Жкх и городская среда. Национальный проект «Жилье и городская среда»: как в погоне за цифрами не забыть о людях. Всероссийское селекторное совещание

Хорошо, когда всё идёт по плану. Есть план развития и у отрасли ЖКХ. Минстрой РФ представил его в виде национального проекта «ЖКХ и городская среда ». Проект рассчитан до 2020 года включительно и подразумевает симбиоз обеспечения качества жилищно-коммунальных услуг и формирования комфортной городской среды.

Какие мероприятия перечислены в проекте и нашлось ли место в нём ГИС ЖКХ , расскажем сегодня.

К 2020 году Минстрой РФ планирует существенно улучшить качество жилищно-коммунальных услуг , сделать их более:

  • надежными - снизить аварийность на объектах тепло-, водоснабжения и
  • водоотведения,
  • качественными - повысить уровень удовлетворённости граждан качеством ЖКУ,
  • открытыми - размещать в ГИС ЖКХ платёжные документы, данные о размере платы за жилье и КУ,
  • доступными для инвестиций.

В результате через три года должны быть достигнуты следующие цели:

  • повышена инвестиционная привлекательность отрасли,
  • появился единый стандарт сервиса управления домами,
  • ЖКХ стало более открытым,
  • появился публичный индекс качества ЖКУ.

Стандарт управления МКД и инвестиции

Для привлечения новых инвестиций в отрасль Минстрой РФ предлагает сделать выгодными условия для инвестирования ЖКХ. Для этого необходимо повысить платёжную дисциплину в сфере, исключить посредников при платежах. Несомненно, потребуется пересмотреть тарифное законодательство.

Минстрой РФ рассматривает возможность заключения государством договоров с частными предпринимателями на эксплуатацию унитарных предприятий в сфере ЖКХ , управление которыми было признано неэффективным.

Вторым пунктом программы по привлечению новых инвестиций в отрасль ЖКХ является всесторонняя поддержка инвесторов: совершенствование механизмов государственной помощи, развитие информационных ресурсов, где собраны лучшие практики по модернизации коммунальной инфраструктуры.

Что такое единый стандарт управления МКД ? Помните недавнюю шутку про то, что Минстрой РФ предлагает ввести единую униформу для сотрудников управляющих организаций? В каждой шутке только доля шутки. Эта инициатива как раз из единого стандарта управления МКД. Он будет включать в себя определение:

  • минимального перечня качества сервиса: скорость рассмотрения обращений потребителей, возможности подать обращение онлайн, близость офиса УО к МКД, единая униформа сотрудника УО,
  • процедуры оказания услуг по управлению МКД,
  • гарантий качества оказания услуг.

Открытость ЖКХ

Открытость отрасли жилищно-коммунального хозяйства планируется повышать с помощью использования ГИС ЖКХ. Как вы знаете, сейчас система находится в подвешенном состоянии - решается вопрос продления переходного периода до 1 июля 2017 года.

В системе должны размещаться данные о (об):

  • платёжных документах, размере платы за жилое помещение и КУ, задолженности по оплате,
  • поставщиках коммунальных ресурсов,
  • управляющих организациях,
  • объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения,
  • нормативах потребления КУ,
  • перечне услуг, оказываемых УО, их объёме, качестве, периодичности предоставления, стоимости,
  • коммунальных ресурсах и услугах,
  • приборах учёта и об использовании показаний этих приборов,
  • соблюдении установленных параметров качества товаров, работ, услуг УО и РСО,
  • о ценах и тарифах на ЖКУ.

Обязанность управляющих организаций - раскрытие информации в ГИС ЖКХ . Минстрой РФ же будет регулярно публиковать и обновлять рейтинг регионов по индексу качества жилищно-коммунальных услуг.

Качество жилищно-коммунальных услуг

Индекс качества ЖКУ будет складываться из нескольких контрольных моментов. Главный - это удовлетворенность населения качеством управления МКД . Следом будет оцениваться количество исполненных в срок предписаний, выданных лицам, управляющим МКД.

Повлияет на индекс качества сокращение количества аварий на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов.

Учитываться также будут объём привлечённых частных инвестиций и уровень информатизации сферы ЖКХ.

Реализация планов

Все перечисленные задачи должны поступательно решиться к 2020 году. К 1 июля 2017 года будет разработан и утверждён график размещения регионами данных в системе. Ожидается, что к 25 декабря 2017 года 50 субъектов РФ выполнят графики раскрытия информации в ГИС ЖКХ.

В октябре этого же года будут утверждены единый стандарт управления МКД и методика расчёта индекса качества.

В 2018 году будет запущено проведение оценки качества оказания ЖКУ и рейтинг субъектов РФ по индексу качества по итогам 2017 года. Выделят финансирование

для государственной поддержки инвестиционных проектов по совершенствованию объектов коммунальной инфраструктуры.

К концу этого года уже 80 субъектов РФ выполнят график раскрытия данных на ГИС ЖКХ. Будет составлен первый рейтинг регионов по качеству ЖКУ, запустят систему мониторинга выполнения единого стандарта управления.

В 2019 году ожидается увеличение темпов выполнения программы «Городская среда и ЖКХ », к концу года график по размещению данных в системе выполнят 85 субъектов РФ.

На пресс-конференции в Интерф аксе заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев и заместитель председателя Общественного Совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева поделились с журналистами своими мнениями о важных проектах в сфере ЖКХ.

Напомним вкратце. Национальный проект «Жилье и городская среда» был разработан в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации Владимира Путина и утвержден на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.

Когда мы рассматривали этот проект на заседании комитета Госдумы, то все фракции отметили, что его реализация предусматривает увеличение финансирования за счет средств федерального бюджета, - рассказал Павел Качкаев. – Всего из средств федерального и региональных бюджетов будет затрачено порядка 1,1 триллиона рублей.

По словам Павла Качкаева , нацпроект предполагает четыре направления развития. Первое - федеральный проект «Жилье».

- Поставлена задача - до 2024 года построить 120 млн кв. метров жилья в стране , - объясняет Качкаев . - Из них 80 млн кв. метров - это многоквартирные дома, а оставшееся 40 млн кв. метров предусмотрено под индивидуальное жилищное строительство. Также проектом предусматривается модернизация строительной отрасли.

Второе - федеральная программа «Ипотека». Из тех 80 млн кв. метров ипотека должна занимать около 53 млн. При этом Правительство РФ планирует снизить ставку по ипотечному кредитованию с 10,6 до 7,9 процентов. И если сейчас на ипотечном рынке по объемам приобретения лидирует вторичное жилье, то к 2024 году покупки ипотечного жилья в новостройках должны сравняться со вторичкой.

Третье - федеральный проект, направленный на расселение аварийного и непригодного для проживания жилья.

На эти цели из различного уровня бюджетов выделяются около 500 млрд рублей, - подчеркнул Павел Качкаев . - Причем, львиная доля покрывается именно федеральным бюджетом в пропорции примерно 95% и 5%. Но есть нюансы, вызывающие некоторые сомнения. В 2019-2020 годах объем сносимого жилья почему-то не очень большой. В 2021 году рост увеличивается, а к 2024 году мы должны выйти на те цифры, которые мы уже показывали в 2014-2017 годах. Наш комитет Госдумы внес свои замечания по 2019-2020 годам и надеется, что такого провала не будет. Также использованы не все методы для сноса жилья. В каждом городе есть аварийные многоквартирные дома, снос которых выгоден для бизнеса. И хотелось бы учесть в федеральном проекте этот факт.

Четвертое - «Формирование комфортной городской среды». В 2018 году на финансирование этого направления предусмотрено около 51 млрд рублей. Будет благоустроено13 тысяч дворов и 3,2 тысячи общественных территорий – парки, скверы и т.д.

Исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает разработку и внедрение нацпроекта «Жилье и городская среда» историческим моментом. Но при его реализации важно не оставить за бортом тех, кто действительно нуждается в помощи государства.

Особое внимание Светлана Разворотнева уделила программе «Развитие городской среды».

В соответствии с майскими указами Президента РФ индекс качества городской среды является одним из важнейших показателей регионального и местного развития, - отмечает Разворотнева . – А кто-нибудь может объяснить, что это такое? Да, есть методика определения индекса качества городской среды муниципальных образований, расположенных на территории страны, утвержденная приказом Минстроя России . Но она не может служить полноценным индикатором, потому что критерии, используемые в методике, не позволяют оценить качество проживания в городе его жителей. Они, по нашему мнению, в первую очередь отражают позицию градостроителей-исследователей. При этом многие важные составляющие быта граждан, которые как раз и определяют качество жизни в данном населенном пункте, остаются как бы за кадром. Например, это касается состояния домов, в которых проживают люди, в том числе – внешнего вида подъездов, качества предоставляемых коммунальныхуслуг, чистоты улиц, наличия работы и т.д.

По мнению экспертов НП «ЖКХ Контроль» и Комиссии ОПРФ , основными должны стать те показатели, которые отражают усилия местных властей по изменению ситуации в городе.

Согласно предложению Минстроя России, утвержденному 19 сентября на заседании Президиума, в рамках проекта выделены две ключевые задачи – создание комфортной городской среды и обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг. Решением Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаила Меня курировать проект будет замглавы ведомства Андрей Чибис. Работа по формированию городской среды будет осуществляться по трем направлениям: оперативные меры, системные изменения подхода к благоустройству и поддержка конкретных проектов в этой сфере.

Так, до конца 2017 года Минстрой России планирует утвердить перечень первоочередных мероприятий по благоустройству. Особое внимание уделят соблюдению требований по доступности среды для маломобильных групп населения. В соответствии с перечнем первоочередных мероприятий муниципалитеты утвердят собственные детализированные планы работ, мониторинг выполнения которых будет организован через систему ГИС ЖКХ. Кроме того, для муниципальных и региональных властей планируется организовать обучение и создать интернет-библиотеку лучших практик и кейсов благоустройства. Одновременно с этим начнется реализация 40 пилотных проектов благоустройства, что позволит на практике оценивать эффективность принимаемых решений и получить оперативную обратную связь от горожан.

«Параллельно с этой работой и на основании ее опыта мы планируем разработать системные изменения к подходам благоустройства и городской среды. Минстрой России инициирует соответствующие изменения в Градостроительный Кодекс, будут выработаны стандарты развития российских городов разных типов. Они определят логику модернизации и благоустройства муниципалитетов, при этом сохраняя самобытность и культурные традиции регионов», - прокомментировал замглавы Минстроя России Андрей Чибис.

Третье направление работы – поддержка проектов благоустройства, инициированных на местах. Для того, чтобы избежать формирования однородной и стандартизированной городской среды, Минстрой России планирует запустить конкурс на лучшие городские практики, победители которого получат гранты на софинансирование предлагаемых проектов. Кроме того, обсуждается выделение правительством субсидий на региональные программы благоустройства, которые субъект Федерации сможет получить только при условии выполнения первоочередных мер по благоустройству.

Для обеспечения качества жилищно-коммунальных услуг ведомство планирует продолжить привлечение в отрасль инвестиций и реализацию мер по обеспечению прозрачности сферы ЖКХ. Для этого планируется создание режима «инфраструктуры опережающего развития»: инвесторам в ЖКХ предложат налоговые льготы и новые меры господдержки, будут сокращены ограничения для инвестирования пенсионных накоплении. Для активизации работы региональных властей планируется введение показателей эффективности для субъектов федерации, учитывающих темпы модернизации ЖКХ и показатели надёжности коммунальной инфраструктуры: потери, аварийность и так далее. Эти показатели будут учитываться при комплексной оценке эффективности глав субъектов. Отдельное внимание планируется уделить донастройке тарифного законодательства и повышению платежной дисциплины – сегодня эта проблема в отрасли признана одной из ключевых. В комплексе это позволит значительно повысить эффективность работы частных инвесторов.

Повышение прозрачности ЖКХ позволит сделать городскую инфраструктуру клиентоориентированной и понятной как для участников рынка, так и для потребителей. Для этого Минстрой России планирует ввести стандарт качества сервиса для управляющих компаний и запустить в ГИС ЖКХ систему мониторинга его выполнения. В целом в ГИС ЖКХ должно быть обеспечено полное раскрытие информации, в том числе по реализации концессионных соглашений.

«Работа в рамках национального приоритета позволит сконцентрировать ресурсы на выполнения конкретных задач. Сейчас предложение Минстроя России вынесено на обсуждение, уверен, что при участии экспертного сообщества и коллег из регионов мы сумеем реализовать эффективный и результативный проект», - заявил Андрей Чибис.

Для реализации проекта будет выделен 71 млрд рублей. На что именно он будет потрачен? Об этом, а также о том, какие изменения действительно нужны российским городам, мы спросили экспертов отрасли.

Правительство России утвердило национальный проект «ЖКХ и городская среда». Как сообщается на сайте Минстроя, программа будет направлена на «формирование единых современных требований к проектированию и благоустройству городов». По информации СМИ, реализация проекта намечена на 2017-2020 годы, для этого потребуется привлечь 71 миллиард рублей из федерального бюджета. Чиновники выделили две задачи, которые должен решать проект: создание комфортной городской среды и повышение качества услуг ЖКХ.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, средства, идущие из бюджета Москвы на благоустройство, в полном объеме возвращаются в городскую экономику: доходы города от туристической отрасли составляют порядка 400 млрд рублей в год. В свою очередь, комфортная среда привлекательна для туристов и позволяет Москве быть достойным конкурентом среди других мегаполисов мира, уверен градоначальник.

Мы спросили экспертов, что, по их мнению, проект даст городу, чем займутся чиновники и на что в итоге пойдут деньги?

Стандарты красоты

Сергей Креков, глава попечительского совета Ассоциации компаний , обслуживающих недвижимость, ожидает от властей действий, направленных на стандартизацию городской среды:

«Образцом послужат уже реализованные в Москве проекты благоустройства города – например, «Моя улица». Утвердят определенные типовые варианты изменений городского пространства, чтобы в каждом региональном центре перемены были схожими, а не у каждого на свой лад. Напомню, единые правила по благоустройству городов до сих пор не разработаны. Также будут выделены деньги на уже привычные москвичам широкие тротуары, газоны и уличную мебель».

Как отразится программа на сфере ЖКХ Креков ответить затрудняется. Он отметил, что часть городских территорий обслуживается управляющими компаниями, и у некоторых из них есть социальные обязательства перед муниципальными властями.

Социальная направленность проекта

Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп» , среди прочего выделяет социальную составляющую проекта. По ее мнению, деньги должны помочь людям с ограниченными возможностями интегрироваться в городскую среду:

«Как известно, для реализации проекта «ЖКХ и городская среда» будет выделен 71 млрд рублей, причем большую часть (41 млрд) планируется инвестировать в ЖКХ, а оставшиеся 30 млрд − в городское благоустройство. Под созданием комфортной городской среды власти подразумевают не только привычные нам озеленение, ремонт тротуаров, уход за парками, организацию освещения, но и более глобальные и долгосрочные задачи. Эти задачи призваны не просто поддерживать созданное ранее в хорошем состоянии, но и разрабатывать решения, которые изменят облик города, сделав его более комфортным».

В качестве примера приоритетных задач Литинецкая приводит повышение доступности городской среды для маломобильных категорий граждан. По ее мнению, особое внимание будет уделено диалогу властей и жителей, которые также должны принимать активное участие и высказывать свою позицию по тем или иным обсуждаемым нововведениям. А чтобы было проще принимать решения, власти создадут единый портал, где можно ознакомиться с лучшими примерами благоустройства, в том числе и в других городах.

По словам Литинецкой, изменения коснутся и законодательства.

«Чиновники планируют внести поправки в Градостроительный кодекс, прописав понятие благоустройства, а также его единые стандарты. Причем в перспективе эти правила коснутся не только общественных зон, но и жилых комплексов.

Найм молодежи

Нацпроект также объединит работу чиновников и талантливой молодежи, считает Мария Литинецкая. В частности, проектом предусмотрено обучение специалистов по обустройству городов − так Москва поделится опытом с регионами:

«Проект «ЖКХ и городская среда» − не просто перечень мероприятий в конкретных городах, а создание единой системы, полноценного механизма, который призван объединить власть и жителей для совместной слаженной работы по благоустройству. В частности, чиновники хотят, чтобы молодые талантливые архитекторы могли донести свои предложения до горожан и получить поддержку властей. Поэтому каждый город будет благоустраиваться не по какому-то единому сценарию, а в зависимости от конкретных нерешенных задач».

В качестве примера наша собеседница приводит Москву. По ее словам, в столице актуальна проблема благоустройства набережных, ведь сейчас 75% прибрежных территорий заброшены, а это потенциально перспективные площади для создания новых современных общественных зон. Кроме того, приоритетным направлением является создание парков, в том числе в Новой Москве, где сейчас наблюдается их дефицит, продолжает Литинецкая.

«В глобальном смысле проект «ЖКХ и городская среда» позволит создать базу для дальнейшей четкой работы по преображению и развитию города, - рассказывает эксперт. - В год власти планируют обучать по 500 специалистов. Их лучшие проекты будут отбираться в рамках конкурса Минстроя и распространяться на другие города России. Не менее важно то, что благоустраивать начнут и небольшие города, ведь теперь местные власти смогут получить финансовую помощь. Если в Москве пешеходные дорожки, грамотное озеленение и регулярное освещение - давно норма, то в регионах, к сожалению, даже такие элементарные блага не всегда доступны».

Стоит ли тратить 71 млрд на нацпроект?

Конечно, улучшение эстетического облика городов − задача важная, однако, может, есть сферы городского хозяйства, куда было бы эффективнее вложить миллиарды?

Отвечая на этот вопрос Мария Литинецкая объясняет, что основной задачей нацпроекта является не озеленение, а вещи, более важные для преображения облика городов:

«Как уже было отмечено, программа «ЖКХ и городская среда» касается не только таких частных вещей, как озеленение и благоустройство. Она преследует и более глобальные задачи, призванные изменить облик города, сделав его более комфортным и удобным. Посадка новых деревьев – лишь малая толика того, что предстоит сделать. Преображение будет гораздо более значительным».

Сергей Креков считает, что в сфере ЖКХ на данный момент остается достаточно много нерешенных вопросов, в том числе, финансирование капремонта многоквартирных домов:

«На что лучше тратить бюджетные деньги − вопрос спорный, однако, на мой взгляд, их лучше направить не на закупку декоративных элементов оформления города, а на капитальный ремонт многоквартирных домов. Известно, что во многих регионах есть проблемы с реализацией этой программы.

По мнению Крекова, в первую очередь нужно поработать над управлением в многоквартирных домах, а уж обустройство прилегающих территорий - задача второстепенная.

О бюджетных ассигнованиях на реализацию проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях Постановление от 7 марта 2018 года №237, распоряжение от 6 марта №387-р. Из резервного фонда Правительства России выделяются средства в размере 5 млрд рублей на реализацию проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Господдержка позволит обеспечить реализацию таких проектов не менее чем в 80 малых городах и исторических поселениях.

25 декабря 2017 , Об изменениях в порядке предоставления субсидий на поддержку региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды Постановление от 16 декабря 2017 года №1578. Внесёнными в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды изменениями установлены порядок и условия проведения рейтингового голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству. Это позволит органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления подготовить пятилетнюю программу формирования комфортной городской среды, которая будет максимально соответствовать интересам жителей муниципальных образований.

27 сентября 2017 , Общие вопросы реализации национальных проектов О промежуточных итогах приоритетных проектов по направлениям: «Ипотека и арендное жильё», «ЖКХ и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

18 апреля 2017 , Дорожное хозяйство Об изменениях и дополнениях в паспортах приоритетных проектов «Безопасные и качественные дороги», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг»

13 февраля 2017 , Экономика городов. Городская среда Об утверждении Правил предоставления субсидий на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды Постановление от 10 февраля 2017 года №169. Утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. В федеральном бюджете на 2017 год на эти цели предусмотрены средства в объёме 20 млрд рублей.

8 февраля 2017 , Экономика городов. Городская среда О решениях по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

25 января 2017 , Экономика городов. Городская среда Брифинг Михаила Меня по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам О ходе реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

25 января 2017 , Экономика городов. Городская среда О ходе реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

5 декабря 2016 , Экономика городов. Городская среда Утверждён паспорт приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Формирование комфортной городской среды» Ключевая цель проекта – обеспечить комплексное развитие современной городской инфраструктуры на основе единых подходов.

21 ноября 2016 , Дорожное хозяйство О паспортах приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития «Безопасные и качественные дороги», «ЖКХ и городская среда», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».