Профессиональное самоопределение личности. Профессиональное определение старшеклассников Сроки и этапы проведения Конкурса

Под термином «профессиональное самоопределение» подразумевается форма индивидуального выбора личности, которая заключает в себя процесс поиска, а также . Обычно оно реализуется в ходе анализа своих собственных знаний и навыков, оценка способностей относительно требований, предоставляемых конкретной профессиональной обязанностью.

В наше время данное понятие также напрямую соотносится с актом самоопределения личности, учитывает влияние на человека окружающей социальной среды и обстановки, его жизненных убеждений, позиций. Если же говорить о особенностях рыночных отношений, то в данном случае остро рассматривается вопрос о возможности свободного выбора работы, а также способности будущего сотрудника конкурировать.

Профессиональное самоопределение учащихся

Понятие « учащихся» заключает в себе не только соответствие выбора работы индивидом с социальными требованиями, но также их соотношение с личностным отношением субъекта к той или иной сфере деятельности.

Разумеется, этот процесс является одним из составляющих факторов общего самоопределения в жизни, так как включает в себя фактор выбора образа жизни, напрочь связанного с выбранной работой.
В данном случае существует несколько вариантов подходов, с помощью которых решается задача выбора. Социологический метод заключается в том, что социум ставит перед индивидом определенные требования в плане профессиональной деятельности и определяет результат выбора. Социально-психологическая методика является более поэтапным выбором, который включает в себя сочетание потребностей социума и индивидуальных предпочтений личности. Третий метод, психологически или же дифференциально-психологический, является сугубо личностным самостоятельным построением образа жизни и деятельности.
Как правило, понимание своей уникальности и склонностей в рамках профессиональной деятельности происходит в 5-7 классах. В то же время в 8-9 классах уже может наблюдаться первый этап профессионального самоопределения – формирование трудового самосознания.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Выбор будущей работы старшеклассником – это один из основных факторов общего жизненного самоопределения. Он характеризуется рядом механизмов, в частности, оценки личностных навыков и качеств в соответствии с предъявляемыми профессией требованиями, собственно поиск и профессии и возможность реализации сделанного выбора. Как правило, в возрасте 15-ти лет весьма проблематично сделать разумный выбор в плане профессии без посторонней помощи. Сам старшеклассник осуществляет его весьма инертно, а реальные романтические мечты о той или иной деятельности в жизни, как правило, не удается реализовать вообще.

Будущее, которое в дальнейшем ощущается как что-то неудовлетворительное, может простимулировать своеобразное явление . Старшеклассник, спустя некоторое время, начинает осознавать себя, свое место в жизни, реальные желания заниматься определенными вещами, реализовать себя в конкретной сфере. Такой «запоздалый» самоанализ является практически основой, двигающей адекватный профессиональный выбор.

Разумеется, старшеклассники, получившие полное среднее образование, чувствуют себя куда более уверенными. К моменту окончания школы они уже покидают привычные фантазии и осознают свои реальные способности и возможности, оценивают те или иные варианты выбора профессии. Для них, на данном этапе, такой выбор обуславливает не столько сам поиск профессии, сколько выбор того или иного варианта узкой подготовки по специальности приобретения необходимых для данной деятельности знаний и навыков.

Профессиональное самоопределение личности

Психологи рассматривают профессиональное самоопределение личностикак механизм сравнения выдвигаемых работой требований и существующих у индивида навыков, познаний, которые могут быть достаточными или же, наоборот, недостаточными для принятия на себя «роли». К тому же, учитывается и психологическое предпочтение субъекта к видам труда.
Данный процесс во многом зависит от возраста, проходя вместе с личностью определенные стадии формирования. Их можно рассмотреть поочередно, сопоставив с конкретными этапами развития индивида.
Например, в дошкольном возрасте дети предпочитают различные социально-ролевые игры, в которых они подражают взрослым. Малыши выбирают определенные профессиональные роли, в соответствии с правилами выдуманной ими игры. Это может быть пожарник, доктор, строитель, повар… Роли обычно достаточно упрощенные и несложные, поскольку основываются на личном опыте наблюдения детей за взрослыми, которым они стараются подражать. На данном этапе важно то, что уже тогда дети приобретают некоторые основные навыки, осваивают элементарные виды труда, что получает свое логическое продолжение в младших классах.
К концу младшего школьного возраста нарастает индивидуализация и разница между малышами в рамках навыков, способностей и предпочтений. В связи с этим формируется гораздо больший спектр профессионального предпочтения ребенка, но вместе с тем он сужается, расставляя определенные приоритеты.

– это достаточно уникальный этап процесса формирования профессиональных предпочтений. Дело в том, что именно в этом возрасте формируется не столько наработка навыков, сколько личностное и эмоциональное отношение ребенка к труду и определенным сферам деятельности. То есть в данном возрасте происходит закладка именно личных, сугубо психологических предпочтений и, следовательно, избирательности в плане профессиональной деятельности. Нередко именно в это время наблюдается определение профессии, ориентированной на «романтику». Например, мальчики-подростки стараются подчеркнуть свою мужественность и зрелость, ориентируясь на те сферы деятельности, которые требуют силы, выносливости, терпения, стойкости и мужества.

Конечно, большая часть молодежи, в возрасте 16-23-х лет, после получения должного среднего и высшего профессионального образования, оставляет романтические мечты в прошлом и нацеливается на куда более серьезные вершины в будущем.
Обычно к 27-ми годам наблюдается профессиональная активность со стороны индивида. К этому моменту уже существует конкретная определенность – выбранная работа, опыт, цели и достижения. То есть актуальность приобретает не столько вопрос правильного выбора, а именно совершенствование себя в рамках работы, достижение нового уровня профессионализма. Психологи отмечают, что к 30-ти годам вопрос о верности сделанного выбора может возникнуть с новой силой. В таком случае существует всего лишь два варианта развития событий: индивид может принять решение остаться в занятой им должности и продолжить развиваться, либо же уйти и попытаться отыскать новую, полностью устраивающего его профессию.

Психология профессионального самоопределения

В наше время психология профессионального самоопределения утвердилась в качестве комплекса процессов, которые входят в состав общей жизненной самоориентации, поскольку профессиональная деятельность является одной из ведущих сфер жизни каждого индивида. При этом стоит отметить тот факт, что, выбирая свою будущую профессию, человек пересматривает также последующий образ жизни и соотносит его со своими собственными предпочтениями и убеждениями.
Над этим вопросом активно работал отечественный специалист в области психологии А. Климов, который отнес профессиональное самоопределение к показателям качества психологического развития человека. С его точки зрения у каждого индивида в течение жизни формируется личный взгляд на те или иные области профессиональной деятельности. Также А. Климов предложил следующую структуру этих процессов:
Понимание индивидом собственной принадлежности к некоторой профобщности, например, строителей или же врачей.
Оценка индивидом своего собственного места в данной сфере деятельности и своего статуса в ней.
Понимание человеком его признания окружающими относительно его профессионализма.
Знание сильных и слабых личностных сторон, индивидуальных и эффективных подходов к решениям возникающих проблем, умение их реализации, а также знание путей самосовершенствования.
Самооценка, личное представление о себе как о работнике и о работе в будущем.

Проблема профессионального самоопределения

Статистические данные профконсультационных центров показывают, что большинство из учащихся даже старших классов или высших учебных заведений, обращаются за помощью с определением их возможного места работы, где они были бы наиболее эффективны. Проблема профессионального самоопределения заключается в том, что у многих школьников наблюдается отсутствие адекватных знаний о требованиях и особенностях того или иного типа работы, а также навыков адекватной оценки своих способностей.
Иными словами, заниженная культура знаний относительно классических и современных профессий значительно осложняют школьникам построение своего собственного жизненного пути. Исходя из этого следует вывод, что деятельность проффконсультанта должна быть по большей части информационной и формирующей, чтобы позволить подростку научиться самостоятельно осуществлять выбор, следуя своему личностному анализу возможных вариантов будущей профессии.

Молодым людям постоянно твердят: ищите себе профессию по душе. И эти слова подтвердит любой зрелый человек - только занятость, к которой есть внутреннее стремление, позволяет получать удовлетворение от работы, мотивирует на новые высоты и профессиональное саморазвитие. Но как ее найти? Самый простой и доступный способ - определить профессиональный тип личности. Для этого нужно пройти один из несложных тестов, доступных сегодня в печатных справочниках, Интернете, мобильных приложениях. Ими может воспользоваться не только молодой человек, но и специалист, к примеру школьный психолог.

Личность и профессия

Прежде чем перейдем к профессионально-ориентированным типам личности, рассмотрим, что такое профессия именно в психологическом плане. Здесь авторитетны суждения отечественного ученого Гуревича К. М. Он утверждал, что профессия - это объективная и регламентированная организация деятельности личности. Требования, которые она предъявляет к человеку, налагают печать на весь образ его жизни.

Для одного профессионального типа характерны общие цели и задачи, условия труда, быта, пути продвижения по карьерной лестнице и самореализации. На этой основе вырабатываются схожие манеры поведения и общения, а также интересы и жизненные установки, ценности и традиции. К чему это приводит в итоге? У людей схожих профессий формируются схожие психологические черты и особенности. Влияет профессия также на развитие определенных черт памяти, внимания, особенностей мышления и проч.

Важные исследования ученых

Профессиональные типы личности были предметом исследования многих заметных ученых. К их числу относятся следующие:

  • К. М. Гуревич.
  • М. Я. Басов.
  • А. Ф. Лазурский.
  • Дж. Холланд.
  • Э. Шпрангер.
  • Ле Сенн.
  • А. Сцонди.
  • Э. Ро.
  • Д. Гилфорд.
  • А. А. Бодалев.
  • Э. С. Чугунов.

Некоторые исследования и классификации мы рассмотрим подробно.

Тест Голланда

Самое распространенное определение профессионального типа личности - Голланда (Дж. Холланда), американского психолога. Тест помогает выявить личностные характеристики, которые будут оказывать непосредственное влияние на дальнейшую трудовую деятельность, взаимодействие с коллективом.

Профессиональные типы личности по Дж. Голланду - это шесть разновидностей:

  1. Реалистическая. Это яркая энергичная личность. Выделяется агрессивным поведением, необщительностью в коллективе. Стремится к работе над конкретными материальными объектами. Отличается выдающимися математическими способностями и моторной ловкостью. Люди этой категории - замечательные инженеры, строители, механики, агрономы.
  2. Исследовательская. Для этой личности характерен основополагающий познавательный дух. Это любопытный, креативный, оригинальный, независимый человек с аналитическим складом мышления. В его сознании будут доминировать теоретические ценности. Стремится к решению задач, требующих развитого абстрактного мышления, интеллектуальных усилий. Личностям-исследователям Дж. Голланд рекомендует посвятить себя биологии, астрономии, физике, химии и иным точным наукам.
  3. Социальная. Стремления личности главным образом направлены на внешнюю среду. Более ей по душе эмоциональная и чувственная деятельность. Активные социальные контакты необходимы для такого человека. Он не скрывает своего желания поучать и воспитывать. Для личности характерны развитые Желательное поле деятельности для таких людей - медицина, образование, социальная работа.
  4. Конвенциальная. А для этого типа личности характерна явная тяга к четко структурированной деятельности. Человек консервативен, практичен, любит конкретику. Отличается развитыми математическими способностями. Голланд рекомендует людям такого типа обратить внимание на сферу финансов и бухгалтерского учета.
  5. Артистическая. Эта личность более всего стремится к самовыражению. У нее ярко проявляются эмоции, развито воображение и интуиция. Этот человек независим и оригинален в своих решениях. Мнение общества никогда не стоит на первом месте. Моторные и вербальные способности у него развиты на "отлично". Естественно, такой личности прямо показана творческая деятельность - музыка, кинематограф, театр, писательское поле и проч.
  6. Предприимчивая. Прежде всего эту личность характеризует инициативное поведение. Ее интересуют только те цели, для достижения которых она может проявить свой энтузиазм, импульсивность, энергичность. Этот человек более всего стремится к доминированию и власти, достижению вершин. Предприимчивая личность пробует себя в бизнесе. Также для нее рекомендованы общественная и политическая деятельность, менеджмент (руководящие должности), юриспруденция.

Вот и все шесть профессиональных типов личности Холланда. Ученый в своей классификации уделял большое внимание окружению тестируемой личности на будущем месте работы. Он считал, что окружающая группа - основополагающий фактор для удачного построения карьеры. Как вы видите, опросник позволяет определить профессиональный тип личности на основе многих факторов. Это характер, интеллектуальное развитие, темперамент, интересы, а также степень их выраженности.

Классификация Шпрангера

Свои профессиональные типы личности предложил немецкий философ и психолог Э. Шпрангер. Ученый также разделял всех трудящихся на шесть категорий:

  1. Человек теоретический. Личности, тяготеющие к теории, а не к практике. Любят анализировать проблемы, искать ответы на вопросы.
  2. Человек экономический. Для личности на главном месте - полезность и практичность трудовой деятельности.
  3. Человек эстетический. Не представляет повседневную работу без искусства, созерцания прекрасного.
  4. Человек социальный. Главный объект его внимания - окружающие люди. Любит помогать, консультировать, обучать.
  5. Человек политический. Видит смысл своей жизни в постоянной борьбе, пути к непокоренным высотам, обретению власти.
  6. Человек религиозный. Находит себя в духовной жизни.

Классификация Сцонди

Продолжаем рассматривать научные взгляды на профессиональный тип личности. Интересна тут позиция итальянского психолога А. Сцонди. В разработке своей классификации ученый опирался на представления Зигмунда Фрейда. При выборе профессии он считал основополагающими подсознательные импульсы личности.

С этой точки зрения, можно выделить восемь типов личности:

  1. Гомосексуальный.
  2. Садистический.
  3. Истерический.
  4. Эпилепсический.
  5. Депрессивный.
  6. Маниакальный.
  7. Кататонический.
  8. Параноидальный.

У каждого типа своя характеристика, а также рекомендованные для нее профессии. Например, личности-садисты - это жестокие, властные, агрессивные люди, обладающие к тому же внушительной физической силой. Для них рекомендована работа шахтера, дрессировщика, ветеринара, хирурга.

Такое определение профессионального типа личности сегодня непопулярно. Ведь тут будущая работа считается площадкой для демонстрации своих далеко не самых лучших подсознательных характеристик.

Классификация Ле Сенна

Каково отличие здесь от теста на профессиональный тип личности Голланда? Разделение основано на биологических предопределенных качествах любого индивида. Можно сказать, что профессиональные типы Ле Сенна держатся на градации по темпераменту.

  • флегматики;
  • холерики;
  • сангвиники и проч.

Классификация Лазурского

Группы по А. Ф. Лазурскому основаны на разделении по практичности, материальному итогу той или иной деятельности. Ученый выделяет следующие профессиональные типы:

  • Непрактичные идеалисты и теоретики.
  • Реалисты-практики.
  • Смешанные типы: художественно-практический, научно-практический и проч.

Классификация Э. Ро

Одним из главных "конкурентов" теста Голланда на определение профессионального типа личности является классификация, предложенная американским психологом Энн Ро. Надо отметить, что профессией в своих исследованиях она считает не образование, а деятельность, которой человек посвятил большую часть своей жизни.

По Э. Ро мы можем выделить восемь групп:

  1. Сервис. Социальные работники, трудящиеся в сфере быта.
  2. Деловые контакты. Бизнесмены, агенты корпораций.
  3. Организаторы. Директора, топ-менеджеры.
  4. Работающие на открытом воздухе. Это лесничие, рыбаки, трудящиеся в сельском хозяйстве.
  5. Технические профессии. Механики, инженеры, строители.
  6. Научные профессии.
  7. Культурные работники.
  8. Артисты.

Для каждой группы характерны особенности черт характера, психологические установки, проявление интереса к общению, взаимодействия в социуме.

Исследования Д. Гилфорд

Для профессионального самоопределения очень полезно знакомство с исследованиями американского психолога Джоан Гилфорд. Она нашла выдающихся представителей нескольких профессий, построивших блестящую карьеру. Составленный Д. Гилфорд тест из 653 вопросов для каждого респондента был направлен на то, чтобы определить, какие факторы позволили этим людям достичь головокружительных высот.

Психолог выяснила, что у каждой профессии свой "секрет успеха". Например, журналисты не представляли своей жизни без общества, ценили эстетические направления. Предпринимательство, точные науки вызывали у них антипатию. Это эмоционально неустойчивые, даже раздражительные люди. Не любят четко планировать свою жизнь, а предпочитают неожиданные решения.

Теперь вы знакомы с самыми известными классификациями профессиональных типов личности. Самой популярной из них является основанная на тесте Дж. Голланда.

Проф…

Проф…

ПРОФ… (неол.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач.: 1 ) профессиональный (в 1 и 2 знач.), напр. профобразование, профболезни; 2 ) профсоюзный, напр. профбилет, профработа, профактив, профаппарат, профделегат, профдисциплина.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "проф…" в других словарях:

    проф. - проф. профессор Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. проф. профиль проф. профсоюзный организация проф … Словарь сокращений и аббревиатур

    проф - а, м. professeur m. студ. Профессор. Угревшись под чтение то ли стихов, то ли прозы. поочередно поругивали авторов: начинали доценты и юные профы. Форш Сумасш. корабль 112. Кого встречаем то? Какой вагон? Вон этот, что ли, проф? В драных джинсах? … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (нов.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач.: 1) профессиональный (в 1 и 2 знач.), напр. профобразование, профболезни; 2) профсоюзный, напр. профбилет, профработа, профактив, профаппарат, профделегат, профдисциплина. Толковый словарь … Толковый словарь Ушакова

    Проф. профессор, профессиональный Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998 … Энциклопедия культурологии

    Проф... I Начальная часть сложных слов, вносящая значение слова: профессиональный (профвредность, профгигиена, профобразование и т.п.). II Начальная часть сложных слов, вносящая значение слова: профсоюзный (профактив, профбилет, профсобрание и… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Проф... Первая часть сложных слов со: 1) относящийся к профессии, профессиональный, напр. профобразование, профориентация, профотбор, профтехучилище; 2) относящийся к профсоюзу, профсоюзный, напр. профактив, профбилет, профделегат, профработа,… … Толковый словарь Ожегова

    проф - проф... первая часть сложных слов, пишется слитно … Русский орфографический словарь

    ПРОФ... Первая часть сложных слов. 1. Обозначает отнесённость к профсоюзу, профсоюзной работе; профсоюзный. Профактив, профбилет, профбюро, профдвижение, профлидер, профработник. 2. Обозначает отнесённость к профессии; профессиональный.… … Энциклопедический словарь

    профіль - (фр. контур, абрис) 1. Один або кілька архітектурних обломів. 2. Контур перерізу архітектурної форми; має місце: профіль вулиці контур поземної частини поперечного перерізу … Архітектура і монументальне мистецтво

Книги

  • Маркетинг: Учебное пособие. Под ред. проф. Синяева И. М. , Под ред. проф. Синяева И.М.. В учебном пособии сформулированы теоретические, методологические и практические аспекты рыночного участия с использованием инструментов маркетинга. Для теоретического осмысления маркетинга…
  • Контроллинг промышленного предприятия: Учебник. Фалько С. Г., Иванова Н. Ю., Грачев И. Д. Под ред. проф. А. М. Карминский , Фалько С.Г., Иванова Н.Ю., Грачев И.Д. Под ред. проф. А.М. Карминский. Контроллинг промышленного предприятия: Учебник. Фалько С. Г., Иванова Н. Ю., Грачев И. Д. Под ред. проф. А. М. Карминский ISBN:978-5-8199-0549-4…

Профориентация - это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.

Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Существует две формы профориентации . Профориентация на узкой базе, состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности. Профориентация на широкой базе, состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор с миром профессий.

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:
- ознакомление с миром профессий;
- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
- ознакомление с правилами выбора профессии;
- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

Профориентация , выполняющая функции профессиональное подготовки предполагает два пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии , осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии - это не моментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Продолжительность этапов зависит от:
- внешних условий;
- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.

Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Формирование профессионального самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

Профессиональная пригодность – это перечень личных качеств человека , которые помогают в совокупности отнести его какой-либо конкретной профессии. Определение профессиональной пригодности является очень важным этапом в становлении личности, поскольку работа по наиболее подходящей человеку профессии – существенно повышает эффективность его труда.

Обычно, качества человека, относящие его к профессии, формируются прижизненно, и имеют достаточно большой диапазон. В вопросе же определения конкретной области для труда, время адаптации в первую очередь существенно зависит от природных данных человека, а также собственной мотивации и начальной подготовки к профессиональной деятельности.

Сама по себе пригодность к специальности хоть и берёт своё начало из перечня личных качеств человека, но ни в коем случае не является врождённой чертой, поэтому развить её до совершенство абсолютно под силу любому человеку самостоятельно.

Если рассматривать данное явление с психологической точки зрения , то оно представляет собой общую совокупность психофизических и психологических черт человека. При условии труда человека по профессии, к которой он пригоден, психологи отмечают эффект удовлетворения от дела, которым занимается индивид как обязательный постфактум в доказательство того, что он занят правильной работой.

К некоторым профессиям, если в личности нету изначального набора необходимых для работы в данной отрасли психофизических данных, профессиональная пригодность может не развиться вовсе . Такое явление является частым для специфичных профессий, таких каких как учитель или медик. Поскольку не каждый человек имеет достаточную выдержку для работы по профессии учителя, чаще всего пригодность людей к таким профессиям называют призванием.

По принадлежности к профессиональной деятельности люди формируются в сообщества и группы занятых в одной трудовой отрасли. Из чего можно сделать вывод, что выбрать профессию — это не только сделать шаг к определённой трудовой деятельности, но также и войти в группу людей, с похожими или же идентичными тебе интересами и целями.

На данный момент в России общее количество профессий насчитывается более 6000 , что одновременно обескураживает, но и даёт поле для размышлений и широкого выбора той отрасли, в которой ты можешь проявить себя лучше всего, и того – в каком трудовом коллективе ты хочешь работать.

Из-за огромного количества специальностей, экспертами по профессиональной ориентации было принято решение разделить их на типы и классы профессий. Под типами профессий подразумевается то, с чем человеку придётся иметь дело при работе в той или иной отрасли, всего основных типов пять.

Класс профессии выражает характер труда и требований, предъявляемых к человеку, выполняющему его.

Чтобы безошибочно выбрать профессию, нужно определиться в трёх основных аспектах.
Первой задачей будет выявить интересы и склонности к какой-либо профессии , поскольку в первую очередь человек который работает по интересной ему специальности стремиться не к результату работы как к самоцели, а к удовольствию от её выполнения.

По этому какой бы хорошей не была профессия, если у личности нет сильного желания работать по ней, это не принесёт ему должного удовлетворения от работы , а превратиться со временем в надоедливую рутину.

Вторым шагом будет оценка профессионально важных качеств . В первую очередь это способности и умения выполнять необходимые конкретно для этой профессии задачи. Так же не маловажный фактор при выборе профессии — это здоровье и имеющаяся квалификация.

Последним же третьим шагом будет анализ рынка труда и выявление потребности в определённых кадрах , поскольку в наше время стало не так трудно определить профессию, как найти работу по ней, по этому перед тем как делать финальный шаг к решению в какой отрасли трудиться – необходимо найти работодателей, которые предложат в будущим вам вакантные для трудоустройства места.

Только пройдя все три указанных шага и получив на них положительные ответы, соответствующие выбранной профессии, можно быть уверены, что профессиональная ориентация прошла успешно , и вы в будущем, когда необходимо будет устраиваться на работу и заниматься определённой трудовой деятельностью на протяжении длительного времени, без труда сможете это сделать, она со временем не надоест, а наоборот, вы будете получать от неё удовольствие, ведь что может быть приятнее, чем заниматься любимым делом!

Виды профориентационных тестов

Основным, что может помочь сделать выбор в направлении той или иной профессии, является профориентационные тесты , их главная задача заключается в определении склонностей и способностей подростков или же взрослых людей к определённым профессиям.

Зачастую такие тесты на выборы профессии чаще всего применяются во время обучения в различных учебных заведениях, направляя человека со школьной скамьи в правильном и интересном для него направлении.

Взрослые люди прибегают к тестам по профессиональной ориентации чаще всего в случае необходимости смены вида своей рабочей деятельности. Так же множество компаний при принятии кандидатов на работу, так же проводят для них профориентационный тест, делая это на столько профессионально — что иногда соискатель даже и не предполагает, что над ним проделали такого рода тестирование.

Рассмотрим несколько известных профессионально ориентирующих теста для людей, желающих сменить, либо же определиться со своей профессией. Первым тестом будет «Профмастер» , данный тест был разработан специально для России, и рассчитан на очень обширный возрастной контингент. Сам тест имеет в своём составе две части, и имеет 110 вопросов, на которые предлагается ответить за 30 минут.

Тест «Гуманитарий – Технарь» также является очень известным, основная его задача которую можно понять из названия заключается в определении какая направленность в личности является доминирующей (техническая или гуманитарная).

Опросник «За Против» — этот тест направлен большей частью на взрослую аудиторию, и его основной задачей является стимулирование начала размышлений взрослого человека над проблемами его профессионального выбора.

В качестве заключительного теста хочется предложить «Изучение факторов привлекательности профессии» , данный тест очень хорошо помогает провести анализ того, что привлекает и отталкивает в каждой предложенной профессии. Данный тест обширно используется как взрослыми людьми, желающими изменить направление своей деятельности, так и подростками в учебных заведениях, которые имея на примете несколько профессий сравнивают их друг с другом выбирая самую привлекательную для них.

Самый главный вывод, который можно сделать из всего обширного списка тестов и методик, которые предлагаются людям в современном обществе, это то, что профориентационный тест является важным шагом при выборе профессии . От правильно выбранной профессии в последствии работа по ней у выбравшего её человека будет строиться легко, что будет являться мотивирующим фактором для того, чтобы вкладывать в свою работу душу и силы, отдаваясь ей полностью.

Как проверить профпригодность человека? Ответ на вопрос — на видео.