах. Информации сегментарного учета может стать базой для построения системы управленческого контроля. Данные сегментарного учета будут удовлетворять информационные потребности менеджмента на всех управленческих уровнях, а так же внутривузовского управления в целом, и позволят, в итоге, контролировать затраты на всех уровнях их возникновения и формировать сегментарную отчетность.

Система управленческого контроля, основанная на информации сегментарного учета и отчетности, дает возможность руководителям всех уровней реализовывать одну из своих управленческих функций - функцию контроля за эффективным и рациональным использованием ресурсов, посредством получения и детального анализа следующей информации:


  • какова себестоимость образовательной программы с учетом всех потребляемых на ее реализацию ресурсов;

  • какие ресурсы и в какой степени необходимы и потребляются для реализации образовательной программы;

  • какие центры затрат вовлечены в процесс реализации программы, какие ресурсы и в каком объеме они используют ;

  • какие процессы при реализации программы можно оптимизировать;

  • какие из затрат можно подвергнуть коррективам с целью их минимизации без ущерба качеству программы.
Детальный анализ позволит произвести группировку затрат и определить их роль в себестоимость образовательной услуги таким образом, чтобы руководитель мог увидеть насколько выгоден тот или иной вид деятельности, на сколько рентабельна та или иная образовательная программа, эффективна ли существующая система организации производственного процесса, что можно изменить и в каком направлении продвигаться.

Однако для этого менеджеры образовательного учреждения должны понимать преимущества, которые даёт грамотно поставленный управленческий учёт, испытывать интерес к нему и хорошо понимать сущность этого процесса.

Ведение управленческого учета в вузе необходимо в разрезе каждого образовательного продукта; с помощью информации, формируемой в рамках управленческого учета, можно оперативно проанализировать и определить, какой финансовый результат получен при реализации той или иной программы, а при выявлении убыточных программ, выяснять причины их убыточности и принять своевременный комплекс мер по исправлению положения, либо обоснованное решение о прекращении их реализации.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что при грамотном подходе к формированию его системы, управленческий учет способен:


  • обеспечить высший уровень менеджмента в вузе информацией о консолидированных результатах коммерческой деятельности, состоящих из результатов по отдельным ее сегментам - образовательным программам;

  • отразить результаты деятельности от реализации отдельных образовательных программ;

  • показать результаты работы структурных подразделений, реализующих те или иные образовательные программы;

  • осуществить контроль над затратами путём их учёта по видам и местам возникновения;

  • дать возможность планировать и контролировать выполнение бюджетов как по отдельным образовательным программам, так и деятельности университета в целом.
Внедрение управленческого учета в образовательном учреждении обеспечит решение проблемы учета и контроля производственных процессов, позволяет повысить обоснованность принимаемых решений, улучшить информационную структуру за счет повышения к ачества , оперативности и достоверности информации, обеспечит дисциплину принятия решений и управленческую деятельность образовательного учреждения в целом.
Список литературы:

  1. Аверчев И.В. Управленческий учет и отчетность: Постановка и внедрение / И.В. Аверчев М.: Вершина, 2009. - 512 с. - ISBN 978-5-96260436-7

  2. Борисов Р.В. Организация управленческого учета: методология, методика. Волгоград:Изд-во ВолГУ, 2006

  3. Васильева Л.С. Бухгалтерский управленческий учёт: учеб. пособие/ ред. Васильева Л.С.–2-е изд. перераб.и доп.-М.:Эксмо,2009.-544 с.

  4. Варфоломеев В.Н., Умрихина С.В., Современные проблемы методов и способов организации управленческого учёта в компании/ В.Н. Варфоломеев, С.В.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Учреждениям необходимо начать внедрение новых форм учета затрат, прежде всего, осуществляемых за счет средств субсидии на выполнение государственного задания и предоставлять данные в соответствующем разрезе в Ростехнадзора России.

Анализ практики использования управленческого учета в российских вузах показал, что вузами используются различные подходы к построению систем управленческого учета, которые формируются исходя из целей конкретного учреждения. При этом практически ни одна из применяемых методик не предполагают расчета себестоимости оказания образовательных услуг студентам каждой отдельной специальности в рамках формы обучения. Единых подходов к учету затрат, направленному на определение стоимости государственных услуг в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Ростехнадзора России федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее - ведомственный перечень Ростехнадзора России), не разработано. В настоящее время возникает необходимость выработки единых методик постановки в учреждении учета затрат в разрезе государственных услуг.

Разработка единых подходов к системе управленческого учета, обеспечивающей формирование полной и достоверной информации о фактических затратах на оказание государственных услуг (выполнение работ), является необходимым условием формирования адекватного финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных образовательных услуг с учетом применения нормативных затрат на их оказание и содержание имущества учреждения высшего профессионального образования, в том числе с точки зрения оценки обоснованности нормативов и достаточности определенных на их основе нормативных затрат.

Внедряя современные системы управленческого учета, учреждения получат действенный инструмент повышения качества управленческих решений. Внедрение управленческого учета позволит руководству учреждений выработать эффективную методику распределения бюджетных и иных финансовых ресурсов между подразделениями и объектами затрат, отвечающую новым условиям и требованиям.

Система управленческого учета призвана обеспечить организацию планирования, сбора и интерпретации информации о деятельности учреждения высшего профессионального образования, необходимой для принятия руководством учреждения обоснованных управленческих решений оперативного и перспективного характера. Применение элементов управленческого учета с использованием современных информационных систем и формирование ведомственной управленческой отчетности обеспечивает повышение эффективности принятия управленческих решений и качества управления учреждением в целом.

Система управленческого учета включает процесс идентификации, измерения, накопления, подготовки и интерпретации финансовой и иной информации, проведение анализа данных и предоставление их аппарату управления учреждения в объеме и форме, необходимых для осуществления планирования, оценки и контроля за достижением заявленных результатов и принятия своевременных и эффективных управленческих решений в рамках компетенции соответствующего управленческого звена.

Задачами системы управленческого учета являются:

Обеспечение контроля над наличием, движением, эффективным распределением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов для достижения заявленных учреждением целей и поставленных задач;

Контроль и оценка эффективности деятельности центров ответственности и их вклада в достижение заявленных целей и поставленных задач;

Выявление резервов повышения эффективности деятельности центров ответственности;

Совершенствование системы оперативного управления учреждением в целом и центрами ответственности;

Формирование показателей, способствующих принятию эффективных управленческих решений;

Оптимизация затрат на достижение заявленных результатов деятельности;

Формирование информационной базы для управления организацией.

Одним из важных условий эффективной деятельности учреждения высшего профессионального образования является оптимальная организация его структуры с обоснованным распределением функций и закреплением соответствующих прав и ответственности, то есть выделение «центров ответственности». Определение центров ответственности в структуре учреждения высшего профессионального образования является обязательным условием организации и внедрения системы управленческого учета.

В условиях перехода от сметы к финансовому обеспечению субсидии на выполнение государственного задания, управленческий учет становится важнейшим инструментом расчета фактической стоимости оказываемых услуг, формирования реальной информации о доходности подразделений и принятия эффективных управленческих решений.

3. Совершенствование организации управленческого учета

3.1 Анализ опыта зарубежных стран в организации управленческого учета в государственных структурах управления

Раскрыв во второй главе основы управленческого учета в Гостехнадзоре РТ можно дать такую оценку:

Бухгалтерский и управленческий учет полностью автоматизирован;

Используются программы 1С «Предприятие» версия 7.7, «Парус», а также 1С «Зарплата и кадры».

Не все хозяйственные операции обрабатываются с применением пакета прикладных программ.

Все это затормаживает работу бухгалтерии, вызывая несвоевременный учет и отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, а вследствие несвоевременное составление и представление отчетов в финансовое управление, статистическое управление, налоговую инспекцию. Работа бухгалтерии сверх установленной продолжительности рабочего времени, счетные и принципиальные ошибки являются нежелательными побочными эффектами.

Для устранения данных недостатков и совершенствования организации бухгалтерского учета в бухгалтерии предлагается применить комплекс следующих мероприятий:

1. Отказаться от системы «Парус» и перейти на «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»

2. Перейти с системы 1С «Предприятие» версия 7.7 на 1С «Предприятие. Бюджетный учет» версия 8.2

В 2012-2013 годах предлагаю осуществить переход с программы 1С «Предприятие» версия 7.7 на 1С «Предприятие. Бюджетный учет» версия 8.2, так как версия 7.7 снимается с технической поддержки.

Программа «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» - это мощный инструмент для комплексной автоматизации расчета заработной платы и ведения кадрового учета в государственных (муниципальных) учреждениях, состоящих на самостоятельном балансе, финансируемых из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджета, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда, по следующим направлениям:

Расчет заработной платы с поддержкой новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений,

Расчет денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц,

Расчет денежного содержания служащих на государственной гражданской службе,

Исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда,

Отражение начисленной зарплаты и налогов в расходах учреждения,

Управление денежными расчетами с работниками, включая депонирование,

Учет кадров и анализ кадрового состава,

Автоматизация кадрового делопроизводства,

Набор кадров.

В программе «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» в полном объеме реализовано исчисление денежного содержания гражданских служащих государственных органов управления, а также оплаты труда муниципальных служащих.

Рис. 3.1. Схема учета зарплаты в программе

Типовое решение предоставляет возможность помимо должностных окладов в соответствии с замещаемыми должностями гражданской службы начислять гражданским служащим месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином, а также весь спектр необходимых ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В программе предусмотрена специфическая классификация должностей государственных служащих по группам и категориям, которая используется в сводной отчетности по формам 14 и 14МО. Для кадрового учета государственных служащих предоставлена форма Т-2ГС.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусматривает ведение учета всеми типами государственных (муниципальных) учреждений - казенными, бюджетными, автономными - для обеспечения сопоставимости данных при переходе учреждения из одного типа в другой.

«1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» обеспечивает ведение учета:

По действующей бюджетной классификации Российской Федерации или произвольной классификации;

В разрезе видов финансового обеспечения деятельности;

В разрезе операций сектора государственного управления (аналитических кодов поступления и выбытия);

В разрезе источников финансового обеспечения (балансов).

Это позволяет в указанных разрезах группировать, подводить итоги и выстраивать иерархию представления информации в регистрах учета, стандартных и специализированных отчетах.

План счетов поддерживает до 5 разрезов аналитического учета, помимо 26 разрядов номера счета. Настройка синтетического и аналитического учета реализована для всех разделов учета.

Предусмотрена работа с распределенными информационными базами и другие возможности.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» обеспечивает автоматизацию бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, финансируемых из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда на основании бюджетной сметы и ведущих учет по Плану счетов бюджетного учета.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» поддерживает ведение учета как одного учреждения, так и группы учреждений (структурных подразделений учреждения) в единой информационной базе (централизованная бухгалтерия). При этом используются общие государственные классификаторы, ведутся общие списки контрагентов, номенклатуры материальных запасов, статей затрат и т. д.

Данная программа обеспечивает ведение учета по плану счетов бюджетного учета:

По действующей бюджетной классификации Российской Федерации;

В разрезе учреждений (структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс);

В разрезе видов средств

План счетов и настройка синтетического и аналитического учета реализованы для всех разделов бюджетного учета в объеме, регламентированном Инструкцией по бюджетному учету.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» обеспечивает:

1) Регистрацию и учет полученных лимитов бюджетных обязательств, ассигнований, предельных объемов финансирования.

2) Регистрацию и учет принятых бюджетных обязательств.

3) Контроль принятия бюджетных обязательств в пределах доведенных по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В программе формируются следующие документы:

Заявка на кассовый расход;

Заявка на получение наличных денег;

Заявка на возврат;

Запрос на аннулирование заявки;

Платежное поручение;

Заявление на открытие лицевого счета;

Заявления на переоформление лицевого счета;

Заявления на закрытие лицевого счета;

Также поддерживаются расчеты платежными поручениями через учреждения Банка России или кредитные организации.

По расчетам с контрагентами формируется Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4 (ф. 0504071) и другие отчеты. Предусмотрено формирование актов сверки расчетов с контрагентами и проведение инвентаризации расчетов.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» содержит комплект стандартных отчетов, регистров бюджетного учета и регламентированной отчетности - бюджетной, статистической, налоговой.

Практически вся необходимая бухгалтерская отчетность формируется автоматически на основании введенных за отчетный период хозяйственных операций. Электронные бланки статистической и налоговой отчетности могут быть заполнены вручную полностью или частично с последующим пересчетом итоговых показателей. При формировании отчетов осуществляется проверка и увязка показателей (внутриформенный и межформенный контроль).

Преимущества программы «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» над используемой:

Структура счета в плане счетов программы приведена в полное соответствие структуре номера счета Плана счетов бюджетного учета. Настройка плана счетов упрощена и стала более наглядной: настройка счета выполняется непосредственно в форме счета, а настройка рабочего плана счетов - непосредственно в плане счетов.

В учете по бюджетной классификации введено новое понятие - «Период действия КБК»: значения кодов бюджетных классификаторов вводятся на определенную дату. Это позволяет хранить в единой информационной базе операции по старым и новым кодам бюджетной классификации. Таким образом, при изменении классификаторов можно работать с новой и старой классификациями одновременно в одной и той же информационной базе.

Расширены возможности ведения аналитического учета и анализа данных.

Применение новой версии позволит упростить процесс составления бухгалтерской отчетности, также она обладает рядом существенных преимуществ, связанных как с использованием возможностей новой технологической платформы, так и с развитием функциональности и эргономики прикладного решения.

Рассчитаем необходимые денежные вложения в процесс совершенствования бухгалтерского учета в Гостехнадзора РТ. Базовая версия «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» продается в розницу. Можно приобрести данный программный продукт в специализированных магазинах фирмы «1С» или у ее партнеров. Розничная цена 1 рабочего места стоит 4600 руб. Дополнительная многопользовательская лицензия на 5 рабочих мест стоит 18000 рублей.

Таблица 3.1 Затраты на приобретение «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»

Таким образом, для совершенствования организации оплаты труда и повышения качества и эффективности управления персоналом необходимо 22600 рублей. В таблице 3.2. представлены затраты для приобретение программного обеспечения «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Таблица 3.2 Затраты на приобретение «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

Таким образом, для перехода Гостехнадзора РТ на «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» необходимо 96 000 руб. Для повышения уровня знаний в области бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в программном обеспечении 1С версии 8 предлагаю провести обучение бухгалтеров Гостехнадзора РТ на курсах и семинарах в сторонней организации.

В таблице 3.3 рассмотрим затраты на обучение.

Таблица 3.3 Затраты на обучение бухгалтеров

Из таблицы видно, что затраты на обучение бухгалтеров Гостехнадзора РТ составит 196 000 руб.

Таблица 3.4 Затраты на совершенствование бухгалтерского учета

Общие затраты на совершенствование управленческого учета в Гостехнадзора РТ составили 314,6 тыс. руб.

Заключение

Подводя итог проделанной работы в соответствии с поставленной целью и задачами необходимо сделать следующие выводы:

1. Предметом управленческого учета можно считать производственно-хозяйственную и коммерческую деятельность организации в целом и его отдельных объектов. Принципами управленческого учета являются ответственность, адресность, достоверность, оперативность, экономность и конфиденциальность. Основными задачами управленческого учета являются: обеспечение информацией для контроля за соблюдением целесообразности хозяйственных операций, рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, организация учета и калькулирования затрат, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости предприятия, подготовка информации для мотивации управленческих решений о прекращении или продолжении выпуска видов продукции, работ, услуг, выбор наиболее эффективных путей развития предприятия, организация бюджетирования.

2. Деятельность органов местного самоуправления в РТ полностью открыта и доступна как для государственных органов, органов местного самоуправления городских и сельских поселений, общественных объединений, организаций, так и для граждан. В республике открыт официальный источник информации Администрации РТ для информирования населения о деятельности Администрации посредством предоставления пользователям сети «Интернет» доступа к информации. Отдел информационных технологий обеспечивает контроль за актуальностью информации, публикуемой на сайте, а также контроль за информационным наполнением и обновлением всех разделов сайта.

Основной объем обращений в Гостехнадзор приходится на жилищные вопросы и вопросы, связанные с земельными отношениями.

В службе работает Общественная приемная Президента РТ. Заведующий общественной приемной регулярно информирует администрацию о поступающих вопросах и обращениях. Вопросы, входящие в компетенцию администрации города, решаются оперативно.

Основная задача муниципального управления - повышение результативности действий и эффективности использования ресурсов. Внедрение нового типа муниципальных учреждений - автономных, позволит эффективнее управлять имеющимися ресурсами, обеспечивая при этом рост заработной платы и улучшении качества предоставляемых услуг. В 2010 году была подготовлена нормативная база для создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных учреждений. В настоящее время создано одно автономное учреждение - Муниципальное автономное учреждение спорта и туризма республики. В 2012 году изменится правовой статус еще одного учреждения спорта.

Основная доходная база местного бюджета - земельный налог, налоги на доходы и на имущество физических лиц. Для развития собственной доходной базы в районе ведется работа с собственниками земель с целью 100% собираемости налога на землю, с руководителями предприятий - по вопросу роста размера среднемесячной заработной платы - и как следствие - увеличение размера отчислений в местный бюджет. Кроме того, пересмотр на федеральном уровне порядка зачисления отдельных видов налогов в сторону местного бюджета (например, налога на прибыль) принес бы ощутимую пользу в увеличении местной доходной базы.

Общий объем расходов консолидированного бюджета Гостехнадзора РТ в 2011г. увеличился на 50,4% к предыдущему году, что напрямую связано с наполнением бюджета. По мере наполнения бюджета Гостехнадзора до уровня, способствующего решению социально-значимых вопросов муниципального образования, объем расходов бюджета будет нарастать.

Структурные подразделения администрации ведут систематическую работу по поиску арендаторов и владельцев земельных участков для своевременного внесения ими арендной платы и налога на землю. К сожалению, часто возникает ситуация, когда предприятие малого бизнеса отсутствует по адресу регистрации, а указанные телефоны молчат.

Представители службы участвуют в заседаниях Комиссии по легализации налогооблагаемой базы предприятий РТ, Комиссии по вопросам задолженности по выплате заработной платы в РТ.

В 2011г. в республике активно велась работа по формированию Реестра муниципальных услуг, разрабатывались планы перехода на представление первоочередных услуг в электронном виде. Количество муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями - 74ед., из них предоставляемых в электронном виде - 23. По мере внедрения программного обеспечения, рекомендованного Минрегионразвития России, будет увеличиваться количество муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - Информационно-правовая система «Гарант». - Интернет-версия.

2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете».

4. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

5. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

6. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

7. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондраков, И.П. Кондраков.-6-е изд.; перераб. доп.- М.:Проспект, 2011.- 376с.

8. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях: Учебник / В.М. Родионова, И.М. Баятова, Е.В. Маркина. - М.: ИДФБК - ПРЕСС, 2011 - 232с.

9. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / А.Н. Белов- 4-е изд. перераб. и доп. - М.:Экзамен, 2012. - 512с.

10. Бюджетный учет / Е.А. Кальянова // Ваш бюджетный учет -2012 № 5 с. 5-48.

11. Бюджетный учет и отчетность В 2ч. Ч.2 /Г.И. Маклева, Р.Е. Артюхин. - М.: Экар, 2012. - 340с.

12. Бюджетный учет шаг за шагом / И.В. Алексеева.- М.: Экар, 2012- 480с.

13. Бюджетный учет оплаты труда/ Т.М. Конопляник, И.В. Морозова - СПб.: Бизнес-пресса 2008.

14. Заработная плата работников бюджетной сферы / И.В. Гейц. - 2-е изд. Перер. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 272с.

15. Концепция реформирования бюджетного учета / Т.В. Зырянова, О.Е. Терехова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 2011 №8 с 4-14.

16. Настольная книга бухгалтера бюджетного учреждения. Сборник документов - М.: МЦФЭР, 2012. - 720с.

17. Новое в учете средств бюджетных организаций / Е.А. Король// Бухгалтерский учет. - 2011. №5.- с. 49-52.

18. Отчет о финансовых результатах деятельности бюджетных учреждений / М.В. Белоусова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2011. - №24. с. 5-9.

19. Применение программы 1С: Бухгалтерия бюджетных учреждений / Н.В. Сергеева // Финансовый справочник бюджетных организаций.2012- № 2- с52-55

20. Расходы бюджетных учреждений / Н.В. Маслова.- М.: Дело и сервис, 2011 - 160с.

21. Современный бюджетный учет / Н.А. Бреславцева, Ж.В. Горностаева,Н.А. Рябокова.- Ростов-на- Дону.: Феникс, 2011. - 192 с.

22. Управленческий учет в бюджетных учреждениях / А.А. Герюк, 2-е изд. перераб. и доп. - Мн.: Высшая школа, 2009- 496с.

23. Управленческий в бюджетных учреждениях / А.Н. Белов- 4-е изд. перераб. и доп. - М.:Экзамен, 2012. - 512с.

24. Управленческий в бюджетных организациях: Учебное пособие / О.К. Коробкова. - Хабаровск: ХГАЭП. 2012-108с.

25. Управленческий бухгалтерский в бюджетных учреждениях / В.Р. Захарьин - М.: Налоговый вестник, 2012. - 464с.

26. Управленческий учет в современных условиях / В.П. Харьков, А.А. Хорошев; под редакцией В.П. Харькова.-М.: Финансы и статистика, 2010. - 208 с.

27. Управленческий учет. / А.Н. Паклар - М.: ЮСТИЦИФОРМ. 2012г.

28. Учет основных средств в условиях реформирования бюджетной системы / С.И. Колесников, О.В. Вельева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012.- №5. с. 14-17.

29. Учет денежных документов в бюджетных учреждениях. - 2011. - №2. - с.46-50.

30. Учет материальных запасов в бюджетных учреждениях / Е. А. Кальянова // Ваш бюджетный учет - 2012. - № 2. - с. 21-43.

31. Учет основных средств в бюджетных учреждениях (автоматизация учета) / О. Серебрикова // Современный бухгалтерский учет - 2006 № 3 с.-52-62.

32. Формирование учетной политики в бюджетных учреждениях / М.В. Белоусова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012. - № 24 с. 5-9.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы организации управленческого учета на предприятиях, особенности его внедрения, функции, цели и задачи. Содержание управленческой отчетности. Автоматизация управленческого учета, основные направления его организации и методология постановки.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2013

    Особенности организации управленческого учета на предприятии, его методы и способы. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета. Организация управленческого учета и отчетности по центрам ответственности на примере ООО "Ардос".

    курсовая работа , добавлен 04.06.2013

    Сущность управленческого учета, его место в системе управления предприятием. Состав, содержание и формы отчетности. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Внедрение управленческого учета на примере группы предприятий "Ютлэнд".

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Сущность и основные задачи бухгалтерского управленческого учета. Фактическое состояние управленческого учета на ООО "Медведь". Постановка задач и принципы управленческого учета. Классификация по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2009

    Анализ вариантов организации управленческого учета на предприятиях. Нормативно-справочная информация в системе управленческого учета, основные проблемы при ее внедрении. Внутренний аудит системы управленческого учета, способы его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2015

    Общее понятие, принципы и задачи финансового учета. Роль и значение управленческого учета на предприятии. Обзор и характеристика основных различий бухгалтерского и управленческого учета. Примеры взаимосвязей областей данных видов учета в организации.

    реферат , добавлен 03.09.2014

    Изучение предмета управленческого учета - производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации в целом и его отдельных объектов. Характеристика методов, принципов, видов управленческого учета в финансово-экономической системе организации.

    контрольная работа , добавлен 13.03.2010

    Сущность бухгалтерского управленческого учета, его организация на предприятии торговли. Анализ сложившихся систем управленческого учета, взаимосвязь финансового, налогового и управленческого учета в организации оптово-розничной торговли ООО "Багира".

    курсовая работа , добавлен 06.11.2011

    Организация управленческого учета, ее сущность, планирование, элементы и варианты. Обособление счетов управленческого учета на предприятиях России. Условия сохранения коммерческой тайны предприятия. Перечень счетов финансового и управленческого учета.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Сущность управленческого учета и его организация. Затраты как объект учета: определение и классификация. Методы калькулирования себестоимости в управленческом учете. Анализ организации управленческого учета и затрат на примере ООО "Типография №1".

Бюджетирование в образовательной организации как метод управленческого учета

Е.А. Ярушкина,

канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Южный институт менеджмента (350040, Россия, г. Краснодар, ул Ставропольская, 216; e-mail: [email protected])

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие бюджетирования и его цели применительно к образовательным организациям, обоснован принцип процессного подхода в бюджетировании и рассмотрены основные группы бизнес - процессов в образовательной организации, определена взаимосвязь основных бизнес - процессов с центрами ответственности. В статье также рассмотрена структура генерального бюджета образовательной организации, выделены основные его элементы, а также определена роль бюджетирования как основного метода управленческого учета.

Abstract. This article discusses the concept of budgeting and its objectives with regard to educational organizations established principle of the process approach to budgeting and the basic group of business - processes in educational organization, defined the relationship of the main business - processes with centers of responsibility. The article also considers the structure of the general budget of the educational organization, highlighted its main elements, and defines the role of budgeting as the main method of management accounting.

Ключевые слова: управленческий учет, образовательные организации, бюджетирование, бюджет, затраты, бизнес - процессы.

Keywords: management accounting, educational organizations, budgeting, budget, costs, business - processes.

Бюджетирование является основным методом, используемым управленческим учетом для решения задачи планирования. По своей сути, бюджетирование представляет собой процесс планирования будущих операций организации и оформления его результатов в виде системы взаимосвязанных бюджетов, особенностью которых является их ориентация на потребности рынка, а также установление размера и постоянное сравнение всех видов финансовых затрат, источников их покрытия и ожидаемых результатов . Целью бюджетирования являются:

Осуществление периодического планирования;

Обеспечение контроля затрат организации;

Стимулирование координации, кооперации и коммуникации структурных подразделений организации;

Оценка эффективности деятельности как отдельных подразделений, так и организации в целом.

Бюджетирование в образовательных организациях имеет свои особенности, обусловленные как видом осуществляемой деятельности, так и особенностями их финансирования. Финансирование любой образовательной организации в настоящее время может осуществляться как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Бюджетное финансирование осуществляется в рамках выполнения государственного задания и может быть направлено только на статьи затрат, определенные этим финансированием. При этом целевое расходование бюджетных средств контролируется госу-

дарственными органами. Поэтому многие образовательные организации предпочитают внебюджетные источники финансирования, которые дают большую свободу деятельности организации.

Постановка бюджетирования в образовательной организации, прежде всего, базируется на цели, задачах деятельности и организационной структуре организации. Цели и задачи образовательной организации формируются в соответствии с осуществляемыми образовательными услугами по уровням образования, их видам, а также зависит от дополнительных услуг, осуществляемых организацией. Организационная структура устанавливает иерархическую лестницу, где нижестоящие подразделения и их руководители отчитываются за проделанную работу перед вышестоящими. Руководство образовательной организации разрабатывает организационную структуру и определяет центры ответственности и учет этой ответственности.

В основе бюджетирования в образовательной организации заложен принцип процессного подхода, который состоит в выделении бизнес - процессов как объектов учета. Использование термина «бизнес - процесс» применительно к образовательным организациям как к некоммерческим организациям обоснована А.В. Глущенко и Е.М. Егоровой, которые в свою очередь, используя труды М. Портера, характеризуют бизнес - процесс как сущность, определяемую через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг, в которой происходит наращивание стоимости производи-

мой услуги . То есть, применительно к образовательному процессу, бизнес - процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание образовательной услуги.

Каждая образовательная организация самостоятельно определяет и классифицирует свои бизнес - процессы. Так Н.Н. Беденко, осуществляя классификацию бизнес - процессов образовательной организации, относит к основным процессам - образовательный, воспитательный, научный процессы и процесс дополнительного образования; к управленческим процессам - маркетинг, планирование, менеджмент ресурсов, менеджмент качества; к вспомогательным процессам - финансовый, кадровый, информационный, материально - технический, методический, хозяйственный процессы и процесс правового обеспечения .

А.В. Глущенко и Е.М. Егорова выделяют три основных группы бизнес - процессов:

Основные процессы - образовательная и научно - исследовательская деятельность;

Процессы управления - стратегическое планирование, оперативное управление и координация, управление качеством, управление аттестацией и аккредитацией, анализ и принятие решений;

Обеспечивающие процессы - инновационная деятельность, маркетинговая деятель-

ность, финансы и бухгалтерский учет, материально - техническое снабжение, информатизация и компьютеризация, издательская деятельность, управление персоналом, трудом и заработной платой, управление инфраструктурой, административно - хозяйственная деятельность, правовое обеспечение, международная деятельность.

На наш взгляд, данная классификация в полной мере характеризует основные группы бизнес - процессов любой образовательной организации, при этом правильно расставляя приоритеты относительно основных процессов виде образовательной и научно - исследовательской деятельности, так как именно эти процессы удовлетворяют потребности основных потребителей образовательных услуг. Также, исходя из выделенных бизнес - процессов, можно определить центры финансовой ответственности исходя из организационной структуры организации. Взаимосвязь классификации бизнес - процессов и центров ответственности образовательной организации представлена на рисунке 1.

Бюджетирование осуществляется путем разработки оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений, которые реализуются через систему бюджетов по каждому центру ответственности, а затем консолидируются в общий генеральный бюджет.

Рис. 1. Взаимосвязь классификации бизнес - процессов и центров ответственности образовательной организации.

иоигпа! оГ Есопоту ап< еп^ергепеигБЫр, Уо!. 8, Ыот. 11-4

При наличии бюджетного финансирования многие образовательные организации используют затратную модель бюджетирования, которая основана на детальном контроле и управлении расходами. В основе данной модели заложено сметное финансирование, которое предполагает лишь управление бюджетными ресурсами. При использовании данной модели основной задачей управленческого учета является контроль затрат в разрезе экономической классификации расходов. Более предпочтительной моделью бюджетирования является модель, ориентированная на управление результатами деятельности образовательной организации. При данной модели отслеживается взаимосвязь «средства - результат», при этом результатом является конкретное исполнение цели, ради которой были получены средства . Данная мо-

дель может быть использована и при наличии бюджетного и внебюджетного финансирования и она позволяет не только определить результат деятельности, но и дать оценку ее эффективности.

Генеральный бюджет образовательной организации представляется собой совокупность двух бюджетов:

Операционного бюджета, который детализируется через отдельные бюджеты, отражающие статьи доходов и расходов образовательной организации;

Финансового бюджета, включающего бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств и прогнозный бухгалтерский баланс.

Структура генерального бюджета образовательной организации представлена на рисунке 2.

Операционный оюджет Финансовый бюджет

Генеральный оюджет

Рис. 2. Структура генерального бюджета образовательной организации.

Операционный бюджет отражает прогнозируемые объемы услуг на предстоящий год по направлениям деятельности и состоит из отдельных бюджетов, отражающих доходы и расходы образовательной организации. Операционный бюджет образовательной организации состоит из бюджета услуг, бюджета обеспечения услуг, бюджет общих и административных расходов, бюджет коммерческих расходов.

Бюджет услуг является отправной точкой бюджетирования, он составляется на основе планируемых показателей по основным направлениям доходов организации. Доходы образовательная организация получает от оказания образовательных услуг, от выполнения научно - исследовательских работ (НИР) и от прочих сопутствующих видов деятельности. Прочими доходами для образовательной организации являются доходы от сдачи имущества в аренду, доходы

по совместной деятельности, доходы от общежития, столовой, издания учебных пособий, доходы от зон отдыха, спонсорская помощь и др. Бюджет услуг составляется исходя из плана набора по всем формам, уровням образования и видам обучения, плана НИР и плана прочих доходов.

Бюджет обеспечения услуг представляет собой совокупность расходов направленных на оказание образовательных услуг, выполнение НИР и на прочие виды деятельности. Он включает в себя расчет расходов на оплату труда научно - педагогического персонала, отчислений на социальные нужды, материальных расходов, расходов на выплату стипендий и других материальных поощрений обучающихся, коммуникационных расходов (связь, интернет), издательских и др.

КОНЯЕВ А.А. - 2010 г.

  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ: АВВ-МЕТОД

    СТЕРЛЯДЕВ С.А., ФЕДЮКОВА К.В. - 2012 г.

  • 1

    В процессе развития рыночной экономики произошли значительные изменения в системе финансирования государственных высших учебных заведений. С одной стороны, вуз является бюджетной организацией, с другой стороны, во многих российских вузах важным источником дохода являются внебюджетные средства, за использование которых вуз отчитывается перед заказчиками и инвесторами. Таким образом, вуз должен осуществлять сбор, обработку и анализ данных и как бюджетное, и как коммерческое предприятие. Вузы наделены большей самостоятельностью в области внутривузовского управления. Руководство вузов должно вырабатывать и строить новый механизм управления. Основной целью системы управленческого учета в секторе государственного управления является подготовка упорядоченной информации для принятия экономически обоснованных управленческих решений. Хорошо налаженный управленческий учет позволяет рассчитывать фактические затраты на оказание образовательных услуг и управлять ими.

    бухгалтерский учет

    интеграция бюджетного и управленческого учета

    объекты управленческого учета

    информационная база

    концепция управленческого учета

    внутривузовское управление

    учреждение высшего профессионального образования

    управленческий учет

    1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М. А. Вахрушина. - 8-е изд., испр.? М.: Издательство "Омега-Л", 2010. - 570 с. - (Высшее финансовое образование).ISBN 978-5-370-01917-3 (OCR)

    2. Зайцев Н.Н. Об управленческом учете в управлении вузом // Вестник Удмуртского университета. ? 2008. - Выпуск 1. ? С. 25-28; URL:vestnik.udsu.ru/2008/2008- 02/vuu_08_021_04.pdf (дата обращения 15.05.2015).

    3. Кавич А. Ю. Проблемы внедрения управленческого учета в организации/ А. Ю. Кавич, В. Ф. Трунина // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 125-128.

    4. Керимов Б.А. Управленческий учет: учеб. / Б.А. Керимов. - М. : Маркетинг, 2001. - 268 с.

    5. Аналитические материалы по разработке системы нормативов финансового обеспечения государственного задания на подготовку инженерно-технических кадров и специалистов с начальным и средним профессиональным образованием по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития Российской экономики: проект Министерства образования и науки Российской Федерации // ООО "ЭКОРИС-НЭИ". - М.: 2011. - 178 с.

    6. Попова Т.Н. Зачем предприятию управленческий учет?// Справочник экономиста. ? 2011. - № 3; URL: www.profiz.ru/se/3_2011/zacem_upravlences_uche (дата обращения 15 мая 2015 года).

    7. Учетная политика организации: положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008; утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н [Электронный ресурс] // Минфин РФ: офиц. сайт. URL: www.minfin.ru.

    8. Цапулина Ф.Х., Львова М.В., Тихонова С.В. Организация управления бизнес-рисками в сфере туристических услуг // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: www..05.2015).

    9. Черненко А. Кто и как должен заниматься управленческим учётом? //Портал ITeam.Ru. Технологии корпоративного управления. URL:iteam.ru/publications/finances/section_50/article_1029(дата обращения 15 мая 2015 года).

    10. Ястребова О.К. Управленческий учет в секторе государственного управления и его особенности в системе высшего образования//ООО "ЭКОРИС-НЭИ". - М.: 2008. - 14 с.

    Образование - это важная подсистема социальной сферы государства. Обеспечение необходимого уровня образования, в том числе высшего, является сейчас одной из важнейших задач Российского государства.

    За последние два десятилетия высшее образование стало очень популярно, выпускник вуза становится конкурентноспособным на рынке труда. Работодатель заинтересован в специалистах с «новыми» знаниями и умениями.

    В процессе развития рыночной экономики в стране произошли изменения в системе финансирования госучреждений, в том числе государственных высших учебных заведений, характеризующиеся изменением бюджетной поддержки вузов и наделением их самостоятельностью в области внутривузовского управления. Руководство вузов должно вырабатывать и строить новый механизм управления, позволяющий осуществлять деятельность государственных вузов как полноправных субъектов рыночных отношений.

    С одной стороны, учреждение высшего профессионального образования в Российской Федерации является бюджетной организацией, подведомственной Рособразованию, Минобрнауки РФ или иным государственным ведомствам. С другой стороны, во многих российских вузах важным источником дохода являются внебюджетные средства, за использование которых вуз отчитывается перед соответствующими заказчиками и инвесторами. Такая ситуация ведет к тому, что учреждения высшего профессионального образования должны осуществлять сбор, обработку и анализ данных, которые характеризуют его деятельность как бюджетной организации и как «коммерческого» предприятия .

    Учреждения высшего профессионального образования являются одними из крайне малочисленных видов российских бюджетных организаций, которым приходится осуществлять свою деятельность в условиях конкурентной среды. Из этого следует, что руководство вузов должно иметь в своем распоряжении оперативную и достоверную информацию, которая могла бы использоваться в стратегическом планировании и при сопоставлении различных показателей и результатов деятельности конкретного вуза с аналогичными показателями и результатами деятельности других вузов.

    Необходимо отметить, многие вузы в нашей стране являются не только учебными, но и научными центрами, которые ведут обширную научную, исследовательскую и прикладную деятельность. В таких условиях определение эффективности и результативности каждой составляющей (учебной и научно-исследовательской) представляется весьма не простым делом и требует от руководства вуза внедрения инструментов и процедур, позволяющих наладить сбор достоверных исходных данных.

    Решить перечисленные выше задачи существующая в настоящее время система бюджетного учета вуза не в состоянии. Поэтому важна организация управленческого учёта.

    Как известно, управленческий учет - это система сбора, регистрации и анализа информации в стоимостном и натуральном выражении, необходимой для принятия управленческих решений и эффективного управления органом исполнительной власти и (или) бюджетным учреждением в целом, либо отдельной программой или направлением (видом) деятельности.

    Таким образом, основной целью системы управленческого учета в секторе государственного управления является подготовка упорядоченной информации для принятия экономически обоснованных управленческих решений .

    Информация и методы ее анализа позволяют увидеть целостную картину вуза в разрезе функциональных составляющих управления.

    Создание информационной базы управленческого учета в организациях сектора государственного управления предполагает разработку:

    1. Локальных нормативных актов и документов, регламентирующих основные принципы управленческого учета. В состав таких документов входят: план счетов управленческого учета, порядок ведения управленческого учета, график документооборота управленческого учета, формы управленческого учета и отчетности и др.

    2. Порядка учета (расчета и распределения) затрат в разрезе федеральных и ведомственных целевых программ и по направлениям реализации непрограммной части расходов, предусмотренных бюджетной сметой.

    3. Способов и процедур, обеспечивающих интеграцию бюджетного и управленческого учета. В рамках центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций должна существовать единая информационная система, которая создает надежную основу для реализации целей бюджетного и управленческого учета и отчетности.

    Объектами управленческого учета являются :

    Затраты (текущие и капитальные);

    Результаты финансово-хозяйственной деятельности;

    Внутреннее ценообразование;

    Бюджетирование;

    Внутренняя отчетность;

    Внедрение управленческого учёта - сложная задача, которая требует реорганизации всей компании, подбора специалистов и оценки их квалификации, так как на них лежит основная ответственность за постановку и внедрение управленческого учёта на предприятии. Также возникают сложности с созданием автоматизированной системы сбора и получения информации .

    Чтобы решить проблемы, связанные с трудностями внедрения управленческого учета в организации, необходимо решить следующие задачи: создание финансовой структуры, разработка штатного расписания, разработка статей движения денежных средств, определение порядка осуществления платежей, разработка бюджетного регламента, управленческого плана счетов и проводок управленческого учета, а также разработка общей управленческой политики предприятия.

    Система управленческого учета, основанная на системном и оперативном сборе информации, позволяет руководителям разных уровней выполнять одну из своих управленческих функций - контроль поставленных задач. Хорошо налаженный управленческий учет позволяет рассчитывать фактические затраты на оказание образовательных услуг и управлять ими .

    По мнению М.А. Вахрушиной, управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Поддерживая эту точку зрения, отметим, что управленческий учет является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.

    В.И. Керимов видит назначение управленческого учета в решении внутренних задач в управлении предприятием, определяя его как «ноу-хау» конкретного предприятия. Он отмечает, и с этим нельзя не согласиться, что в основе науки управленческого учета лежит производственный менеджмент, который определяет как систему форм и методов управления экономикой предприятия направленную на достижение оптимальных результатов в его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. В отличие от финансового управленческий учет субъективен и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения понятия управленческих решений .

    Как свидетельствует опыт, далеко немногие предприятия в России готовы внедрить и использовать управленческий учет, в том числе и бюджетные учреждения. По нашему мнению, у специалистов по учёту отсутствует единое понимание сущности, роли, назначении и месте управленческого учёта в системе управления вузом. До настоящего времени дискуссируются вопросы о реальном положении управленческого учета при формировании основного организационно-распорядительного документа учебного заведения - учётной политики, нормативно узаконенной соответствующим российским стандартом бухгалтерского учёта, ПБУ 1/2008 . Конечно, с другой стороны, нельзя умалять роль управленческого учёта при принятии определённых решений для эффективности деятельности и предотвращении определённых рисков . Отсюда и возникает необходимость в чётко налаженной организации управленческого учёта.

    С другой стороны, важно осознавать суть управленческого учёта в вузах для решения проблем стандартизации нормативных подходов в регулировании учёта. Поэтому при его постановке рекомендуется выбрать один из общепризнанных стандартов (МСФО, US GAAP, российский бухучет) и на его основе составить инструкции, положения и регламенты по ведению управленческого учета .

    Для организации управленческого учёта в вузах предлагается использовать за базу Международные стандарты финансовой отчетности. Во-первых, Международные стандарты несут самые передовые бухгалтерские и финансовые технологии; во-вторых, российский бухгалтерский учет находится в процессе постоянного реформирования в сторону соответствия Международным стандартам.

    Типовой набор положений по управленческому учету выглядит следующим образом :

    • Общие положения и принципы управленческой отчетности.
    • Основные средства.
    • Запасы (товарно-материальные ценности).
    • Управленческий отчет о движении денежных средств (ОДДС).
    • Управленческий отчет о прибылях и убытках/управленческий отчет о доходах и расходах (ОДР).
    • Управленческий баланс (УБ).
    • Операционные отчеты.
    • Доходы и выручка.
    • Расходы и затраты и др.

    Можно сказать, что каждое положение представляет собой подробное описание учетной политики компании по определенному объекту учета, в котором необходимо как минимум отразить:

    • цели и задачи учета данного объекта ОС;
    • условия признания в учете;
    • момент признания;
    • методы оценки;
    • используемые счета (если учет в компании ведется с применением управленческого плана счетов);
    • описание документооборота по данному объекту учета;
    • раскрытие информации в отчетности, организационный и временный регламент учета и отчетности .

    Также следует подчеркнуть, что приведённые положения по управленческому учёту в вузах должны учитывать специфику работы бюджетного учреждения, применяющего как принципы бюджетного учёта, так и использующего учётные правила предпринимательской деятельности высших образовательных учреждений. Для чёткой и слаженной работы бухгалтерского и управленческого аппарата вуза необходимо прописать порядок взаимодействия и взаимоответственности по формируемой документации с аналитической информацией в управленческих целях. Такой порядок, по нашему мнению, нагляднее было представить в виде графика документооборота аналитических таблиц, диаграмм, рисунков, с указанием должностных лиц вуза, ответственных за их составление.

    Кроме того, следует иметь в виду то, что приведённая структура и содержание управленческого учёта являются связующим звеном между процессными и финансовыми управленческими технологиями. Результат такого взаимодействия образует интегрированное решение в управленческом учете, что является гарантом успешной работы и достижения целей и задач образовательного учреждения высшего звена.

    Рецензенты:

    Кадышев Е.Н., д.э.н., профессор кафедры отраслевой экономики ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г. Чебоксары;

    Серебрякова Т.Ю., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института, г. Чебоксары.

    Библиографическая ссылка

    Цапулина Ф.Х., Романова О.А., Ильина Н.В. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19397 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    ББК 65.052

    Е. А. Макарова

    Кафедра бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита

    УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Необходимость составления точных, достоверных калькуляций была обусловлена в бухгалтерском учете системой государственного централизованного ценообразования. С развитием рыночных отношений расширяется самостоятельность предприятий, в том числе и в вопросах установления цен на свою продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения, что является одной из характеристик этих отношений, в результате чего изменяются задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом и его подсистемой - калькулированием . В этих условиях задача калькулирования - не просто обеспечить фактическую себестоимость изделия, а рассчитать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы предприятия на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль. Исходя из этого рассчитанного уровня себестоимости нужно организовать производство таким образом, чтобы обеспечить этот приемлемый уровень себестоимости и возможность ее постоянного снижения . Именно поэтому в настоящее время центр тяжести в калькуляционной работе постепенно должен переноситься с трудоемких расчетов по распределению косвенных расходов и определению точной фактической себестоимости на прогнозные расчеты себестоимости, составление обоснованных нормативных калькуляций, организацию контроля за их соблюдением в процессе производства. Кроме того, калькуляция себестоимости на уровне прямых (переменных) расходов в условиях рынка связана с установлением нижнего предела цены, т. е. предела, до которого предприятие еще может снизить цену в случае падения спроса на его продукцию или с целью завоевать определенный рынок .

    Сегодня существуют две проблемы учета затрат .

    Первая - переориентировать отечественную теорию и накопленный в этой области практический опыт на решение новых задач, стоящих перед управлением предприятием в условиях рынка.

    Вторая - создание новых нетрадиционных систем получения информации о затратах, применение новых подходов к калькулированию себестоимости, подсчету финансовых результатов, а также методов анализа, контроля и принятия на этой основе управленческих решений.

    Одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию полной себестоимости является подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость . Эта себестоимость может включать в себя

    только прямые затраты, только переменные, зависящие от изменения объемов производства; она может калькулироваться на основе только производственных расходов, т. е. расходов, связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они косвенные. Но, несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования различных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки (валовой прибыли). В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости - системы «директ-костинг» .

    Применение системы «директ-костинг» на практике предполагает дифференцированный подход к издержкам организации: их следует разделить на постоянную и переменную части. Использование системы «ди-рект-костинг» кардинально меняет не только отечественную концепцию калькулирования, но и подходы к учету и расчету финансовых результатов. Применяемая в рамках этого метода схема построения отчета о доходах (как правило, двухступенчатая) содержит два финансовых показателя: маржинальный доход (сумма покрытия) и прибыль .

    Маржинальный доход (МД) - это разница между выручкой от реализации продукции и переменной себестоимостью, рассчитанной в системе «директ-костинг» . В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты организации:

    Таким образом, после вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.

    Возможности управленческого учета, основанного на данных системы «директ-костинг», чрезвычайно широки. Собранная в рамках этой системы информация позволяет ответить на многие вопросы, интересующие руководство организации.

    Перечислим лишь некоторые из них:

    Какие услуги являются наиболее рентабельными, а потому более предпочтительны для организации, оказывающей платные образовательные услуги?

    Какое минимальное количество платных образовательных услуг необходимо оказать, чтобы организация не понесла убытков?

    Как повлияет на финансовое положение организации изменение цен на образовательные услуги?

    Рассмотрим решение поставленных задач на примере деятельности Астраханского государственного технического университета (АГТУ).

    Вуз имеет в своем составе ряд филиалов на правах структурных подразделений, которые могут наделяться полномочиями юридических лиц по доверенности. Рассмотрим в качестве примера два вида платных образовательных услуг, которые оказывает АГТУ:

    Возможность получения второго высшего образования (программа А);

    Возможность первого непрерывного образования (программа Б).

    Пусть в вузе фактически обучаются: по программе А - 350 человек, по программе Б - 107 человек.

    В табл. 1 представлена информация о фактических затратах АГТУ, связанных с выполнением учебных программ А и Б.

    Таблица 1

    Фактические затраты АГТУ (руб.)

    Статьи затрат | Программа А | Программа Б | Итого по АГТУ

    1. З/п преподавательского состава 800 000 770 000 1 570 000

    2. Обеспечение контингента методической литературой 150 000 140 000 290 000

    3. Обеспечение контингента учебной литературой 275 000 258 000 533 000

    4. Износ МБП 57 000 49 500 106 500

    Итого прямых затрат 1 282 000 1 217 500 2 499 500

    Косвенные

    5. З/п обслуживающего персонала 130 000 105 000 235 000

    6. Командировочные расходы 30 000 20 000 50 000

    7. Амортизация основных средств 15 000 10 000 25 000

    8. Аренда 32 200 28 300 60 500

    10. Обслуживание средств программного обеспечения, ксероксов 14 080 13 920 28 000

    11. Оплата коммунальных услуг 48 250 36 750 85 000

    12. Оплата услуг связи (телефонов, факсов, пейджеров и т. д.). 4 208 3 792 8 000

    Итого косвенных затрат 279 738 221 762 501 500

    Итого затраты АГТУ 1 561 738 1 439 262 3001 000

    13. Возмещение операционных расходов вуза 98 560 84 440 183 000

    Итого расходов 1 660 298 1 523 702 3 1 84 000

    Выбор наиболее рентабельных образовательных услуг. В системе управленческого учета издержки любой организации обычно делятся на три группы: переменные, постоянные и условнопостоянные. Для упрощения примера положим в основу классификации лишь первые две группы (табл. 2). К переменным издержкам, напрямую зависящим от объема реализации образовательных услуг АГТУ, можно отнести з/п преподавательского состава (с соответствующими начислениями на нее), затраты на обеспечение контингента методической и учебной литературой, износ МБП. В системе «директ-костинг» эти статьи затрат будут учтены при калькулировании себестоимости одной образовательной услуги. Постоянными издержками для АГТУ являются: з/п обслуживающего персонала

    (с отчислениями в фонды социального страхования); командировочные расходы, амортизация основных средств; аренда, содержание гаражного хозяйства; обслуживание средств программного обеспечения, ксероксов; оплата коммунальных услуг, услуг связи; прочие хозяйственные расходы. Размер этих издержек практически не зависит от деловой активности АГ -ТУ, в связи с чем они не будут участвовать в калькулировании.

    Таблица 2

    Статьи затрат

    Переменные________________________

    1. З/п преподавательского состава_________

    2. Обеспечение контингента методической литературой_

    3. Обеспечение контингента учебной литературой___

    4. Износ МБП______________________

    Постоянные________________________

    5. З/п обслуживающего персонала___________

    6. Командировочные расходы________________

    7. Амортизация основных средств___________

    8. Аренда_________________________

    9. Содержание гаражного хозяйства_________

    10. Обслуживание средств программного обеспечения, ксероксов

    11. Оплата коммунальных услуг_____________

    12. Оплата услуг связи (телефонов, факсов, пейджеров и т. д.).

    Традиционным для отечественной практики является калькулирование полной себестоимости оказанной услуги, что предполагает распределение косвенных издержек между образовательными программами А и Б.

    Взяв за базу распределения косвенных издержек АГТУ начисленный фонд заработной платы профессорско-преподавательского состава, получим результаты, представленные в табл. 3.

    Таблица 3

    Распределение затрат по программам А и Б

    Статьи затрат Программа А Программа Б

    1.Прямые статьи затрат, тыс.руб.: з/п преподавательского состава обеспечение контингента методической литературой обеспечение контингента учебной литературой износ МБП Итого прямых затрат, тыс. руб. 800 150 770 140

    2. Косвенные издержки 348,8 335,7

    3. ИТОГО полная себестоимость оказанных услуг, тыс. руб. 1 630,8 1 553,2

    4. Численность контингента, чел. 350 107

    5. Фактическая себестоимость одной образовательной услуги (стр. 3 / стр. 4), руб. 4 659 14 515

    Цена обучения по программе А - 4 700 руб., по программе Б -15 336 руб. В табл. 4 показан расчет финансового результата АГТУ и рентабельности отдельных видов образовательных услуг исходя из калькулирования их полной себестоимости.

    Таблица 4

    Расчет финансового результата АГТУ

    Показатели Программа А Программа Б ВСЕГО

    1. Цена одной услуги, руб. 4 700 15 336 -

    2. Количество оказанных услуг (контингент, чел.) 350 107 457

    3. Выручка от реализации услуг (стр. 1 X стр. 2), тыс.руб. 1 645,0 1 641,0 3 286,0

    4. Полная себестоимость оказанных услуг, руб. 1 630,8 1 553,2 3 184,0

    5. Прибыль (стр. 3-стр. 4), тыс. руб. 14,2 87,8 102,0

    6. Рентабельность видов услуг (стр. 5 на стр. 4) X 100 % 0,87 5,6 3,2

    В табл. 5 представлен отчет о деятельности АГТУ за тот же период, но он составлен по данным, собранным в системе «директ-костинг». Основанный на делении расходов на переменные и постоянные, этот формат позволяет оперативнее контролировать оба вида издержек. Сумма постоянных расходов не распределяется между отдельными видами услуг, показывается в отчете отдельной строкой, и ее влияние на величину прибыли хорошо видно.

    Таблица 5

    Отчет о деятельности АГТУ

    Показатели Программа А Программа Б Всего

    1. Выручка от реализации услуг, тыс. руб. 1 645,0 1 641,0 3 286,0

    2. Переменная часть себестоимости оказанных услуг, тыс. руб. 1 282,0 1 217,5 2 499,5

    3. Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2), тыс. руб. 363,0 423,5 786,5

    4. Рентабельность видов услуг (стр. 3 / стр. 2) X 100 % 28,3 34,8 31,5

    5. Постоянные затраты, тыс. руб. 684,5*

    6. Операционная прибыль, руб. 102,0

    *684,5 = 501 500 + 183,0 (табл. 1).

    Преимущество такого формата отчета состоит в том, что из него видны расходы АГТУ по оказанию отдельных видов услуг, независимо от того, каковы суммы заработной платы обслуживающего персонала, сумма

    коммунальных платежей и других постоянных расходов. Информация о себестоимости услуг «очищена» от влияния этих издержек, а потому является более наглядной и объективной. Например, по результатам калькулирования полной себестоимости следует вывод: рентабельность программы Б (5,6 %) более чем в 6 раз превышает рентабельность программы А (0,87 %). Этот вывод опровергается результатами калькулирования по системе «директ-костинг» (табл. 5): рентабельность этих программ вполне сопоставима. Таким образом, для принятия решения о направлениях развития АГТУ, как и при решении других управленческих задач, система «директ-костинг» оказывается более предпочтительной, чем расчеты, основанные на калькулировании полной себестоимости.

    Идея системы «директ-костинг» сегодня нашла отражение и в международных стандартах по бухгалтерскому учету, касающихся отражения затрат и формирования финансовых результатов.

    В России по мере обособления предприятий с различной формой собственности, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развития других сторон рыночной экономики появится и постепенно будет возрастать потребность в системе «директ-костинг», от этого будет зависеть дальнейший рост эффективности учета.

    Наличие математического и программного обеспечения и средств вычислительной техники, расширение сферы их применения являются материальной предпосылкой практического использования системы «директ-костинг» на отечественных предприятиях.

    СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

    2. Жарикова Л. А., Белов В. Б. Управленческий учет. - Тамбов: ТГТУ, 2001. - 66 с.

    3. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации, примеры. - М.: ИНФРА, 2000. - 112 с.

    4. Шнайдерман Т. А. Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 87 с.

    5. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции / Сост. Р. И. Рябова. -6-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 178 с.

    6. Ткач В. И., Ткач М. В. Управленческий учет: международный опыт. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 49 с.

    7. Хорнгрен Э. С., Ван Бреда М. Д. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 187 с.

    8. Николаева С. А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «ди-рект-костинг». - М.: Финансы и статистика, 2000. - 76 с.

    Получено 13.07.04

    MANAGEMENT ACCOUNTING IN THE ORGANIZATIONS PERFORMING EDUCATIONAL ACTIVITY

    The operation of Astrakhan State Technical University is taken as a model (the data of the article are ideal) to examine the direct costing method as a system of sums covering the marginal profit and enabling to study the relationship between the volume of production, expenditures (production cost, revenue and marginal profit). The main problems of cost accounting have been described: the redirection of national theory and of gained practical experience in this sphere in order to solve new problems which the expertise management faces under the market conditions, the creation of new non-traditional systems of gathering information on expenditures; the application of new approaches to cost calculation, financial result calculation, as well as the methods of analysis, control and taking management decisions on their basis. The most profitable chargeable educational services as being more preferable for the organization performing them are also considered.