Ф а мустаевой. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики - файл n1.doc. Приблизительный поиск слова

Социальная педагогика отрасль педагогики. Варианты определений Социальная педагогика (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование … Википедия

Направление в педагогике, идеал воспитания которого определяется социально этическими мотивами, а осн. задачей является воспитание из детей граждан. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитат. учреждениях, так и в разл орг циях, для к рых оно не является ведущей функцией Предмет С и исследование… … Российская педагогическая энциклопедия

Социальная педагогика - отрасль педагогического знания, исследующая проблемы взаимоотношения человека и общества в их правовом, психологическом, экономическом, медицинском и педагогическом аспектах. Конкретно социальная педагогика изучает связи школы и среды, семьи и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

социальная педагогика - socialinė pedagogika statusas T sritis švietimas apibrėžtis Pedagogikos mokslo disciplina, tirianti aplinkos veiksnių valdymą asmenybės visuomeninio auklėjimo tikslais. Pagrindinės socialinės pedagogikos kategorijos – profilaktika ir kompensacija … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Термин С.п. введён в 19 в. Ф.А. Дистервегом. Как… …

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - направление в педагогике, идеал воспитания которого определяется социально этическими мотивами, а основной задачей является воспитание граждан … Профессиональное образование. Словарь

См. также: Педагог (Древняя Греция) … Википедия

Педагогика - (от греч. paidagogike детоводство) это наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельности педагогическими средствами, формами и методами. В настоящее время П. представлена системой… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Педагогика социальная - см. Социальная педагогика … Педагогический терминологический словарь

Педагогика социальная - педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

являют инициативу лишь в случае необходимости получить санк­ ции на какие-либо действия. Коммуникация направлена преиму­ щественно или исключительно от старших к младшим.

Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой стороны, может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к ре­ шению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Стар­ шие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; у млад­ ших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравне­ нию с авторитарным стилем воспитания, делает основными сред­ ствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимо-, действия определяется не только старшими, но младшими, при" этом принимаются во внимание их интересы и проблемы. Комму­ никация имеет двухсторонний характер: от старших к младшим и; наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельно­ сти, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспита­ ния в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одно-J му или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать разные стили воспитания (например, отец - бо- \ лее авторитарен, мать - демократична). Так, есть семьи, в кото-| рых мать стремится к эмоциональной близости с ребенком, взаи­ мопониманию, сочувствию. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение^ нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представ­ лениям).

Определенную роль в семейном воспитании играют материаль­ ные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспита­ ние, продуманное питание, наличие у младших персональной тер­ ритории в жилище (отдельной комнаты, «угла», своих стола, шка-. фа и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, предметов, необходимых для удовлетворения различных интересов (музыкальных инструмен­ тов; столярных, слесарных наборов; этюдников и пр.).

Мудрик А. В. Социализация человека. - М., 2004.- С. 162-164.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте основные направления работы семейного социального педагога.

2. Из каких элементов складывается система работы общинного (сель­ ского) социального педагога?

3. Каковы возможности детских общественных объединений в про­ цессе социализации подростков?

4. В чем заключается специфика содержания работы социального пе­ дагога - специалиста по работе с молодежью?

5. Назовите варианты классификаций специализаций социального пе­ дагога? Какому из них вы отдали бы предпочтение? Почему?

Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М, 2001.

Бендел Р. Семейная терапия. - Воронеж, 1993.

Борисова В. А. Социальный педагог в условиях села // Вестник психо­ социальной коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 1.

Бочарова В. Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. - М., 1986. Гуров В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный пе­

дагог, семья и школа. - Ставрополь, 1993.

Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика. - Минск, 2000.

Кириченко Е. Б. Социально-педагогическая деятельность в детских до­ мах и учреждениях интернатного типа: Программы по специализации для социальных педагогов / Под ред. Л.В.Байбородовой. - Ярославль, 2001.

Ковалева А. И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические воп­ росы. - М., 1999.

Колков В. В., Шохина В.А. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью. - М., 2000.

Куличеко Р. М. Социальный педагог: профессионализация деятельно­ сти. - Тамбов, 1998.

Лексикон социальной работы / Ред. С. М. Кибардина, С. И. Михайло­ ва, О. М. Чернышева. - Вологда, 1999. - С. 204.

Лодкина Т. В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства. - М., 2003.

Лукьяненко Л. С, Степанова И.А. Новые технологии социально-педа­ гогической работы в сельской общине. - М., 1996.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. Мудрик А. В. Социализация человека. - М., 2004.

Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 2003.

Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.; Екатеринбург, 2002.

Никитина Л.Е., Симонович В. Л. Практическое обучение социальных педагогов в высшем учебном заведении. - М., 1999.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001. 163

Прохорова О. Г. Социальный педагог в общеобразовательном учрежде­ нии. - Норильск, 199"6-

Пташко Т. Г. Соци ализация личности подростка в условиях детского общественного объединения. - Челябинск, 2000.

Рабочая книга социального педагога / Под ред. Н. Ф. Масловой. - Орел, 1995.

Расчетина С. А. Социальная педагогика - развивающаяся область об­ разования. - Псков, 1998.

Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько.-М., 1990.

Семейный кодекс Российской Федерации. - М., 1996.

Сластенин В.А., Грачев В.В. Социальный педагог: учебно-методиче­ ские материалы. - М, 1991.

Словарь по социальной педагогике / Под ред. Л. В. Мардахаева. - М., 2002.

Сорочинская Е. Н. Подготовка социальных педагогов детско-юноше­ ских объединений. - Ростов н/Д, 1996.

Социальная педагогика, социальная работа. Социально-юридически словарь / Под ред. Г. В- Мухамедзяновой. - М., 1995.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. М., 2000.

Социальная работ;* с молодежью: Сборник нормативных правовы документов / Сост. Т. К- Ростовская. - М., 2003.

Социальный педагог и социальный работник в России: Профессио нальные и этические стандарты // Социальная защита человека: регио нальные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П.Гурьяновой. - М., 1995

Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга. - М., 1996. Тетерский СВ. Образовательная программа допрофессиональной под

готовки и начального профессионального образования социальных пе дагогов и социальных работников. - М., 1996.

Учреждения социального обслуживания детей и молодежи: анали деятельности / Авт.-сс>ст. Г. И. Репринцева. - М., 2003.

Черкасова М. Ф. Специализация в подготовке педагога // Дети в меня ющемся мире: Актуальные проблемы социальной педагогики и социаль­ ной педагогики и социальной работы. - Омск, 1998.

Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.

Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. - М., 2004. Шептенко П. А. Введение в специальность социального педагога. -

М.; Барнаул, 2004.

Шептенко П.А., Воронива Т.А. Методика и технология работы соци­ ального педагога. - М-, 2001.

Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. - М., 2005. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика. -

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

§ 1. Понятие «социальный институт», его характеристика

Многозначное понятие «институт» широко используется как в научной литературе, так и в обыденной жизни.

Институт (от лат. institutum - установление, учреждение) - это в первую очередь высшее учебное заведение: политехниче­ ский, юридический, педагогический, медицинский, энергетиче­ ский институты. Институтом называют и научно-исследователь­ ское учреждение: НИИ семьи и детства, НИИ метрологии и стан­ дарта и т. д.

К категории «институт» относят организационно-методические

и учебные центры системы повышения квалификации специали­ стов: институты усовершенствования учителей, врачей и т. п.

В дореволюционной России институтами назывались закрытые учебно-воспитательные учреждения для детей дворян. В частно­ сти, в XIX в. получают распространение женские институты, ко­ торые находились в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. Самым аристократическим из них был Смольный ин­ ститут благородных девиц. К середине XIX в. в России существова­ ло около 30 институтов - в Астрахани, Иркутске, Казани, Кие­ ве, Оренбурге, Саратове, Тамбове и других городах.

Понятие «институт» включает в себя также группу людей, вы­ полняющих определенные функции. В этом случае можно гово­ рить об институте классных руководителей, наставников, упол­ номоченных по защите прав несовершеннолетних, социальных педагогов- В социологии оно широко используется для обозначе­ ния комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Это понятие с читается одной из базисных дефиниций, выражающих саму сущность упорядоченной социальной жизни.

Деятельность каждого института определяют специфические нормы, за крепленные в регламентирующих документах.

В социальном институте сложным образом переплетаются эко­ номические, политические, нравственные, правовые и иные от­ ношения, благодаря чему обеспечивается преемственность в ис-

пользовании культурных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация человека.

Социальный институт по-разному характеризуется в многочис­ ленных источниках. В одном случае это - совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения конкрет­ ной социальной потребности. В другом - комплекс устойчивых прин­ ципов, установок, регулирующих определенную сферу человече­ ской деятельности (например, наука, право, государство, семья, система образования и т.д.). В-третьем - форма организации, регу­ лирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и по­ ведения людей, та или иная форма общественного устройства.

Интеграция индивидов в целостное социальное объединение - группу, общность или общество - предполагает не только заин­ тересованность людей в создании такого рода связей, но и нали­ чие возможностей коммуникации (языка, символов, разделяемой всеми ценностно-нормативной системы и др.). Это способствует организации союзов на базе общих платформ для реализации мно­ гообразных социальных потребностей людей. Таким же образом создаются институты брака и семьи, общественные объединения, политические партии, институты правопорядка и социального кон­ троля.

Распад некоторых социальных институтов может угрожать са­ мой жизни людей (например, при отсутствии институтов право­ порядка или их неэффективной деятельности), поэтому обществен­ ность заинтересована в стабильности и эффективном функциони­ ровании институтов. Социальные институты через распределение функциональных обязанностей между людьми, группами, общ­ ностями обеспечивают жизнеспособность социальной системы.

Внутри социальной системы, т.е. общества, социальные ин­ ституты выполняют две важнейшие функции.

1. Способствуют социализации и интеграции новых поколений

в общество, т. е. создают необходимую для развития социальной системы преемственность.

2. Обеспечивают необходимый для каждой социальной систе­ мы уровень социального контроля за деятельностью и направлен­ ностью поведения всех членов общества, тем самым сохраняют и поддерживают упорядоченность общественных отношений.

Следовательно, социальные институты вносят позитивный вклад в закрепление и воспроизводство тех или иных особо важ­ ных для общества социальных отношений.

Существуют различные концепции социальных институтов. В частности А.Миллер (1970) классифицирует понятие «соци­ альный институт» по четырем основаниям.

1. Социальный институт представляет собой группу лиц, вы­ полняющих определенные, важные для общего дела, социальные функции.

2. Термин «институт» используется для обозначения конкрет­ ных организационных функций, выполняемых членами группы от имени всей группы.

3. Институтами называют учреждения и средства деятельности, позволяющие выполнять общественные функции с целью удов­ летворения потребностей или регулирования поведения членов общности (группы).

4. Иногда институтом именуют социальные роли, особенно важные для группы или общности (институт материнства).

В основе концепции американского социолога и экономиста Т.Веблена (1927) лежит функциональный подход. Он выделяет следующие наиболее важные для общества функции социальных институтов:

- воспроизводство членов общества;

- социализация как способ передачи индивидам знаний и цен­ ностей;

- производство и распределение;

- соблюдение порядка и поддержание нормального климата в отношениях между людьми.

При традиционно-функциональном подходе к социальным институтам относят такие явления, как, например, «денежная конкуренция» или «показное потребление».

Наиболее распространенным в западной социологии является структурно-функциональный подход к пониманию социального института, который рассматривается как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, устано­ вок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей, статусов, образующих соци­ альную целостность. Институционализация ряда ролевых ожида­ ний определяется характером социальной системы и теми ценно­ стями, которые она считает наиболее значимыми для стабильно­ сти и функционирования общества.

С этой точки зрения социальный институт можно охарактери­ зовать как комплекс институционализированных ролевых обоб­ щенных показателей, имеющих стратегическое структурное зна­ чение для данной системы. В этом смысле социальный институт представляет собой обобщенный показатель (по сравнению с ролью) в социальной структуре общества, так как он состоит из множества ролевых позиций и их компонентов. Выявляя данные характеристики социального института, можно прогнозировать его временную стабильность.

Социальный институт необходимо отличать от конкретных орга­ низаций и социальных групп. Например, понятие «социальный институт семьи» подразумевает не отдельную семью как малую социальную группу, в которой существует спектр различных от­ ношений, а комплекс норм, социальных ролей, реализующихся

в бесчисленном эмпирическом множестве существующих семей. По степени воплощения в социальных институтах общества его ценностей и норм, уровня институционализации социальных ро­ лей можно судить об интеграции данной общественной системы, т. е. о совпадении интересов общества в целом с индивидуальны­ ми интересами его граждан. Хотя такое «единство» представляет собой аналитическую абстракцию, однако в структурном функ­ ционализме рассматриваются идеальные модели полностью ин-| ституционализированных социальных систем. Эти модели имеют определенное значение для понимания данной проблемы.

Все социальные институты в различной степени объединены в систему, которая обеспечивает им гарантии равномерного, бес­ конфликтного процесса функционирования и воспроизводства общественной жизни. В этом заинтересованы все члены общества. | Однако надо помнить, что в любом реальном обществе существу­ ет известная доля анемичного (аномия - от франц. anomie - отсут­ ствие закона, организации), т.е. не подчиняющегося норматив­ ному порядку, поведения населения. Последнее обстоятельство может послужить основой дестабилизации системы социальных институтов.

Несмотря на многообразие теорий социальных институтов, мож­ но выделить о б щ и е э л е м е н т ы, которые характеризуют лю­ бой социальный институт.

Во-первых, группы, имеющие зачатки институционализа­ ции, используют определенные способы действия от имени чле­ нов группы как целого; эти способы не зависят от личных интере­ сов включенных в данный институт индивидов.

Во-вторых, любой социальный институт выполняет функ­ ции (или задачи), имеющие разный характер. Среди них функ­ ции, регулирующие поведение членов общества, социальных групп; обеспечивающие устойчивость общественной жизни; осу­ ществляющие интеграцию и сплоченность институционных отно­ шений.

В -третьих, в рамках отдельных социальных институтов вы- ] деляется система социальных ролей.

В зависимости от сферы действия и функций социальные ин­ ституты подразделяются на реляционные, определяющие ролевую структуру общества по самым различным категориям: от пола и возраста до вида занятий и способностей; релятивные, определя­ ющие допустимые рамки индивидуального поведения по отноше­ нию к существующим в обществе нормам действий, а также санк­ ции, карающие нарушающих максимы (все виды механизмов со­ циального контроля: культурные, связанные с религией, идеоло­ гией, наукой, искусством и т.д.); наконец, интегративные, свя­ занные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.

^^^^^^^^НМЯИМНИИВДЯЯЯЯР111 "1 " "" "

Наибольший интерес для практики представляет проблема эффективного функционирования социальных институтов. Их де­ ятельность опосредована большим числом факторов. В частности

Я. Щепаньский выделяет следующие:

- четкое определение цели, задач и объема функции социаль­ ного института;

- рациональное разделение труда и его рациональная органи­ зация внутри социальной системы институтов и каждого соци­ ального института в отдельности;

- степень деперсонализации действий и объективации функ­ ций и выполняемых отдельными лицами от имени социального целого ролей, близость поведения членов института к социаль­ ной максиме;

- призвание и престиж, каким обладает данный социальный институт в глазах групп, общностей, общества (т.е. целостности);

- бесконфликтность включения социального института в гло­ бальную систему социальных институтов, т. е. в общество.

Изменение системы социальных институтов (и каждого отдель­ ного института) может быть как эволюционным, так и револю­ ционным, что в конечном счете определяется состоянием обще­ ственной системы в целом.

Источниками развития социальных институтов могут быть эн­ догамные (внутренние) факторы, которые, как правило, порож­ дают ограничения в развитии системы, и экзогамные (внешние) факторы. К примеру, распад такого социального института, как семья, может быть вызван изменением ролевого поведения суп­ ругов (в частности, изменой) или конфликтами в семье из-за вме­ шательства в семейные отношения родителей супругов.

Важнейшими детерминантами изменений (как внутренними, так и внешними) являются политика, экономика и культура. Они действуют на функционирующие в обществе социальные инсти­ туты как непосредственно, так и опосредованно через ролевые позиции индивидов.

Структура социальных институтов общества очень сложна. Вопервых, потому, что сложны и многообразны человеческие по­ требности и интересы, стимулирующие создание данных соци­ альных институтов. Во-вторых, социальные институты постоянно видоизменяются. В процессе исторического развития общества от­ дельные элементы структуры институтов могут утрачиваться, на­ полняться новым содержанием, приобретать новые задачи и функ­ ции. Наглядным примером этому служила производственная функ­ ция семьи. Когда-то семья, особенно сельская, занималась подго­ товкой молодежи к профессиональному труду. Развитие произ­ водственных отношений и усложнение разделения общественно­ го труда привели к отмиранию этой функции, однако с восста­ новлением в России частной собственности, развитием фермер-

ства и предпринимательства сельская семья частично восстанав­ ливает эту функцию.

Наибольшей деформации подвергается система социальных институтов в процессе революционных преобразований в обще­ стве. В этих случаях происходит переорганизация самих социальных институтов на основе новых утверждающихся социальных норм, ценностей, отношений, которые могут быть более сложными, универсальными, обобщенными, нежели существовавшие прежде. Это в свою очередь требует формулировки новых характеристик поведения как внутри социального института, так и в межин­ ституциональных взаимодействиях внутри социальной системы (об­ щества).

В современном обществе можно выделить следующие соци­ альные институты:

экономические, обеспечивающие воспроизводство и распреде­ ление материальных благ, организацию труда, денежный оборот и т.д.;

политические, связанные с выполнением функций власти; социальные (в узком смысле этого понятия), организующие

добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов, ре­ гулирующие поведение людей в процессе взаимодействия, соци­ альных отношений;

религиозные, регламентирующие отношения людей с предста­ вителями религиозных структур (служителей церкви);

воспроизводства (институты брака и семьи).

Таким образом, социальный институт - это образование, со­ зданное для использования ресурсов общества ради удовлетворения конкретной социальной потребности, стабилизации деятельности людей. Определяющими чертами социального института принято считать организованность, предсказуемость образцов социальных ролей и ожиданий, четкость социальных норм.

По мере усложнения общественных отношений наблюдается развитие и увеличение числа социальных институтов, их диффе­ ренциация.

В дальнейшем мы будем рассматривать те из них, в которых прослеживаются воспитательные функции и отношения: семью, школу, группу сверстников и другие.

§ 2. Ведущий социальный институт - семья

Первичной ячейкой общества, которая объединяет совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответствен­ ностью, единством бюджета и выполняет функции физического воспроизводства населения, является семья.

Семья - это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы.

Семья как малая социальная группа - это общность людей, ос­ нованная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуаль­ ных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое про­ странство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нрав­ ственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необ­ ходимо учитывать всю палитру семейных взаимоотношений: мужжена, муж-дети, жена-дети, дети -дети, муж-родственни­ ки, жена-родственники, дети-родители, дети -родственники.

Как социальный институт общества семья представляет собой

совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентиру­ ющих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значи­ ма ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда заклады­ ваются психологические, эмоционально-волевые, духовно-нрав­ ственные основы личности. В то же время семья в этом плане зави­ сит от уровня развития общества, несет на себе печать всех его проблем. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыпла­ та заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в со­ циальных отношениях, ухудшение социального обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок - таковы социальные проблемы современной семьи.

Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее социальные потенциалы, считаются: психологи­ ческое здоровье, функционально-ролевая согласованность, соци­ ально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерак­ тивной (организация взаимодействия), перцептивной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотноше­ ния между людьми складываются по-разному, возможно суще­ ствование р а з н ы х в а р и а н т о в с е м е й.

Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, со­ стоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или не­ полной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рожде­ ния ребенка вне брака.

Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. Принято го-

ворить о бездетных, однодетных, многодетных или малодетных

По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют три основных типа се­ мьи.

1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной кры­ шей проживают минимум три поколения и роль лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и жен­ ские обязанности; безусловно признается мужское главенство.

2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестком распределении мужских и жен-j ских ролей в семье, разграничении обязанностей между супруга­ ми за женщиной закрепляется еще и право на участие в обще­ ственном труде наряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем.

3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обя­ занности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимают совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.

Известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют социальных педагогов по-иному оценивать готовность | определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции

и выбирать способы оказания ей помощи.

Анализ источников, содержащих сведения о семье, позволяет представить присущие ей функции в виде таблицы 1.

Таблица 1 Функции семьи в различных сферах деятельности

Сфера семейной

Общественные

Индивидуальные

деятельности

Репродуктивная

Биологическое воспроиз­

Удовлетворение

водство общества

ности в детях

Воспитательная

Социализация молодого

Удовлетворение

поколения. Поддержание

ности в родительстве,

культурной непрерывности

контакте детьми, их вос­

общества

питание, самореализа­

ция в детях

Хозяйственно-

Поддержание физического

Получение хозяйствен­

здоровья членов общества,

но-бытовых услуг одни­

уход за детьми

ми членами семьи от

Окончание табл. 1

Сфера семейной

Общественные

Индивидуальные

деятельности

Экономическая

Экономическая поддержка

Получение материальных

несовершеннолетних и не­

средств одними членами

трудоспособных членов

семьи от других (в случае

нетрудоспособности или

в обмен за услуги)

Сфера первич­

Моральная регламентация

Формирование и поддер­

ного социаль­

поведения членов семьи в

жка правовых и мораль­

ного контроля

различных сферах жизне­

ных санкций за недолж­

деятельности, а также ответ­

ное поведение и наруше­

ственности и обязательств в

ние моральных норм

отношениях между супру­

взаимоотношений между

гами, родителями и деть­

членами семьи

ми, представителями стар­

шего и среднего поколений

Сфера духов­

Развитие личности членов

Духовное взаимообога­

ного общения

щение членов семьи.

Укрепление дружеских

основ брачного союза

Социально-ста­

Представление определен­

Удовлетворение потреб­

ного статуса членами семьи.

ностей в социальном

Воспроизводство

продвижении

социальной структуры

Досуговая

Организация рациональ­

Удовлетворение потреб­

ного досуга. Социальный

ностей в современном

контроль в сфере досуга

проведении досуга, взаи­

мообогащение досуговых

интересов

Эмоциональная

Эмоциональная стабилиза­

Получение индивидами

ция индивидов и их психо­

психологической защи­

ты, эмоциональной под­

держки в семье. Удовле­

творение потребнос­

тей в личном счастье и

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексу­

альных потребностей

Еще одной важной характеристикой семьи является ее жиз­ ненный цикл, т. е. последовательность смены стадий ее функцио­ нирования от начала до прекращения брака. Обычно выделяют

три фазы: до рождения ребенка, до отделения взрослых детей от родителей, постепенный распад супружества. Для специалиста главное - понимать то, что на пути от старта семейных отноше­ ний до их финиша возможны болезни, разлуки, ссоры, конфлик­ ты, разводы и многие другие сложности, которые решить само­ стоятельно члены семьи не в состоянии. Социальный педагог при­ зван смягчать напряженность во взаимоотношениях между ними, сглаживать трудности, которые проявляются в условиях кризиса, помогать развитию навыков самопомощи и саморегуляции.

Таким образом, семья - один из древнейших институтов со­ циализации новых поколений, который выполняет функцию обес­ печения безопасности и защищенности любого человека.

Социализация человека в семье осуществляется, главным об­ разом, благодаря восприятию норм и ценностей, существующих в ней, и возможностям самореализации в тех пределах и формах, которые обусловлены культурным уровнем, социальным положе­ нием и психологической атмосферой в семье. В силу этого в про­ цессе социального развития ребенка семья влияет на характер притязаний личности, помогает или мешает искать выходы в слож­ ных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся об­ стоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных усло­ виях.

Семья в процессе социализации, во-первых, обеспечивает (или нет) физическое и эмоциональное развитие человека; вовторых, влияет на формирование психологического пола чело­ века и его полоролевую социализацию; в-т р е т ь и х, играет веду­ щую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на от­ ношение детей и подростков к учебе; в-ч е т в е р т ы х, формиру­ ет фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, регулирует уровень при­ тязаний, жизненные устремления и способы их достижения; в-п я- т ы х, помогает детям овладевать социальными нормами и стилем исполнения семейных ролей; в-шестых, осуществляет социаль­ но-психологическую поддержку человека в трудной ситуации (бо­ лезнь, утрата трудоспособности, нереализация жизненных пла­ нов).

Следовательно, в семье человек проходит стихийную социали­ зацию, характер и результаты которой определяются такими ее объективными характеристиками, как численный состав, уровень образования, социальный статус, материальные условия, ценно­ стные установки, стиль жизни и взаимоотношений членов семьи.

Кроме того, семья как важнейший фактор социализации, яв­ ляется особой персональной средой жизни и развития детей, под­ ростков, юношей, девушек, взрослых. Качество этой среды опре­ деляют несколько параметров: демографический - структура се­ мьи; социокультурный - образовательный уровень членов семьи,

их участие в жизни общества; социально-экономический - имуще­ ственные характеристики и занятость членов семьи на работе; тех­ нико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни семьи.

Задача социального педагога помочь семье как институту вос­ питания в реализации ее основных функций в процессе социали­ зации ребенка. Это поддержка природно-естественных сил, со­ хранение и укрепление здоровья ребенка; забота о самореализа­ ции его природно-энергетического потенциала, задатков, склон­ ностей; помощь в комфортной социализации (забота о его соци­ альном статусе, образовании, нравственном достоинстве, соблю­ дении гражданских прав и обязанностей); формирование опыта эмоционально-нравственных отношений (развитие души, добро­ сердечности, отзывчивости, ответственности); создание условий для общекультурного и информационного развития, обеспечение общей жизненной грамотности, социальной компетентности ре­ бенка (развитие интеллекта, ума, сознания, способов самоорга­ низации поведения).

Ведущим источником сознательного и последовательного вклю­ чения ребенка в окружающий мир является активная развиваю­ щая деятельность семьи как упорядоченная во времени и жизнен­ ном пространстве система дел и действий родителей и ребенка, преобразующая физические и духовные свойства детской инди­ видуальности, ведущая к освоению и созиданию ребенком цен­ ностей собственной личности, образа будущего, образа окружаю­ щего мира.

В м л а д е н ч е с т в е такая деятельность включает прежде всего физический уход, укрепление здоровья ребенка, организацию его питания и двигательной активности, эмоциональную защиту, положительные тактильные контакты, эмоциональное внеречевое и речевое общение родителей с ребенком. В р а н н е м дет­ стве активная развивающая деятельность семьи дополняется со­ вместными с родителями действиями с игрушками, речевой дея­ тельностью самого ребенка, его предметно-подражательными дей­ ствиями и играми, музыкальной, изобразительной, пластико-рит- мическойдеятельностью. В д о ш к о л ь н о м в о з р а с т е особен­ но важна организация в семье коммуникативно-познавательной и игровой деятельности. В этот период под руководством взрослых формируется воля и социальные умения (внимательно слушать до конца, сравнивать, рассуждать, находить творческое решение в конкретной ситуации), укрепляется ответственность ребенка. Имен­ но в семье ребенок учится у взрослых быть справедливым, вер­ ным слову, выполнять обещанное, делать добро, совершать соци­ ально одобренные поступки.

На следующей возрастной ступени - в м л а д ш е м ш к о л ь ­ ном в о з р а с т е, наиболее важной становится культурно-обра-

зовательная и организаторская деятельность родителей, которая помогает ребенку соблюдать ритмы учебного времени, труда и отдыха. В о т р о ч е с т в е ценной является заинтересованность ро­ дителей в организации внесемейного общения подростка, внима­ ние к его социальным достижениям, успехам, помощь в жизнен­ ном и профессиональном самоопределении.

Социальное становление личности ребенка в семье будет более успешным, если родители последовательно удовлетворяют его базисные потребности, обеспечивают ему адекватный возможно­ стям ритм активной жизни, уважают его достоинство, признают право ребенка на самостоятельный выбор, решение, действие.

Успешность реализации воспитательных потенциалов семьи как социального института проявляется и в благоприятном индиви­ дуальном развитии ребенка, которое включает физическую куль­ туру, культуру общения с близкими, культуру труда и досуга, поведения, общения и т.д.

§ 3. Школа как социальный институт

Институт семьи, как отмечал П.А.Сорокин, представляет со­ бой ту первую группу, куда сразу после рождения попадает ребе­ нок. Она же является и первой мастерской, где из родившейся особи лепится человеческая личность. Продолжить, дополнить этот процесс призвана школа.

Ребенок приходит в нее в шести-, семилетнем возрасте, а по­ кидает уже во многом сформировавшейся личностью в 17 - 18 лет. Здесь он приобретает знания и умения, необходимые для даль­ нейшей жизни.

Школа (от греч. schole) первоначально означала покой, отдых, досуг, приятное времяпровождение в свободное время. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать фило­ софские беседы с учениками, а далее - занятия общеразвивающего характера. Именно в последнем смысле это слово перешло в латинский и затем в новые европейские языки.

В настоящее время термин «школа» рассматривается в энцик­ лопедической литературе с разных точек зрения. Во-первых, как выучка, приобретенный человеком опыт. Во-вторых, как направ­ ление в науке, литературе, искусстве, технике, связанное един­ ством основных взглядов, общностью или преемственностью прин­ ципов и методов.

Школа определяется также как общественно-государственная система, призванная удовлетворять социальные запросы обще­ ства, государства, личности. Применительно к такому ее пони­ манию один из деятелей Великой Французской революции Ж.Дантон говорил, что после хлеба самое важное для народа -

школа, которая является кладезем знаний, духовным храмом для человека, связующим звеном между личностью и обществом, человеком и человечеством, во многом определяет судьбу наро­ дов и государств.

Школа может рассматриваться и как культурно-образователь­ ное пространство, в котором культивируется личностный и про­ фессиональный рост педагогов, учащихся, их родителей как твор­ ческих личностей.

Однако чаще всего под школой подразумевается учебное заве­ дение, общеобразовательное или профессиональное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, приро­ де, обществе и художественной культуре. В силу этого цель школы как социального института - всесторонне подготовить человека к жизни в определенных общественных условиях, к осознанному выбору рода профессиональных занятий, к успешной самореали­ зации в конкретной сфере деятельности.

Школа как развивающаяся система сохраняет то лучшее, что создано предыдущими поколениями, транслирует это достояние новым поколениям в процессе обучения, воспитания, в работе на уроке и во внеурочной деятельности. Она содержится как на средства государства, так и частными лицами, благотворитель­ ными обществами.

По характеру реализуемых программ школы делятся на обще­ образовательные и профессиональные. По уровню даваемого образо­ вания они бывают начальными, неполными средними (основны­ ми), полными средними и высшими.

В ряде стран мира, в дореволюционной и современной России они подразделяются по полу учащихся на мужские, женские и совместного обучения.

В зависимости от ориентации на религию школы делятся на светские и конфессиональные, от места нахождения - на город­ ские и сельские, от изучаемого языка и культуры - на русские, армянские, корейские и т.д.

Современная российская общеобразовательная школа как со­ циальный институт представляет собой образовательно-воспита­ тельное учреждение, функционирующее в соответствии с Зако­ ном РФ «Об образовании» (1991 г.). Она строит свою деятельность, опираясь на следующие принципы государственной политики в области образования:

1) гуманистический характер образования, приоритет обще­ человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного про­ странства, защита и развитие национальных культур, региональ-

ных культурных традиций и особенностей в условиях многона­ ционального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность его системы, образовательных программ к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муни­ ципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреж-1 дении.

В Законе «Об образовании» указывается также на гарантии по­ лучения гражданином страны образования независимо от пола,! расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен-1 ным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного, должностного положения, нали-1 чия судимости.

В отношении граждан, которые нуждаются в социальной по­ мощи, предусматривается, что государство полностью или час­ тично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Для тех же, кто имеет отклонения в развитии, госу­ дарство создает особые условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации на осно­ ве специальных педагогических подходов. Для тех, кто имеет вы­ дающиеся способности, возможно предоставление специальных государственных стипендий.

Таким образом, за счет учета потенциалов разных категорий населения в школе как учебном заведении обеспечиваются соци­ ализация человека, подготовка его к самостоятельной жизни за счет формирования самого образа жизни, принятого в обществе, в процессе обучения и воспитания; создаются условия для освое­ ния учеником различных форм жизнедеятельности, развития ду­ ховного потенциала его личности.

Поскольку образовательные учреждения концентрируют выс­ шие образцы социально-культурного наследия людей определен­ ной эпохи, подрастающее поколение, пребывая в них, накапли­ вает и развивает свой интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал. В школе идет процесс «врастания» человека в культуру (Н.В.Бордовская, А.А. Реан), она обеспечивает, с одной сторо­ ны, гармонизацию отношений между воспроизводством и пере­ дачей исторического и социального опыта, а с другой - закреп­ ляет в сознании молодежи новые политические и экономические реалии. Все это вместе взятое выступает стабилизирующим факто­ ром между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений.

Ведущими функциями школы являются: культурно-образова­ тельная, регулятивно-воспитательная, коммуникативная, органи­ зационно-управленческая, социально-интегративная, производ­ ственно-экономическая, общественно-политическая (М.В.Шаку­ рова). В новых условиях к ним добавились еще и охранно-защит- ная, превентивно-предупредительная, позволяющие обеспечивать права всех участников образовательного процесса, оказывать им помощь в социально-культурной адаптации.

Для того чтобы школа как воспитательная организация успеш­ но решала поставленные перед ней задачи, ей должны быть при­ сущи следующие качества:

- открытость, непринужденность общения;

- понимание, небезучастное отношение к человеку;

- гласность, равенство в межличностных отношениях;

- ориентация на проблему;

- сослагательность, а не категоричность.

Кроме того, современная общеобразовательная школа как ин­ ститут воспитания является социально-психологической группой,

влияние которой значимо в процессе свободного общения. Школа, таким образом, обеспечивает передачу социального

опыта учащимся, создание благоприятных условий для их полно­ ценной самореализации, ориентации их в мире ценностей, спо­ собствует сохранению традиций, преемственных связей, самовос­ питанию, формированию особой воспитывающей среды.

В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности боль­ шой части населения страны, нарастающего семейного неблаго­ получия значительно усиливаются социальные функции школы:

а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая - обеспечивает включение школьника в социальные отношения, поддерживает его социальную мобильность, ориентирует на смяг­ чение социальной напряженности и конфликтов как в детской среде, так и в окружающем микросоциуме в условиях растущего социального расслоения общества;

б) социально-преобразующая - направлена на подготовку новых поколений к жизни в демократическом государстве, их конкурентоспособность в условиях транзитивного общества;

в) социально-защитная - связана с обеспечением прав детей на благополучие, нормальные условия для жизни и развития;

г) реабилитационная и ресоциализирующая - ориентирована на восстановление утраченных и усиление имеющихся социальных потенциалов личности, способствующих преодолению затрудне­ ний, возникающих в процессе социализации;

д) инкультурационная - обеспечивает приобщение детей и подростков к культурному наследию человечества.

Таким образом, современная школа призвана осуществлять социально и личностно ориентированное обучение и воспитание.

Сделать это она сможет, по мнению В.И.Загвязинского, если, во-первых, в ней сложилась воспитательная система, в кото­ рой гармонично сочетаются дидактическая и воспитательная под­ системы, управление и самоуправление, налажена связь со всеми другими институтами социализации. В о-вторых, если школа -4 открытая социально-педагогическая система. В-т р е т ь и х, если в школе и в микрорайоне создана развивающая среда, обеспечива­ ющая включение ребенка в доступные возрасту виды жизнедея­ тельности и отношения, имеющие реальное социальное напол-}| нение или имитирующие это содержание. В-ч е т в е р т ы х, если в реализацию целей социального воспитания включен весь педаго­ гический коллектив, а не только социальный педагог. И, нако­ нец, в-пятых, если развивается ученическое самоуправление, имеются возможности для проявления детской инициативы, сво­ бода выбора формы и вида деятельности.

В теории и на практике выделяются разные типы школ. Одни авторы подразделяют их на общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, с гимназически­ ми и лицейскими классами, гимназии, лицеи. Другие - на школу учебы, в задачу которой входит охват как можно большего числа учеников и их вооружение прочными базовыми знаниями; селек­ ционную школу, в которой за счет жесткой дифференциации, профилизации обеспечивается выпуск конкурентоспособной лич­ ности; общинную школу, в которой интегрируются образователь­ ные, социокультурные и досуговые функции; школу - социо­ культурный комплекс.

Таким образом, школа как социальный институт способствует усвоению подрастающими поколениями устойчивого комплекса правил, принципов, норм, установок, позволяющих им вписать­ ся в определенную систему социальных отношений.

§ 4. Религия как институт социализации

Религия как один из социальных институтов традиционно иг­ рала большую роль в жизни различных обществ, была важней­ шим после семьи фактором социализации человека. Несмотря на секуляризацию, и до сего времени ее роль в жизни сообщества довольно велика.

Религия - это система верований и ритуалов, с помощью ко­ торых группа людей объясняет происходящее и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Представление о мире, которое дает религия, проявляется в человеческом сознании в иллюзиях о существовании сверхчелове­ ческих принципов, правящих природой и обществом. Религия рас­ сматривается как комплексная форма сознания, которая наряду с

шшш^яшшшшяшя

нормативными элементами (правилами поведения), аналогичны­ ми морали, содержит совокупность определенных представлений о природе, обществе, а также выражает эти представления в фор­ ме определенных образов. Из этого следует, что каждая религия содержит две внутренние составляющие: субъективную, которая дает представления о невиданном, но могущественном (мифоло­ гия), и внешнюю, которая формирует практическое отношение к сверхъестественным силам, культ умилостивления их.

Структура любой религии включает в себя пять элементов, ко­ торые обеспечивают определенное влияние на особенности вос­ приятия человеком окружающей действительности и самого себя, сказываются на характере и формах его взаимодействия с другими

в чувстве благоговения к этому существу; т р е т и й - это религи­ озные символы, посредством которых религиозный человек уста­ навливает контакт с этим существом; ч е т в е р т ы й - ритуалы, т.е. особые религиозные действия (молитвы, жертвоприношения, освящение и пр.), посредством которых верующий обращается к божеству; п я т ы й - существование религиозной организации и ее служителей, с помощью которых человек устанавливает связи с Богом.

Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием всех ее механизмов: традиционного, межличност­ ного, рефлексивного, стилизованного. Однако соотношение этих механизмов и сила влияния каждого из них зависит от конфес­ сии.

В процессе социализации человека, как отмечает А. В. Мудрик, религиозные организации реализуют ряд функций: во-первых, ценностно-ориентационную, которая проявляется в позитивном отношении к определенным нормам, системе факторов духовно­ го взрастания (таинства, молитва, пост, духовная среда, духов­ ное чтение и т.д.), основам жизни христианина; во-вторых, регу­ лятивную, которая проявляется в том, что верующие руковод­ ствуются определенными нормами поведения в своей жизнедея­ тельности1 . Например, Н.Е. Пестов приводит 10 положений, сле­ дуя которым можно воспитать в детях прочное послушание (см. Документы и материалы к главе 5); в-третьих, коммуникативную, которая находит свое выражение в создании условий для обще­ ния верующих, в культивировании норм этого общения, в пре­ одолении замкнутости, одиночества человека; в-четвертых, мило­ сердную, которая реализуется в разных формах понимания про­ блем других людей, в сочувствии, поддержке человека, оказав-

1 См.: Мудрик А. В. Социальная педагогика. - 3-е изд., испр. и доп. - М, 2002.-2002.-С. 106-107.

Мустаева Флюра Альтафовна (р. 13.04.1957, Магнитогорск), педагог, кандидат пед. наук (1987), почет. работник высшего профес. образования РФ (2002). Окончила ф-т иностр. яз. МГПИ (1979), аспирантуру при НИИ общест. проблем воспитания АПН СССР (1986, Москва). Работала учителем англ. яз. в СШ № 19 (1979-81). С 1981 в МГПИ (ныне МаГУ): ассистент, старший преподаватель (1981—87), доцент (1990), зав. кафедрой педагогики (1987— 93), и. о. профессора кафедры методологии образования и социальной педагогики (с 1997), организатор и декан ф-та социальной педагогики и социальной работы (с 1998); с 2000 профессор. В 1987 защитила кандидатскую дис. «Взаимодействие трудовых коллективов и семьи в воспитании школьников по месту жительства» (рук. д-р пед. наук В. Г. Бочарова). Область науч. интересов — проблемы социальной педагогики и социальной работы, семейного воспитания, социализации личности; социальная геронтология, социальная работа за рубежом, организационно-адм. работа в системе социальных служб, учреждений и орг-ций. М. читает уч. курсы «Социальная педагогика», «Социальная работа», «История социальной педагогики», «Методика и технология работы социального педагога» и др. Под ее рук-вом факультет сотрудничает с Моск. гос. социальным ун-том, Ин-том педагогики социальной работы РАО, консорциумом «Социальное здоровье России», гор. Управлением образования и центрами социальной защиты, благотворит. фондом «Металлург», общест. движением «Я — женщина» ОАО «ММК» и др. М. рук. дипломных проектов студентов и исслед. работ по педагогике аспирантов МаГУ. Создатель и предс. Магнитогорского отделения Союза социальных педагогов и социальных работников, чл. Междунар. федерации социальных работников, уч.-методич. объединений вузов России по образованию в области социальной работы. Автор более 140 науч. публикаций. Одна из организаторов всерос. конф. « Психолого-педагогические проблемы социальной работы» (2000) и регион. совещания «Женщина на рубеже веков» (2001). Участница всерос. и междунар. совещаний по социальным проблемам. Делегат 2-го Всерос. съезда социальных работников и социальных педагогов (Москва, 2006). Лауреат пр. губернатора Чел. обл. (2002). Награждена Почет. грамотами администрации Чел. области.

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  • представлена авторская трактовка самоопределения семьи как процесса планирования ее саморазвития на основе конструирования ближайших и отдаленных целей, выбора вариантов разрешения возникающих при их осуществлении проблемных ситуаций путем выявления внутреннего потенциала семьи, обеспечивающего успешную реализацию ее основных функций в конкретных социально-экономических и социокультурных условиях;
  • доказано, что самоопределение семьи представляет собой ее переход из состояния преимущественно объекта воздействия природных и социокультурных факторов, веками регулирующих семейную жизнь, в положение субъекта, самостоятельно решающего конкретные проблемы, возникающие в процессе функционирования и развития малой группы;
  • показано, что самоопределение семьи является сознательным взаимодействием ее дееспособных членов при поиске реально возможных способов создания, сохранения, изменения родственных связей под влиянием различных внешних и внутренних факторов;
  • доказано, что ведущим субъектом исторического перехода семьи к самоопределению является женщина. Включение в общественное производство, возможность планирования деторождения, потребность в самореализации и самоутверждении в семейной и внесемейной деятельности являются основными факторами, побуждающими ее к постоянному поиску оптимальных вариантов решения проблемных ситуаций, возникающих при реализации основных функций семьи;
  • обосновано, что самоопределение семьи ведет к появлению у нее особой совокупности норм, правил общения супругов, родителей и детей. Возникает локальная культура, объединяющая несколько индивидов, воспринимающих себя как близких людей, на основе компромиссов, толерантного отношения друг к другу, совместного решения проблем повседневной жизни;
  • раскрыто содержание основных блоков культуры самоопределения семьи: когнитивный - включает знания о потребностях ее членов, преимуществах и недостатках конкретных способов разрешения возникших проблем, имеющихся возможностях совместными усилиями обеспечить сохранение и дальнейшее улучшение условий существования семьи; ценностный блок - значимость реализации интересов как всей семьи, так и ее членов при выборе вариантов семейного саморазвития общности для достижения тех результатов, которые планируется получить в процессе совместной деятельности; поведенческий блок - нормы и правила скоординированных действий;
  • выявлены те изменения в семейной жизни, которые в ходе исторического процесса привели к возрастанию возможностей ее самоопределения: свобода в выборе брачного партнера, экономическая независимость, регулирование репродуктивной функции, ориентация на партнерские отношения, возрастание ценности психологического комфорта в семье;
  • доказано, что сущность кризиса семьи, наблюдающегося во многих странах мира, заключается в разрушении патриархальной семейной культуры, появлении новой, предполагающей определение индивидами как содержания, так и форм семейной организации, что ведет к возрастанию вариативности в родственных связях, перестройке отношений с социумом;
  • определено, что в условиях динамично меняющегося мира требуется перейти от стихийного формирования норм и правил организации семейной жизни к сознательному их конструированию, что вызывает необходимость специальной подготовки к супружеству и родительству на основе формирования навыков саморазвития, самоорганизации, самообразования у всех представителей малой общности;
  • раскрыты следующие противоречия в детерминации самоопределения современной семьи: между потребностью социума в семье, принимающей активное участие в реализации задач его воспроизводства и развития, и ее готовностью без внешнего принуждения включаться в их решение; между потребностью семьи в наличии материальных условий для успешной реализации своих функций и деятельностью социума по их созданию; между потребностью личности в семье, обеспечивающей комфортные условия существования каждого ее члена, и наличием в малой группе соответствующих возможностей; между общественной потребностью в воспитании в семье человека, владеющего основными моральными, трудовыми, эстетическими нормами, и готовностью родителей к решению данной задачи;
  • на материалах эмпирических исследований доказано, что в настоящее время обостряется противоречие между требованиями к содержанию самоопределения семьи на ее разных жизненных циклах и уровнем готовности к изменениям в отношениях между ее членами на протяжении всего периода совместной жизни;
  • раскрыто влияние финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов на самоопределение семьи, выразившееся, с одной стороны, в существенном ограничении возможностей планирования ближайших и отдаленных целей саморазвития, самостоятельного создания материальной базы для их реализации, с другой стороны, в возрастании семейной сплоченности при преодолении возникших проблемных ситуаций;
  • выявлены особенности взаимодействия административных структур, государственных учреждений, социальных служб предприятий, общественных организаций в социальном сопровождении самоопределения семьи на примере моноспециализированного города;
  • доказано, что система социальной работы с семьей в условиях трансформации российского общества, направленная на оказание помощи семье в ее самоопределении, в обязательном порядке включает в себя и социальную работу с несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, безнадзорными и беспризорными детьми и подростками, а также работу по профилактике таких негативных социальных явлений, как социальное сиротство, безнадзорность, беспризорность;
  • разработана прогностическая модель социального сопровождения самоопределения семьи на уровне города, объектом которой являются все проживающие в ней семьи.

1. Мустаева, Ф.А. Школьник, его семья и социальный педагог – зона доверия / Ф.А. Мустаева // Народное образование. – 2001. – № 7. – С. 190-194.

2. Мустаева, Ф.А. Социальная политика на промышленном предприятии: вопросы теории и практики / Ф.А. Мустаева // Социальная политика и социология. – 2004. –№ 1. – С. 30-37.

3. Мустаева, Ф.А. Государственная поддержка семьи в Челябинской области (по материалам социологического исследования) / Ф.А. Мустаева // Социальная политика и социология. – 2008. – № 6 (42). – С. 39-45.

4. Мустаева, Ф.А. Социальные проблемы современной семьи / Ф.А. Мустаева // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 109-113.

5. Мустаева, Ф.А. Семья как фактор социализации ребенка / Ф.А. Мустаева // Семья в России. – 2009. – № 2. – С. 51-56.

6. Мустаева, Ф.А. Семья как объект социальной политики на предприятии / Ф.А. Мустаева // Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. – 2009. – № 1/2 (64). – С. 27-35.

7. Мустаева, Ф.А. Актуализация проблемы социальной работы с семьей в условиях финансово-экономического кризиса / Ф.А. Мустаева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 42 (180). – Философия. Социология. Культурология. Выпуск 15. – С. 180-183.

8. Мустаева, Ф.А. Семья в системе жизненных ценностей современной молодежи / Ф.А. Мустаева // Социальная политика и социология». – 2009. – № 8 (50). – С. 169-173.

9. Мустаева, Ф.А. Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи / Ф.А. Мустаева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 1 (182). – Философия. Социология. Культурология. Выпуск 16. – С. 162-167.

10. Мустаева, Ф.А. Социальная работа с семьей как часть семейной политики / Ф.А. Мустаева // Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. – 2010. – № 2 (77). – С. 178-186.

11. Мустаева, Ф.А. Семья в условиях финансово-экономического кризиса / Ф.А. Мустаева // Социологические исследования. – 2010. – № 7 (315). – С. 66-68.

12. Мустаева, Ф.А. Особенности реализации экономической функции семьи в современных условиях / Ф.А. Мустаева // Социальная политика и социология. – 2010. – № 8 (62). – С. 121-131.

13. Мустаева, Ф.А. Проблемы самоопределения семьи в воспитательной деятельности / Ф.А. Мустаева // Дискуссия: политематический журнал научных публикаций. – 2011. – № 6(14). – С. 74-79.

14. Мустаева, Ф.А. Самоопределение современной российской семьи как тенденция ее развития / Ф.А. Мустаева // Социальная политика и социология. – 2011. – № 6 (69). – С 117-124.

15. Мустаева, Ф.А. Самоопределение семьи в реализации экономической функции / Ф.А. Мустаева, А.В. Меренков // Дискуссия: политематический журнал научных публикаций. – 2011. – № 7(15) – С. 114-119.

16. Мустаева, Ф.А. Особенности самоопределения городской и сельской семьи в условиях рыночной экономики как социологическая проблема / Ф.А. Мустаева // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. – № 6. – С. 32-39.

Монографии.

17. Мустаева, Ф.А. Социализация личности ребенка в семье: монография / Ф.А. Мустаева. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 152 с.

18. Мустаева, Ф.А. Семья и дети как объект социальной работы: монография / Ф.А. Мустаева. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – 310 с.

Статьи, тезисы докладов в других изданиях.

19. Мустаева, Ф.А. Взаимодействие семьи, школы и трудового коллектива в воспитании подрастающего поколения / Ф.А. Мустаева // Передовой педагогический опыт. Экспресс-информация. Выпуск 9 (129) / Редкол.: Я.С. Турбовской (отв. ред.) и др. – М. : НИИ ОП АПН СССР, 1985. – 18 с.

20. Мустаева, Ф.А. Social Protection of Family in a Russian Provincial Town. (Социальная защита семьи в условиях российского провинциального города) / Ф.А. Мустаева // Work. Economy. Welfare: Professional Social Work Promoting Human Society for All: IFSW European Seminar. Book of Abstracts. – Helsinki, Finland, 1999. (Работа, экономика и благосостояние: профессиональная социальная работа во имя создания гуманного общества для всех: Европейский семинар. Сборник тезисов. – Хельсинки, Финляндия, 1999. – С. 16-18.

21. Мустаева, Ф.А. Взаимодействие школы и семьи как социально-педагогическая проблема / Ф.А. Мустаева // Методология и технология воспитания в современных условиях и проблемы подготовки учителя: Сборник статей по материалам Первой Всероссийской научно-практической конференции / Сост. и отв. ред. Г.М. Коджаспирова. – М. : МГПУ, 2001. – С. 227-230.

22. Мустаева, Ф.А. Социальная защита женщин в условиях кризисного центра / Ф.А. Мустаева // Женщина на рубеже веков: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Ф.А. Мустаевой. – Магнитогорск: МаГУ, 2001. – С. 70-73.

23. Мустаева, Ф.А. Направления реализации семейной политики на городском уровне / Ф.А. Мустаева // Демографический кризис в России как комплексная проблема. Причины и пути решения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н.Н. Крыгиной, О.А. Копцевой. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – С. 52-56.

24. Мустаева, Ф.А. Социальное обслуживание семьи как направление семейной политики в провинциальном промышленном городе / Ф.А. Мустаева // Социология в российской провинции: тенденции, перспективы развития: в 5 ч. – Екатеринбург, 2003. – Ч. 2.– С. 284-288.

25. Мустаева, Ф.А. Взаимодействие с семьей клиента – важный принцип деятельности специалиста по социальной работе / Ф.А. Мустаева // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике: Материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27-28 марта 2003 г.; Вып. 2. / Российский государственный профессионально-педагогический университет. – Екатеринбург, 2003.– С. 43-49.

26. Мустаева, Ф.А. Государственная семейная политика: проблема подготовки подрастающего поколения к семейной жизни / Ф.А. Мустаева // Семейная политика: демографический кризис и общественная безопасность: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции / Под ред. О.А. Копцевой. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – С. 172-180.

27. Мустаева, Ф.А. Социально-педагогическая поддержка семей группы риска в условиях провинциального промышленного города / Ф.А. Мустаева // Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы: материалы III науч.-практ. конф. / отв. ред. М.Н. Акимова. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. – С. 292-299.

28. Мустаева, Ф.А. Государственная семейная политика: особенности реализации в условиях промышленного города / Ф.А. Мустаева // Социальная педагогика и социальная работа XXI века: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции / под ред. С.Н. Испуловой, Г.А. Кудрявцевой, О.Л. Потрикеевой, Н.В. Сычковой. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. – С. 37-41.

29. Мустаева, Ф.А. Взаимодействие теории и практики в подготовке студентов к работе с семьей в условиях провинциального промышленного города / Ф.А. Мустаева // Семья и образование. Материалы II Международного конгресса «Российская семья» по теме «Семья и образование». Москва, 14-15 апреля 2005 года / Под общей ред. Г.И. Климантовой. – М.: Изд-во РГСУ, 2006. – С. 197-202.

30. Мустаева, Ф.А. Социальный портрет современной семьи г. Магнитогорска / Ф.А. Мустаева // Семья в современном обществе: материалы всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Ф.А. Мустаевой (отв. ред.) – Магнитогорск, 2007. – С. 19-23.

31. Мустаева, Ф.А. Усиление помощи семье в воспитании детей как одно из направлений государственной семейной политики / Ф.А. Мустаева // Семья в современном обществе: материалы всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Ф.А. Мустаевой (отв. ред.) – Магнитогорск, 2007. – С. 275-280.

32. Мустаева, Ф.А. Проблема материального положения современной семьи (на примере г. Магнитогорска) / Ф.А. Мустаева // Семейные отношения в полиэтническом социуме: материалы докладов и выступлений Всеросс. конгресса (г. Уфа, 7-8 июня 2007 г.). – Уфа: Изд-во РГСУ, 2007. – С. 220-222.

33. Мустаева, Ф.А. Проблема социальной защиты семьи и детства (на примере города Магнитогорска) / Ф.А. Мустаева // Стратегия повышения социальной защищенности отдельных групп населения: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (Иркутск, 15 июня 2007 г.). – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. – С. 68-72.

34. Мустаева, Ф.А. Социальные проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / Ф.А. Мустаева, К.В. Седова // Семья в современном обществе: материалы всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Ф.А. Мустаевой (отв. ред.) и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 156-163.

35. Мустаева, Ф.А. Социальные проблемы современной российской семьи / Ф.А. Мустаева // Модель социально-экономического и политического развития современной России: проблемы, перспективы: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – С 206-211.

36. Мустаева, Ф.А. Социальные проблемы молодой семьи: сравнительный анализ на примере сельской и городской семьи / Ф.А. Мустаева, Г.В. Петрова // Социальные проблемы современной молодежи: сборник материалов международной научно-практической конференции, 3-4 декабря 2008г., г. Магнитогорск / под ред. Ф.А. Мустаевой (отв. ред.) и др. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – С. 404-407.

37. Мустаева, Ф.А. Направления реализации семейной политики на уровне города: гендерный аспект / Ф.А. Мустаева // Семья в XXI веке: ценности, ориентиры: материалы II Международной научно-практической конференции (ноябрь 2008г.) (Под общ. ред. В.Я. Мачнева, Л.В. Куриленко). – Самара: Изд-во «Универс групп», 2008. – С. 112-117.

38. Мустаева, Ф.А. Городская и сельская семья: общие социальные проблемы / Ф.А. Мустаева // Семья и демография: региональная политика: материалы Второго Южно-Уральского социального форума, 13-14 ноября 2008 г., г. Челябинск / отв. ред. Т.Г. Калугина. Ч. 1. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧелГУ, 2008. – С. 87-91.

39. Мустаева, Ф.А. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних – актуальная социальная проблема / Ф.А. Мустаева // Социономикон. Международный сборник научно-практических работ. Вып. 5. – Ростов н/Д.: NB, 2008. – С. 43-46.

40. Мустаева, Ф.А. Особенности социально-педагогической работы с семьей в условиях российского промышленного города / Ф.А. Мустаева // Социально-педагогические возможности и перспективы развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Орал: Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова, 2009. – С. 26-29.

41. Мустаева, Ф.А. Профессиональная подготовка специалистов к социальной работе с семьей в условиях российской высшей школы / Ф.А. Мустаева // Национальное составляющее истории образования и науки Казахстана: Материалы международной научно-практической конференции (4 декабря 2009 г.) / Под общей ред. Ж.К. Шаймарданова. – Аркалык: Аркалыкский государственный педагогический институт, 2009. – С. 284-287.

42. Мустаева, Ф.А. Южно-Уральская семья в современных условиях: результаты социологических исследований / Ф.А. Мустаева // Социальное развитие региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – С. 149-153.

43. Мустаева, Ф.А. Исследование влияния кризиса на семью в регионе / Ф.А. Мустаева // Социокультурные проблемы развития регионов России в условиях кризиса: Материалы Тюменского социологического Форума 15-16 октября 2009 года / Под ред. М.М. Акулич. – Тюмень, 2009. – С. 163-164.

44. Мустаева, Ф.А. Роль семьи в интеллектуальном развитии личности / Ф.А. Мустаева // Интеллектуальный потенциал поколений в социально-гуманитарном знании: сборник докладов международной научно-практической конференции «Развитие интеллектуального и инновационного потенциалов поколений регионов в трансформирующемся обществе» / Сост.: Жирякова С.Н., Гаева А.П., Абрамова Т.В. [и др.]. – Губкин: ООО «Айкью», 2010. – С. 284-289.

45. Мустаева, Ф.А. Противоречивый характер социальной работы с семьей в современных условиях / Ф.А. Мустаева // Актуальные вопросы социальной работы с различными категориями населения: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 28 октября 2010 года. Сб.: ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия». – Киров, 2011. – С. 118-124.

46. Мустаева, Ф.А. Сущностные характеристики самоопределения современной семьи / Ф.А. Мустаева // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: Материалы XIV Международной конференции памяти проф. Л.Н. Когана, 17-18 марта 2011 г., г. Екатеринбург. Ч. 2.: УрГУ, 2011. – С. 165-172.

47. Мустаева, Ф.А. Социальная работа с семьей в условиях специализированного учреждения: качество социальных услуг / Ф.А. Мустаева, О.Л. Потрикеева // Материалы международной научно-практической конференции «Качество услуг социальной работы». 7-8 апреля 2011 г. / Под общ. ред. д. экон. наук М.Н. Максимовой. – Казань: КГМУ, 2011. – С. 179-182.

48. Мустаева, Ф.А. Социализация детей, проживающих вне семьи, как проблема социальной педагогики / Ф.А. Мустаева // Социальная педагогика: вызовы XXI века: сборник материалов Международного конгресса специалистов социальной сферы. 22-23 сентября 2011 года / отв. ред. Е.А. Юрина; адм. Тамб. обл. [и др.]. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. – С. 577-582.

49. Мустаева, Ф.А. Проблема «двойной загруженности» современной женщины и ее самоопределения в общественном труде / Ф.А. Мустаева // Женщина в современном обществе: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 12-13 октября 2011 г., г. Магнитогорск / под ред. Ф.А. Мустаевой – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – С. 122-129.

50. Мустаева, Ф.А. Особенности социальной работы с семьей на современном этапе развития российского общества / Ф.А. Мустаева // Социальная работа в России: тенденции и перспективы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2 томах. Том 2 (14-15.10.2011, г. Таганрог). – Таганрог, 2011. – С. 329-334.

51. Мустаева, Ф.А. Деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних с неблагополучными семьями / Ф.А. Мустаева // Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: материалы первой международной научно-практической конференции 27-28 октября 2011 / Под ред. В.С. Торохтия. – М. : Граница, 2011. – С. 441-447.

52. Мустаева, Ф.А. Самоопределение современной семьи как психологическая и социологическая категория / Ф.А. Мустаева // Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения: материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 20-21 октября 2011 г. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – С. 295-298.